Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

О вопросах, рассматриваемых на Всеправославном соборе

Из письма 1976 года архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина), адресованного митрополиту Ювеналию (Пояркову), на тот момент занимавшему должность председателя Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, по поводу созыва Всеправославного собора.
 
...Вопрос о целесообразности созыва Всеправославного, но отнюдь не Вселенского собора, не потому, конечно, что мы без католиков не имеем права созывать Вселенские соборы, это абсурд, ведь Православная Церковь не потеряла свою полноту, а потому, что мы к нему не подготовлены, в нем нет крайней богословской необходимости, и только будущее может определить, является ли данный собор Вселенским или нет, и даже разбойническим, вопрос о созыве даже Всеправославного собора в настоящее время является сложным и не бесспорным. Не говорю уже об отсутствии материальных средств, да и благоприятных общественно-политических условий, необходимых, чтобы созвать «настоящий» собор, то есть такой, на котором присутствовала бы полнота епископата всех автокефальных церквей и могла бы заседать продолжительное время, достаточное для спокойного изучения и рассмотрения предлагаемых для решения вопросов (предварительное их обсуждение комиссиями отдельных церквей ни в коем случае не может заменить их совместное рассмотрение православной полнотой), помимо всего этого нет никакой уверенности, что имеющие быть вынесенными богословские постановления окажутся на должной высоте и смогут приобрести авторитетность, подобную решениям древних соборов. А если это так, то на что выносить богословские определения, которые вскоре потеряют свое значение.
Единственные богословские вопросы, которыми будущему собору следовало бы заняться, это признание собора 879–880 годов, при папе Иоанне VIII и патриархе Фотии, на котором была представлена в последний раз вся Церковь, как восточная, так и западная, и на котором совместно с Восьмым Вселенским собором был провозглашен Никейско-Царьградский Символ веры без Филиокве. А также всеправославное подтверждение константинопольских соборов 1341 и 1351 годов, одобривших богословское учение св. Григория Паламы, недостаточно внедрившееся еще в сознание многих православных.
Но если нет крайней необходимости, чтобы будущий собор занялся чисто богословскими проблемами, то рассмотрение им и принятие решений по церковно-практическим вопросам представляется крайне необходимым и даже срочным...
Насколько помню, два еще вопроса включены в программу Всеправославного совещания: второбрачие духовенства и изменения в смысле ослабления правил о посте в Православной Церкви.
Жалею об этом, ибо сам факт постановки и обсуждения таких вопросов бросает тень на собор в глазах православного общественного мнения, на Святой горе афонской в частности (а Афон — сердце православия). Относительно первого скажу кратко: второбрачие духовенства противоречит самому Слову Божию (не только канонам). Апостол Павел пишет: «Епископ должен быть мужем одной женщины» (1 Тим. 3, 2). По тогдашней терминологии под словом «епископ» подразумевался часто и пресвитер. Никакие практические соображения не могут убедить Православную Церковь вынести постановление, противоречащее Священному Писанию. Идя по этому пути, мы того и гляди скоро докатимся и до признания женского священства! Единобрачие духовенства имеет глубокий богословский смысл, нет нужды его здесь развивать, об этом хорошо писал проф. Троицкий. Что же касается церковной практики, то тут возможна некоторая «икономия», впрочем, очень ограниченная.
Еще более неприемлемы всякие попытки изменить и ослабить святоотеческие постановления о постах.
Правила эти, восходящие к апостольским временам (см., например, место из памятника конца I века «Дидахи» о посте в среду и пятницу, как отличительном признаке христианина), хотя и подвергались в течение ряда веков патристического периода изменениям и развитию, образовали собой стройное и сложное гармоническое целое, тесно связанное с богослужебным и вообще благочестивым строем православной жизни, и являются одной из главных основ народного благочестия. Посты, правда, крайне слабо соблюдаются современными православными, но они по крайней мере сознают, что, поступая так, они прегрешают, и духовники, видя их покаянные чувства и снисходя к их немощи, прощают им (здесь выявляется характерная для православия свобода, духовник ничем не связан).
Наивно также думать, что если мы смягчим правила поста, то они будут больше соблюдаться верующими. Скорее наоборот: если святоотеческие правила не соблюдают, то нашими постановлениями тем более будут пренебрегать. С другой стороны, печальный опыт Римско-католической церкви с ее поблажками в области поста, точнее почти полной его отмены, не только не привлек кого бы то ни было к Церкви, но повел к массовому от нее отпадению (как, например, в Америке, где отмена поста в пятницу, отличительный признак католиков от протестантов, имела своим последствием резкое падение посещаемости католических богослужений).
Не отменять посты должен будущий Всеправославный собор, а обратиться к верующим с посланием об их лучшем посильном соблюдении.
 
5 ноября 1976 года
 
От редакции. Как известно, Вселенский патриарх Варфоломей решил созвать Святой и Великий собор Православной Церкви в Константинополе в 2016 году. В приглашениях, разосланных патриархом Константинопольским Варфоломеем предстоятелям поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного собора 2016 года:
1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
3. Процедура признания статуса церковной автономии.
4. Диптих. Правила взаимного канонического признания православных церквей.
5. Установление общего календаря праздников.
6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
7. Вопрос поста в современном мире.
8. Связь с другими христианскими конфессиями.
9. Экуменическое движение.
10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.
Для подготовки к Всеправославному собору 2016 года было принято решение о создании специальной Межправославной комиссии, которая должна закончить свою работу до Святой Пасхи 2015 года. В ее задачи входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, а также редактирование, где это необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого собора, как: «Православная Церковь и экуменическое движение», «Связи Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Вклад Православной Церкви в обеспечение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и в ликвидацию расовой и иной дискриминации», а также «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня».
Существуют серьезные опасения, что подготавливаемый Константинопольской патриархией Всеправославный собор 2016 года должен будет узаконить на высшем уровне линию секулярно-либеральной реформации Православия, трансформации его в так называемое обмирщенное «европравославие», а по сути — измену ему. Возможность совершить такой грандиозный переворот в Православной Церкви существует из-за наличия активной секуляризованной современной паствы и клира, которые порождают полное безразличие к истине и нежелание ею жить и ее отстаивать.
Православные люди высказывают обеспокоенность, что все поднимаемые на соборе 2016 года проблемы и вопросы будут узаконивать именно либеральный тренд современного «европравославия», а для этого, вероятно, будут самым активным образом пересматриваться и редактироваться святые каноны и многовековые традиции Православной Церкви, лишая Церковь благодатной роли и важных спасительных ориентиров, превращая ее окончательно лишь в некую религиозную систему.
Cозыв такого собора будет проходить в эпоху все более ускоряющихся глобализационных процессов, дирижеры которых неизбежно попытаются оказать свое антихристианское влияние на ряд соборных решений. Вспомним «Всеправославный конгресс» в Константинополе 1923 года, когда под давлением масонской верхушки Константинопольской патриархии многим православным церквам был навязан григорианский календарь.
В сентябре 2011 года председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) приоткрыл некоторые секреты, связанные с подготовкой к этому Великому собору: по его словам, оказывается, «уже по восьми темам церкви сумели договориться — по этим темам можно и провести собор. Это, например, вопросы календаря, унификации церковных постановлений о посте, о препятствиях к браку, об отношении Православия к остальному христианскому миру и экуменизму».
Однако возникает правомерный вопрос: почему же верующие Русской Православной Церкви до сих пор не оповещены о позиции священноначалия по этим важнейшим вопросам церковной жизни? Верующие даже не знают, какова будет позиция делегации нашей Церкви на этом Соборе по важнейшим для Православия вопросам, особенно по пунктам 5, 7, 8 и 9!
Нам ничего не говорят, ничего не обещают. А ведь возможен и такой вариант: после собора нам заявят, что делегация РПЦ была против любых нововведений и пересмотра канонов, но мы, мол, не могли пойти против мнения большинства православных церквей ради общеправославного единства и солидарности! Есть опасения, что так и будут навязаны Церкви Русской «единодушно принятые на Всеправославном соборе» обновленческие реформы.
Очевидно, что Православная Церковь вовсе не нуждается в этом соборе. И только нынешние раздоры и конфликты между поместными православными церквами, оттягивая созыв Всеправославного собора, служат, как это ни парадоксально, благу вселенского православия и, в частности, Русской Церкви. Чем больше будет разногласий между поместными православными церквами, в первую очередь между Константинопольской и Русской, — тем больше вероятность того, что подготавливаемый Константинопольской патриархией Всеправославный собор, на котором может произойти масштабная реформация церковных канонов и церковного предания (послабление или даже частичное упразднение постов, единый календарь, экуменическое движение...), будет отложен или соберется не скоро, ибо созыв его станет весьма затруднительным. Ведь сегодня самая главная опасность для сохранения канонов Церкви, церковного Предания и церковных традиций исходит никак не из того, кто конкретно будет занимать 5-е место в Диптихе православных церквей, или в Пентархии, а от кулуарно подготавливаемых тем Всеправо­славного собора 2016 года, на котором большинством голосов могут быть приняты роковые для судеб Православия реформы.




Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0