Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Атаки троллей и «духовный спецназ»

Татьяна Медведева родилась в Нижнем Новгороде. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Работает журналистом.
Сотрудничала с журналами и газетами «Отдохни!», «Лиза», «Вот так!», «Психология на каждый день», «Родная газета», «Экспресс-газета», «Женское здоровье», «Тверская, 13», «Аргументы недели», «Культура» и др.
В газете «Вечерняя Москва» ведет рубрики «Культура», «Литкафе», «Психология», «Семья».

Сегодня Русская Православная Церковь столкнулась с новым оружием в информационной войне — агрессивным троллингом. Как христианам отвечать на этот вызов?

Троллинг включает оскорбления, насмешки, издевки и пародирование, цель которых — унижение оппонента. Весь этот арсенал используют современные критики Московской Патриархии: светские скептики, разочаровавшиеся миряне, представители либеральной общественности, «бывшие послушники» и даже священники, переживающие «синдром выгорания». Рассмотрим это явление подробнее и подумаем, как давать ему отпор.


 

Отец Андрей и отец Всеволод — головная боль священноначалия

Одним из главных троллей стал диакон Андрей Кураев. Талантливый миссионер, лектор, писатель, книги которого особенно любили постсоветские неофиты, сегодня выступает исключительно в роли «санитара леса». В своем блоге диакон Кураев публикует всевозможный компромат на духовенство, сплетни и слухи. Он словно под микроскопом рассматривает проповеди Святейшего Патриарха и нередко злобно их комментирует. Панибратски пренебрежительным тоном отзывается об официальных синодальных спикерах. Пишет, что Благодатный огонь зажигается от зажигалки, тем самым смущая верующих. Иногда он публикует и здравую «информацию к размышлению», и — признаемся откровенно — блог Кураева читают все, кто интересуется церковной аналитикой. Огорчает, что общее настроение публикаций отца Андрея — развенчать, высмеять, поддеть, унизить, интеллектуально потоптать. А разве это христианский подход?

Еще одним популярным церковным оппозиционером остается отец Всеволод Чаплин. Покинув официальные должности в синодальных структурах, он стал еще более раскрепощенным в своих высказываниях. В соцсетях, статьях, интервью батюшка охотно говорит о многих накопившихся проблемах, к которым относит: закрытость церковного бюджета, экуменизм, бесправие рядовых клириков, имущественное расслоение духовенства, грех симонии, малочисленность желающих учиться в семинариях. И хотя отец Всеволод выступает с позиций доброжелательной критики, «чтобы не было сора в избе», мы знаем, что он может позволить себе и более жесткие заявления. И если Андрей Кураев критикует Московскую Патриархию с либеральных позиций, то Всеволод Чаплин — с консервативных, призывая священноначалие не «прогибаться» под мир и «дух века сего».

Диакон Андрей Кураев и протоиерей Всеволод Чаплин ведут жизнь вольных блогеров. Всегда открытые, доступные для СМИ, умеющие ярко и афористично высказываться, они по-прежнему популярны, интересны, а значит — влиятельны. К их мнению прислушиваются. И мне как рядовому верующему человеку и журналисту жаль, что отец Андрей и отец Всеволод оказались в двусмысленной роли церковных диссидентов и даже троллей. Они ушли, а никто не появился на их месте. Вообще, удивительно и горько признать, что в Русской Церкви ощущается дефицит златоустов — проповедников, кто бы мог не только «читать морали», но и талантливо высказываться на горячие общественные темы, участвовать в ток-шоу. А на это есть запрос!


 

Исповеди бывших послушников

Ведь времена настали суровые — враги Церкви постоянно изобретают что-нибудь новенькое в информационных войнах. Отметим такое «ноу-хау» последних лет: появились публичные исповеди «пострадавших» мирян, рассказывающих о своем религиозном опыте, и исповеди священников, переживающих профессиональный «синдром выгорания». И эти публикации растут как снежный ком. Много шума наделала книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы». Автор несколько лет прожила в одном из монастырей, но увидела там не любовь сестер, молитвенный подвиг и труд во славу Божию, а только «тоталитарный ад», роскошь игуменской жизни, эксплуатацию бесплатной рабсилы, стукачество, лжестарцев.

В стиле Марии Кикоть работает и интернет-ресурс «Ахилла», недавно отметивший первый год своего существования. Портал задуман как «братство людей», рассказывающих о неудачном опыте воцерковления или служения. Здесь уже люди не стесняются в выражениях и говорят о Церкви так: «Сегодня это некая корпорация, устроенная по типу франшизы, которая очень старается стать госкорпорацией и занимается оказанием ритуальных услуг и кустарной психотерапевтической помощью». Слова принадлежат публицисту и видеоблогеру Дмитрию Саввину. Он тоже из «разочаровавшихся». Работал в одном из сибирских управлений Московской Патриархии. Когда перестал быть синодальным клерком, написал художественный роман «Превыше всего», где нарисовал картину церковной жизни начала ХХI века, не пожалев темных красок. На «Ахилле» печатаются открытые и анонимные исповеди монахов и священников, которые оставили свое служение. Это читать особенно горько. Но, видимо, и это имеет право на существование. Христианство — религия любви и свободы. И кризис веры знаком каждому думающему человеку. Жаль, что, переживая такой трудный этап, христианин ищет причину не в себе, а винит «систему», становится злобным троллем — подмечает только плохое и не видит хорошее. А на самом деле просто придумывает оправдание для своего малодушия и отступничества.


 

Битва «концептов»

Еще один вид троллинга — интеллектуально-концептуальный. Яркий представитель, подвизавшийся на этой стезе, — историк Александр Пыжиков, автор книг «Грани русского раскола», «Корни сталинского большевизма». Он в своих выступлениях нападает на династию Романовых и Русскую Церковь. Историк утверждает, что родоначальники династии Романовых чуть ли не ставленники поляков (патриарх Филарет был в лагере у поляков). Уже при первых Романовых — царях Михаиле, Алексее и Федоре — на Русь хлынули иностранцы, началась культурная вестернизация. Духовенство с Украины стало играть ключевую роль в Церкви, что привело к расколу. По мнению Александра Пыжикова, подлинная Русская Церковь осталась с приверженцами старого обряда. А никонианская церковь наполнилась украинским духом делячества, чуждым глубинной русской ментальности. Представители династии Романовых и их элита относились к коренному русскому населению как колонизаторы к туземцам. Отсюда неоправданные жестокости крепостного права и бесправие холопов перед господствующим классом. Также в своих выступлениях он утверждает, что никакой Святой Руси не было, а народ в своей глубинной толще оставался глубоко языческим или в лучшем случае жил в двоеверии, сочетая христианство с язычеством. Весьма существенным, отмечает Пыжиков, в населении был и слой старообрядцев. И все они не считали «официальную религию»  своей. Это одна из причин того, что никто не защищал Церковь в эпоху гонений ХХ века. И эти гонения во многом стали историческим реваншем старообрядцев. Историк Александр Пыжиков сегодня в моде, его книги обсуждают в клубах, в блогах и на дискуссионных площадках. И его исследования — это приглашение к серьезному разговору о русской идентичности и глубинах русского религиозного сознания, где, признаемся, всегда очень сильно «нецерковное» переживание Бога.


 

Карнавальный троллинг и добрый юмор

Троллинг бывает и вполне веселым. Так, в октябре прошлого года в северной столице прошел перформанс, пародирующий акцию противников абортов. Ряженые активисты прокатились по Неве на пароходике с плакатами непристойного содержания и молились «о прекращении детоубийств, в том числе на стадии онанизма». Как сообщили СМИ, «активисты призвали сохранять сперматозоиды, потому что это “целая армия налогоплательщиков и солдат”». Они заключили, что «каждое семя, пролитое во время рукоблудия помимо влагалища женщины, для Бога то же самое, что геноцид». Так эти скоморохи карнавально спародировали и потроллили сторонников православного движения «За жизнь», выступающих против абортов, делающих очень нужное для общества дело. Что на это ответить? Борцов с абортами так смешно пародируют? Значит, они стали заметны в общественной жизни.

Отметилась в карнавальном троллинге и «блондинка в шоколаде» Ксения Собчак. В новогоднюю ночь она в компании мужа и приятеля потанцевала на фоне православного храма. А раньше шокировала общественность еще и так: нарядилась в золотые облачения священника, надела камилавку на голову и приделала на лицо длинную седую бороду. Конечно, сфотографировалась, и фото гуляет в Сети.

Когда анализируешь подобные новостные сюжеты, понимаешь, как много в нашем обществе продолжателей дела «Pussy Riot».

Мы живем в эпоху информационных войн и творческой вседозволенности. А еще сегодня все тайное почти всегда становится явным.

То, что раньше можно было скрыть, в цифровой век мгновенно разносится по соцсетям. Повел себя недостойно какой-нибудь батюшка — вмиг засняли на видео и выложили в интернет. Бывает, что какой-то священник неудачное что-то сформулирует в проповеди, — и опять жди шквала критики, злорадства и троллинга. Так, протоиерей Андрей Ткачев однажды высказался на тему «воспитания жен»: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога, ломом, ребром ладони там, кто как силен, гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину… делать с ней вообще не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину стопроцентно! И превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет — пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать».

Эх, есть домостроевская сермяга в этих словах! Но священник не может так говорить. И все признали: батюшка погорячился. Интернет тогда взорвался, покритиковал, потроллил, и все успокоились. Мы знаем и любим отца Андрея Ткачева как автора замечательных проповедей и книг. Его творческая энергия и работоспособность просто поражают. И его всегда интересно слушать и читать.


 

«Духовный спецназ» против троллей

Ну а троллинг в отношении нас, христиан, конечно, будет продолжен. Им занимаются люди, которые переживают кризис веры, а также откровенные ненавистники Церкви, одержимые духом злобы, такие, как Александр Невзоров, который ведет свою постоянную рубрику «поповедение» на «Эхе Москвы». В этой передаче он жестоко глумится над христианскими святынями, богохульствует, сыпет едкими афоризмами, растлевает сознание слушателей.

Не замечать деятельность антицерковных троллей, кощунников всех мастей, конечно, невозможно. А как отвечать?

Да просто «интеллектуально обезвреживать» в условиях информационной войны. Для этого нужен… «духовный спецназ» — яркие полемисты, мыслители, ораторы, такие, как политолог Сергей Михеев. Он выступает на телевидении как человек с православным мировоззрением, уверенно и победно защищающий свои ценности и интересы российской государственности.

А какую отличную колонку написал Егор Холмогоров про Андрея Кураева: «Кураеву удалось порвать одновременно и со священноначалием, и с православным гражданским обществом, и со множеством друзей, и со здравым смыслом. Ради чего? Ради мелкой мести и эфиров на банкротящемся либеральном радио? Мне кажется, это ужасная трагедия — катастрофа самонадеянного человеческого разума, слишком много о себе возомнившего и окончательно запутавшегося». Очень точная оценка дьякона-тролля!

К «духовному спецназу» я отношу и прекрасного проповедника священника Георгия Максимова. В своем видеоблоге он дал отповедь историку-леваку Борису Юлину, который позволил себе неуважительно отозваться о новомучениках ХХ века.

Радует тот факт, что на канале «Царьград» появилась программа «Исторический батл», где спорят об истории люди разных взглядов и православные публицисты имеют хорошую трибуну, чтобы отстаивать свою точку зрения.

Ищет новые форматы и телеканал «Спас», где заметным событием стало появление программы «Не верю! Разговор священника с атеистом». Отрадно, что наше духовенство имеет возможность оттачивать свое полемическое мастерство и искусство проповеди, встречаясь с довольно сильными оппонентами.

Есть и такой деятель — Константин Душенов. Часть либеральной общественности от него просто «корежит». А мне интересен этот человек, весьма колоритная личность. Офицер-подводник в отставке, бывший пресс-секретарь митрополита Иоанна (Снычева) сегодня выступает как журналист: записывает на интернет-канале передачи о современной русской армии и политике, а также постоянно комментирует церковные события — при этом всегда находит яркое и незатертое слово, как искренний, горячо верующий человек. Ему впору давать мастер-классы по гомилетике. И на таких проповедях не заскучаешь.

Если клирики РПЦ прекратят подстраиваться под вкусы и нормы секулярного мира и перестанут заниматься тем, что напрямую не относится к пастырскому окормлению своей паствы, то есть если Церковь не будет обмирщаться ради туманных миссионерских целей, то у троллей не будет повода издеваться над Церковью.

Но и от троллей есть польза. Они указывают нам на недостатки, которые мы порой не видим. И мы готовы их исправлять.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0