Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Екатерина Великая на экране, или торжество невежества

Вячеслав Сергеевич Лопатин — российский кинорежиссер, сценарист. Снял более сорока научно-популярных, документальных и учебных фильмов.
Автор книг «Екатерина II и Г.А. Потемкин: Личная переписка» (1997), «Жизнь Суворова, рассказанная им самим и его современниками» (2001), «Светлейший князь Потемкин» (2005), «Суворов» («ЖЗЛ») (2012), «Потемкин и его легенда» (2012) и др.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Живет в Москве.

«Экран в 90-е годы заполнили фильмы с безграмотной речью, драматургическими и стилистическими несуразностями», — говорится в заметке, посвященной 90-летию замечательного редактора «Мосфильма» Ивана Петровича Виноградова. По мнению автора заметки, одной из причин неблагополучия в отечественном кино является принижение роли редактора. «Сегодня профессия редактор с трудом поднимается после разгрома, учиненного во время перестройки, когда понятиередакторспутали с ненавистным понятиемцензор”. Ошибка стала очевидной».

Разделяя этот вывод, напечатанный в официальном органе Союза кинематографистов России, рассмотрим проблему глубже, взяв в качестве примера телесериалы, посвященные Екатерине Великой. Мы еще не успели прийти в себя после прошлогоднего сериала «Екатерина. Императрица» (двенадцать серий!!!), как первый канал ТВ «порадовал» новым сериалом — «Великая». Императ­рица Екатерина стала брендом.

По заснеженным российским полям в маленьком возке едет Ангальт-Цербстская принцесса София Фредерика, будущая Екатерина. Она учит русский язык, а ее мать ворчит, недовольная тем, как скромно их принимают в России. Так начинается сериал «Екатерина. Императрица» (сценарий А.Алиева, режиссеры А.Баранов и Р.Сабитов, худрук проекта В.Меньшов). В это самое время члены совета при императрице Елизавете Петровне горячо обсуждают важнейший государственный вопрос: кого выбрать в невесты наследнику престола?

Но это явная несуразица. Выбор уже сделан, иначе принцесса и ее мать не появились бы в России. Дальше — больше. Пока члены совета спорят, возок наезжает на корягу (ох уж эти русские дороги!) и падает набок. К счастью для России, будущая великая императрица не пострадала. Ей помогает выбраться из возка представительный мужчина. Наивная принцесса думает, что это ее жених, и благодарит «его высочество». «Высочест­во» объясняет, что он не жених, а встречающий гостей князь Сергей Сал­тыков.

Стоп-кадр. Мы уже видели нечто похожее. Юную принцессу из возка в карету переносит на руках молодой красавец, который представляется графом Орловым. Граф проходит через весь американо-британский сериал «Молодая Екатерина» (1990) и в конце убивает ничтожного и злобного мужа Екатерины, расчищая любимой женщине место на троне.

Романтично. Вот только встречать немецкую принцессу Григорий Орлов не мог. Ему было тогда всего десять годков. Графом он станет через 18 лет. Свергнутого императора не убивал. Но это иностранцы — что с них взять! Наши умники заменили графа Орлова князем Салтыковым — и попали впросак. Князей Салтыковых в России XVIII века не было.

Не могла досадовать на прием мать Екатерины. Немецким гостям была устроена государственная встреча. Встречал не восемнадцатилетний Салтыков, еще не начавший свою придворную карьеру, а родственник императрицы красавец камергер Семен Нарышкин. Путешествие совершалось не в жалком возке, а в роскошном доме на полозьях. Екатерина и ее мать были потрясены встречей.

Не станем приводить все исторические нелепости, которыми полон этот затянутый телепоказ. Главной сюжетной линией являются взаимоотношения молодой Екатерины с мужем. Конечно, великий князь Петр Федорович был не подарок, но наследник российского престола, на виду у всех срывающий одежды с понравившейся ему фрейлины, невозможен.

Невозможен и ставший императором Петр III. Если в первых фильмах это законченный дегенерат, то в последних перед нами упрямый влюб­ленный, твердящий о разводе с Екатериной и предстоящей женитьбе на княгине Елизавете Воронцовой. Причем по лютеранскому обряду. В ответ на возражения заявляет, что Воронцовы не кто-нибудь, а Рюриковичи.

Если принять этот вымысел, то возникают большие неувязки. Не мог государь православной державы столь явно демонстрировать свое иноверие. Это во-первых. Во-вторых, телеэкранному Петру надо развестись с женой и... развести любовницу. Потому что Елизавета Воронцова могла титуловаться княгиней только по мужу. Незамужние девицы звались княжнами. Сообщаем теледрамаделам: Россия знала графов Воронцовых, отнюдь не Рюриковичей.

Пытка раскаленным железом потерявшего свое влияние при дворе графа Лестока щекочет нервы зрителей. Диктор сообщает о его смерти, не подозревая, что Лесток пережил императрицу Елизавету, был возвращен из ссылки и прожил несколько лет в царствование Екатерины. Раскаленным железом его не пытали.

Верхом невежества стал эпизод представления Петру III посланника прусского короля Фридриха II. Ни с того ни с сего муженек Екатерины дарует вчерашнему неприятелю, развязавшему Семилетнюю войну, титул, о котором возмутитель европейского спокойствия не смел и мечтать. Называет его императором. Такие штучки должно квалифицировать как лютое невежество или как фальсификацию истории.

Шестимесячное правление Пет­ра III хорошо изучено. Знаменитый просветитель Андрей Тимофеевич Болотов, служивший в Петербурге адъютантом генерал-полицмейстера, часто видел императора. В своих мемуарах он пишет о его пьянстве, его речах в присутствии иностранных дипломатов, таких бессвязных, что стыдно было слушать. Муж Екатерины проводил время в развлечениях и пирах. Что же мы видим на экране? Не дождавшись развода с супругой, император приказывает ее арестовать. Но Григорий Орлов с братом, словно бравые мушкетеры Александра Дюма, со шпагами в руках убивают охрану и увозят Екатерину. На дворе, как гласят титры, конец апреля. Переворот произошел 28 июня. По всем законам политики следовало найти беглянку и наказать «мушкетеров», но за два месяца никого не нашли. Узнав о перевороте, Петр ІІІ бежит с любовницей в Ораниенбаум. Орловы грубо разлучают его с Воронцовой и заставляют подписать отречение. Затем вместе с Екатериной навещают графа Алексея Разумовского, которому покойная государыня Елизавета Петровна якобы завещала престол. Осторожный Разумовский сжигает завещание. А вот шлиссельбургский узник Иоанн Антонович наивно признается посетившей его Екатерине, что он законный император. Его тут же ликвидируют. Остается свергнутый Петр, который почему-то содержится в театральном зале. Караульные офицеры просят его поиграть на скрипке, и во время концерта, прямо на сцене, Алексей Орлов душит бывшего императора удавкой.

Историки разводят руками: Иоанн Антонович погиб через два года. Никакого завещания Елизаветы в пользу Разумовского не было и не могло быть. Свергнутого императора содержали под строгим караулом отнюдь не в театре. Наконец, уже двадцать лет назад было опубликовано блестящее исследование историка О.А. Иванова, доказавшего, что Алексей Орлов не был убийцей Петра III.

Мы сказали, Екатерина стала брен­дом. Правильнее сказать — брендом стала молодая Екатерина. Ее воцарением заканчивается новый сериал «Великая», недавно продемонстрированный по первому каналу. Заявленная главная тема — Великая — снова отложена на потом. «Сюжетная линия этого сериала расскажет историю становления личности величайшей императрицы Екатерины Великой, — повествует помещенная в Интернете аннотация. — Сюжет начинает показывать события, которые происходили в ее жизни с момента приезда в Россию на правах невесты Петра III. Интересные факты из истории того, как обычная женщина сумела взойти на российский престол, несколько лет дворцовых переворотов, заговоров и других интригвсе это будет представлено в сюжетной линии. Познавательность и интересность этого шоу зашкаливают».

Не могла Екатерина приехать в Россию на правах «невесты Пет­ра III». Такого лица в империи не было. Не было и «дворцовых переворотов». Только через 18 лет после приезда Екатерины наследник престола великий князь Петр Федорович станет императором Петром III и будет свергнут с престола в ходе дворцового переворота.

Авторы (сценаристы С.Юдаков, А.Гравицкий, режиссер И.Зайцев) решили переплюнуть конкурентов, выпустивших годом ранее сериал на ту же тему. И с этой задачей справились «блестяще». Их шоу действительно зашкаливает. Сразу же отметим подробность, свидетельствующую о полном непонимании шоуменами того, чем они занимаются. При императорском дворе соблюдался строжайший этикет. Для подданных великая княгиня Екатерина была императорским высочеством. Когда ее муж стал императором, она стала императорским величеством. В сериале же все кому не лень называют ее запросто Екатериной Алексеевной. Но так можно было обращаться к министру культуры СССР Е.А. Фурцевой, и то не всегда!

Главный драматургический ход телешоу — опала главнокомандующего действующей армией Апраксина и канц­лера Бестужева. Их дела выдаются за грандиозный заговор в пользу Екатерины. На экране проходят душераздирающие сцены. Прикованную к стойкам Екатерину палач подпаливает факелом. Жена наследника российского престола ужасно кричит, а императрица Елизавета Петровна безжалостно ведет допрос. Помучив зрителей, авторы сообщают, что это «сон». Правда, после таких снов телеэкранная Екатерина решает покончить с собой. Ее спасает закадычная подруга княгиня Дашкова. Сама княгиня тоже хороша — отправляет на тот свет (травит) фельд­маршала графа Петра Шувалова, противника Екатерины. Хорош и другой фельдмаршал — Степан Апраксин. В Петербурге, в своем дворце, он из мушкета отстреливается от главы тайной канцелярии графа Александра Шувалова, брата отравленного Дашковой фельд­маршала. Обер-палач империи, как уверяют нас авторы, пытался устроить Апраксину очную ставку с Екатериной Алексеевной, но переборщил. Стрелка-фельдмаршала хватил удар.

Все это вздорный вымысел. Историки давно и подробно описали, как в условиях Семилетней войны и болезни императрицы Елизаветы Петровны обострилась борьба придворных группировок, усиленная интригами союзников. Сторонники Екатерины Апраксин и Бестужев были отстранены от власти. Апраксин умер не в Петербурге, из мушкета не отстреливался. Бестужев был сослан в свою деревню даже без конфискации имущества. Его сотрудники были освобождены из-под ареста и получили назначения вне столицы. Никого из них не пытали.

Но какое дело до истории шоуменам? Они смакуют, как в мрачных казематах Александр Шувалов жестоко избивает не кого-нибудь, а самого наследника российского престола. Окунает его голову в чан с водой, чтобы он не мог дышать. Второе лицо в государстве подвергается пыткам не за какие-то заговоры и преступления, а за дурацкую шутку: облил холодной водой нескольких придворных во время приема в парке.

О самой Екатерине умолчим, потому что не она является героиней телешоу. Героем выведен глава «спецслужб» Александр Шувалов. Его власть столь велика, что Петр III, сделавшись императором, не решился сместить своего истязателя. Более того, Шувалов сохранил властные полномочия и после переворота, возведшего на престол Екатерину, и даже пытался навязать императрице ограничения ее самодержавной власти. Так расправляются с нашей историей шоумены.

На самом деле граф Александр Шувалов — фигура почти незаметная в наших летописях. Разумеется, он не истязал наследника престола. Княгиня Дашкова никого не травила. Будучи восторженной сторонницей Екатерины, восемнадцатилетняя Дашкова не являлась ее близкой подругой. В 1783 году государыня назначила Екатерину Романовну президентом двух академий. Случай уникальный в истории европейской науки. Авторы сериала превратили просвещенную княгиню в убийцу.

Особенно зашкаливает эпизод смерти свергнутого Петра III. Григорий Орлов (?!) сначала позволяет бывшему императору немного поиграть на принесенной ему скрипке (далась нашим телевизионщикам эта скрипка!), затем приканчивает его ножом, картинно вытащенным из-за голенища сапога.

Мы уже отмечали, что убийцей Григория Орлова сделали иностранцы. Правда, сделали это деликатно, не показывая самого убийства. Но нашим плагиаторам море по колено. Красивейшего мужчину своего времени Орлова, привлекавшего друзей благородным, рыцарским характером, они вдобавок превратили в неотесанного драчуна и угрюмого пьяницу. В 1771 году Орлов совершил подвиг. Рискуя жизнью, он отправился в зачумленную Москву и восстановил там порядок. Екатерина повелела отлить медаль с придуманным ею девизом: «Россия такого сына в себе имеет». Орлов вступился за верных сынов отечества, и на медали вытеснено: «Россия таковых сынов в себе имеет».

Вымыслы шоу «Великая» бьют все рекорды невежества и глумления над отечественной историей. Они достойны места в Книге рекордов Гиннесса.

Закономерен вопрос: как может процветать этот беспредел? Ответ дает литературный сценарий заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Э.Володарского, посвященный Суворову и принятый «Мосфильмом» к постановке!

Если сказать, что автор ничего не знает о Суворове и его времени, то это комплимент. Автор выдумывает историю. Вот некоторые из «перлов» сценария.

Суворовские крестьяне не могли сразу отправить на «царскую службу сто двенадцать человек». Указы о наборе рекрутов обычно требовали в мирное время по два-три человека с тысячи душ мужского пола. Если принять вымысел автора, то Суворов только в одном селе владел 35–50 тысячами крепостных крестьян — являлся одним из богатейших людей своего времени, чего на самом деле не было. И сел таких не было.

Суворов не брал штурмом Очаков. Эту турецкую твердыню взял Потемкин без участия Суворова.

Пьяный Потемкин не запрещал Суворову брать Измаил. Суворов штурмовал крепость по приказу главнокомандующего Потемкина.

При Екатерине не было фельдъегерей. Они появились при Павле. Автор вывел их какими-то монстрами, которые бьют часовых, охраняющих покои Суворова, разбивают в кровь лицо его денщику Прохору Дубасову. Поднять руку на часового не смеет никто! Часовой есть лицо неприкосновенное! Так было в XVІІІ веке, так принято сегодня. Во всех армиях мира. Подобные «фантазии» — сущий бред, чернящий Россию.

Главной сюжетной линией сценария о великом мастере военного искусства стала семейная драма Суворова. Автор выдумывает страшные сцены, которые якобы устраивала полководцу неверная супруга, требовавшая от него денег, придумывает немыслимые реплики впавшего в исступление Суворова, приказывающего Прохору высечь жену. Даже пушкинский Троекуров на такое не отваживался. Приказ крепостному высечь графиню кощунственно пародирует название фильма, заимствованное из первой автобиографии Суворова, — «Прошу брать мой пример».

Персонаж, придуманный автором, совершенно не похож на настоящего Суворова, снискавшего славу народного героя России. Не похожи на себя императрица Екатерина II и князь Потемкин, император Иосиф II, князь Багратион и другие действующие лица. Автор решил опровергнуть Суворова, его современников и само время.

Если бы не прокол (сценарий послали на формальное одобрение в одно ведомство, которое переслало его мне на рецензию), фильм был бы снят и скормлен зрителям.

Сценарий — основа фильма. Никакие ухищрения режиссера и актеров не могут превратить псевдосценарий в добротный фильм. Как промежуточный и хорошо оплачиваемый этап создания экранного произведения, сценарий менее заметен, чем сам фильм, и остается тайной для всех, кроме худсоветов и дирекций студий. Профессиональные, знающие редакторы и научные консультанты стали не нужны, как нежелательные свидетели.

Представим на мгновение, что сценарным делом заинтересовались. Какой крик поднимется: цензура, покушение на творчество! В тех редких случаях, когда «творчество» попадает под прицел критики, мы слышим заклинание-кредо: «Я так вижу

Ничего они не видят, потому что ничего не знают и знать не хотят. Разумеется, есть творческие силы, которые противостоят этой вакханалии. Но это исключение из правил.

Вернемся к оценкам, которыми мы начали статью. «Экран в 90-е годы заполнили фильмы с безграмотной речью, драматургическими и стилистическими несуразностями». Действительно, речь героев разобранных сериалов убо­га по содержанию и по форме. Можно только посочувствовать исполнителям, которым не подсказали, что Екатерина, Потемкин, Суворов и многие их современники были другими людьми — людьми крупными, значительными, совер­шавши­ми великие дела и подвиги. Мы не случайно рассмот­рели сериалы о Ека­терине Великой, в царствование которой Россия стала ведущей мировой державой. Важнейшим этапом явилось присоединение к империи Крым­ского ханства, осуществленное Потемкиным. Как же нужны зрителю настоящая Екатерина, настоящие Потемкин, Суворов, Румянцев и другие исторические герои! Нам есть чем гордиться и кого славить!

А миллионам граждан России скарм­ливают наспех скроенные, глумливые телешоу. Наша Родина показана страной грубых нравов, деспотизма и страшной жестокости. Шоумены уверены, что своими примитивными, грязными трюками и вымыслами они делают нашу историю «понятной» зрителям. На это торжество невежества тратятся огромные деньги, а в оскорб­лении нашей памяти принимают участие многочисленные госслужащие, профессиональные  кинематографисты, телевизионщики.

Чтобы современная Россия успешно шла вперед, государство просто обязано взять в свои руки создание кино и телефильмов по отечественной истории! Выдающийся русский мыслитель М.М. Бахтин сказал кратко и ясно: «Вперед может идти только память





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0