Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Души, сорвавшие маски

В мая 2019 года в редакции журнала «Москва» состоялось обсуждение творчества Веры Галактионовой. Особое внимание вызвала повесть «Зона ветров», опубликованная в 10-ом номере журнала за 2018 г. Во встрече приняли участие прозаики, поэты, журналисты, представители научного сообщества, сотрудники редакции журнала, читатели из числа студенческой молодежи. Внимательно слушала выступающих и отвечала на их вопросы Вера Галактионова.

Я всегда делила авторов на две группы: тех, кто пишет «бесселлерную» прозу. Ее читаешь без отрыва, будто в полёте, увлекаясь сюжетом. Это мои любимые Достоевский, Распутин, Лихоносов. И тех, в которых я познаю мудрость, наслаждаясь процессом чтения. Их, бывает, читаю долго, возвращаясь и перечитывая, удивляясь умению и постоянно открывая новое. Это Лесков, Личутин, Дмитрий Балашов. К таким я относила и писателя Веру Галактионову. Ее проза остановила меня, когда я «поглощала» одну книгу за другой. На творческую встречу, организованную клубом «Соты» и проводимую каждую третью пятницу месяца в редакции журнала «Москва» на Старом Арбате, ведущая Анастасия Чернова пригласила прозаика Веру Галактионову. Для прочтения и обсуждения членам клуба и гостям рекомендовалась повесть «Зона ветров», опубликованная в 2018 году в 10 номере «Москвы».

Из приоткрытого окна со Старого Арбата доносились звуки предвечерних гуляний: обрывки песен, рок-музыки, разухабистые выкрики татуированной молодёжи. А в редакции шёл серьёзный разговор с писателем Верой Галактионовой. Именно в этом месте Арбата, вдруг понимаешь, что есть наносное, поверхностное в жизни, и есть истина, рожденная писателем, которая всё равно найдёт своего слушателя. Повесть о непростых для России 90-х годах, когда были потеряны советские идеалы, и ещё не сложились новые. О людях, которые выживают за счёт потери нравственных ориентиров и человеческого достоинства. В противовес им — другие, несмотря на скорби и лишения, не отступают от нравственных заповедей и через страдания приходят к истине. Разговор не сосредоточился на одной только повести. Писатель Анастасия Чернова отметила «космичность» творчества Веры Галактионовой. Чувства, передаваемые её героями, и поступки, ими совершаемые, созвучны природным явлениям, и причастны к событиям Вселенского масштаба. Этой теме была посвещена научная статья Анастасии Черновой «Звездно-лунная символика в повестях Веры Галактионовой (фольклорные и древнерусские мотивы)», изданная в сборнике «Семантика народной культуры в литературе» по материалам международной конференции в Московском педагогическом государственном университете.

Поэт Александр Сизухин уверен, что творчество большого писателя — это одна книга с продолжением. То, что Вера Григорьевна Галактионова — один из крупнейших писателей современности, у Александра Сизухина не вызывает никаких сомнений. В доказательство, поэт привёл несколько цитат из её произведений, охарактеризовав ими сочность, яркость и образность языка. Аргументировано указал на общие черты в прозе Андрея Белого и Веры Галактионовой. Для Александра Сизухина символичны некоторые детали: Андрей Белый родился в доме на Арбате, неподалеку от здания редакции журнала. Действие повести «Зона ветров» тоже частично происходит в редакции журнала.

По каким законам развивается творческий процесс? Вера Галактионова уверена, что не только художник управляет им. Иногда происходит взаимовлияние, и процесс может управляться Творцом. Когда появляется замысел, важно его не передержать, чтобы не ушли живость и острота момента. И еще, нужно стремиться к «внутреннему сопротивлению текста», потому что «легкописание» часто уводит от стержневой идеи.

Секретаря Союза писателей России, поэта Алексея Полуботу интересовало, как Вере Григорьевне удалось передать живую, самобытную русскую речь в сказовой повести «Большой крест», не сорвавшись на стилизацию. В юном возрасте Вера Галактионова услышала на малой родине, в соседней от родной Сызрани деревне, речь местных стариков. И уже тогда детским чутьём поняла: старый русский язык законсервировался в говорах, и может безвозвратно утеряться, если его не запомнить, не сберечь, не сохранить. Яркая, лексически богатая речь местных жителей органично вошла, наполнила собой прозу Веры Галактионовой. Мы еще не в полной мере осознали, что это и есть наше национальное достояние, еще не в полную силу насладились им. Сохранившая русскую народную речь художественная литература тоже может стать для кого-то отправной точкой, средством познания души русского человека, пробудить «свечение» собственных текстов. Хорошая литература способна разбудить глубинные слои в человеке.

Поэт Андрей Галамага считает писателя Владимира Бутромеева, работающего в жанре магического реализма, близким по духу прозе Веры Галактионовой. Религиовед Марина Чудненко, анализируя повести «Зона ветров» и «Спящие от печали», проследила христианское мировоззрение автора.

Из приоткрытого окна в редакции журнала «Москва» со Старого Арбата продолжают доноситься звуки вечерних гуляний, уже с появившимися к ночи нотками предстоящей тайны личной жизни: в звуки песен вкрапливаются нотки восхищения, тяжелеет рок-музыка, в выкриках татуированной молодёжи появляются призывные интонации. А в редакции всё ещё идёт серьёзный разговор с писателем Верой Галактионовой. Рассуждая о современной социальной ситуации, Вера Григорьевна сожалеет, что сейчас юные надевают затейливые маски, чтобы потом, взрослея, начать их сдирать, очищая души от всего временного, наносного. И почему-то приходит уверенность, что современная молодежь будет читать прозу Веры Галактионовой, где, по словам ведущей встречи Анастасии Черновой, присутствует «всегдашнее противостояние порока и добродетели». Это всегда притягательно, особенно, для неопытных людей. Особенно, если читать неторопливо, смакуя старорусский вес прозы Веры Галактионовой, соучаствуя в познании мудрости, подаренной автором. С нею молодежь сможет легче разобраться в истинности или ложности своих жизненных опытов, утвердиться в ценностях, основанных на национальном менталитете. А это уже дорога к соучастию в судьбах людей, к сотворчеству с Богом, к которым и стремятся герои повестей и рассказов Веры Галактионовой.

Людмила Семенова





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0