Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Корабль в пустоте

Новый роман известного писателя и мастера литературного цеха, значительные усилия вкладывающего в воспитание литературных талантов, в максимальной степени отражает мое понимание окружающего мира. После прочтения испытал очень необычные ощущения, которых давно не испытывал.

И каково название! Именно так, вокруг нас пустота, и каждый человек идет в своей жизни той или иной траекторией, со своими бедами, невзгодами, победами, достижениями, между точками рождения и смерти на временной шкале. Перед ним постоянно возникают многочисленные разветвления жизненной траектории, и он идет туда, куда идет. Почему именно туда, хотелось бы сказать, одному Богу известно, но ведь и это вилами на воде писано. Все направления абсолютно равноценны, у человека свободная воля и, казалось бы, он сам выбирает свой жизненный путь. Но, по-видимому, и это не так. Если вокруг пустота, то куда ни кинь, всюду клин, как говорится. Поэтому идет человек наудачу, ориентируясь на внешние маяки, знаки, внутреннее ощущение происходящего вокруг. Мир сигналит, весь вопрос в том, сумеешь ли разглядеть немногочисленные сигналы, чтобы не завернуть совсем уж не туда. А не туда означает в болото, жизненное болото, то есть станешь одним из тех, многих, то есть большинства.

Главный герой по профессии ‒ писатель, интересуется историей различных народов. Происходящее с тобой в жизни ‒ это следствие твоих профессиональных или любительских занятий, затрагивающих суть мира, его краеугольные составляющие. Вспомнилось одно из их лучших, на мой взгляд, произведений Стругацких, повесть "За миллиард лет до конца света". В ней мир негативно реагирует на фундаментальные открытия в астрофизике, сигналит, чтоб герой не лез глубже в понимании тайн природы, которые не дано знать человеку. В романе Воронцова тоже реагирует Мироздание, но природа этой реакции находится в сфере Духовности, а не в физическом мире. Причем эта реакция совершенно не однозначна, можно сказать, даже не адекватна, то есть сложно понять, зачем и почему Мироздание реагирует именно так, к чему тебя подталкивает.

Автор использует, казалось бы, стандартные литературные артефакты, чтобы показать эти разветвления, этот запутанный жизненный лабиринт, из которого множество потенциальных выходов. Порталами между потенциальными мирами для героя являются обычные зеркала, на поверхности которых в тех случаях, когда появляется возможность пройти сквозь зеркало в другой мир, возникает рябь. В данном случае, это просто прием, и стандартность не имеет никакого значения. Зеркало с рябью лишь сигнал, что можешь войти. Но можешь и не входить, это твое решение. Кажется, появление ряби ‒ это подсказка свыше, которой грех не воспользоваться. Однако это далеко не так, часто это ложный путь.

Дело в том, что герой интересуется родословной славян. Откуда они пришли, какие народы были их пращурами. В научной среде высказываются разные версии, одной из них является предположение о родстве славян с европейскими народами этрусков и венетов, то есть, что эти народы — праславяне. Герой направляется на конференцию, посвященную этрускам, и начинается необычное. Не стоит пересказывать детали сюжета, они сами по себе увлекательные, но суть в том, что мир или, точнее, болото мира не желает развития этих исследований, поэтому препятствует им путем прямого воздействия на жизненный путь героя. Он начинает попадать в различные миры, которые сдвинуты во времени и пространстве, в которых жизнь героя ухудшается, обрастая новыми и новыми негативными обстоятельствами. Герой в полном недоумении, что с ним происходит, задается вопросом, как вернуться к привычной жизни? Действительно, получается блуждание корабля в пустоте, и его капитан никак не может выбрать верный путь.

Изложенное ‒ одна из граней романа. Но есть и другая. Герой вдруг выясняет, что происходящие с ним в жизни странные события совпадают с сюжетом романа, который он в одном из миров, в который попал вследствие блужданий сквозь зеркала, — написал и сдал в издательство для публикации. То есть, оказывается, действие происходит в выдуманном им самим мире, в который он попал в одном из вариантов его реальной жизни. Каково? Речь идет, ни много ни мало, о взаимозаменяемости выдуманных и реального миров, то есть о виртуальности бытия. Именно в этом направлении развиваются некоторые современные научные представления о природе Мироздания.

Надо отдать должное герою, он сумел сориентироваться в необычной ситуации, не исчез, не растворился в небытии, вышел из ситуации с честью. А ведь бесследно исчезают целые цивилизации, как произошло с этрусками, что уж говорить об отдельном человеке, одиноком корабле в окружающей его пустоте. И здесь пронзительно звучит нота о России, которой грозит судьба этрусков, ‒ исчезнуть бесследно в истории, а что делать, непонятно, ведь вокруг пустота. Но пример героя романа показывает, что шанс есть, нельзя сдаваться, нужно бороться и искать выход из любой, самой негативно складывающейся ситуации.

Еще один аспект романа. Не так часто православная молитва в художественном произведении является литературным приемом. В романе именно молитва спасает героя в нескольких безвыходных ситуациях и переносит в другой пространственно-временной континуум в калейдоскопе возможных миров. Здесь не имеет принципиального значения, что используется именно православная молитва. Речь о прямом обращении к судьбе или высшим силам, можно называть как угодно. Искренняя подобная просьба в критические моменты выручает; так считает автор, и я склонен согласиться.

Не часто в современной российской литературе встречаются произведения подобного масштаба. Это и философский роман, и увлекательный триллер с напряженным действием, и познавательное историческое полотно об истории древних народов, и тонкое описание картин современной российской жизни и оттенков человеческих чувств и переживаний. Хочется выразить пожелание автору, чтобы он не зарывал талант в землю и, несмотря на занятость, чаще радовал нас новыми произведениями. Вдумчивый читатель ждет их.

Андрей Воронцов. Корабль в пустоте. — М.: Eksmo Digital, 2021. — 260 с.

Владимир Чакин, доктор технических наук, Карлсруэ, Германия