Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Гарсиа Маркес

Сергей Марков

Гарсиа Маркес

Незадолго перед тем, как ознакомиться с книгой Сергея Маркова, я прочитал фундаментальную биографию Джеральда Мартина «Габриэль Гарсиа Маркес». Сказать по правде, я немного сомневался в возможности существования какой-то новой книги о знаменитом колумбийском писателе, после труда Мартина, потратившего на работу над ним 17 лет, скрупулезно собравшим все мельчайшие осколки биографии, не упустившего ни одной существенной фигуры, промелькнувшей в жизни Маркеса.

Но знакомство с книгой нашего соотечественника и современника оказалось приятным сюрпризом. По части фактологической, текстологической, интерпретационной и т.д. Марков и не думал соревноваться с маститым западным исследователем. Он написал книгу о своем хорошем знакомом, с которым встретился в дни своей журналистской молодости на Кубе и провел много часов за простым человеческим общением.

Книга Мартина немного холодновата, нудновата, пусть даже и точна в бездне важных деталей.

Книга Маркова живая, написанная взахлеб, просто чувствуется на каждой странице, что автор не просто уважает Маркеса, проникнут пиететом по отношению к нему, а любит своего героя.

Почему Куба?

А в то время вся Латинская Америка делилась на тех, кто за Кастро и Че, и за тех, кому хотелось бы сохранить хорошие отношения с Вашингтоном. Кастро был чем-то вроде реинкарнации Симона Боливара, его авторитет, как лидера кубинской революции был высок неимоверно, поэтому почти что всякий латиноамериканский литератор считал своим долгом присягнуть на верность Кастро и революции. Не делающие это рисковали потерять значительную часть авторитета. А уж выступить против Гаваны, считалось подлостью.

И было чревато неприятными последствиями.

Не только злокозненные американцы могли с помощью своих разведывательных щупальцев испортить человеку жизнь, но и консолидированная неприязнь литераторов социалистов была небезопасна. Так Борхес, есть такое мнение, не получил пресловутую Нобелевскую награду именно потому что считался консерватором и даже чуть ли не фашистом.

По книге Маркова это видно очень хорошо. Помимо бесед с главным героем в тексте книги длинные беседы с другим гением латиноамериканского романа, лидировавшего тогда в мире, Хулио Кортасаром. Он тоже пребывал на Острове Свободы, и даже есть основания полагать, что его связь с Фиделем была куда прочнее, чем связь самого Маркеса. В данном случае, можно наверно говорить даже не о связи, а о зависимости. Кортасар и шага не мог ступить без совета гаванских кураторов.

Маркес был в несколько другом положении, и уж это свойство натуры, надо понимать. Он и с Фиделем обнимался, и в американские университеты ездил читать лекции, и с высшими американскими чинами фотографировался.

Оставаясь при этом Маркесом.

Мне кажется, Сергей Марков хороший прозаик и лихой журналист написал интересную, живую книгу.