Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Время отчаяния и надежд

Сергей Иванович Котькало родился в 1960 году в украинском городе Смела (Черкасской области). Окончил политехнический институт и Литературный институт имени А.М. Горького. Писатель и редактор.
Работал на строительстве АЭС.
Автор трех книг прозы. Перевел рассказ Т.Х. Уайта «Тролль».
Заместитель председателя правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Новая книга России», книжной серии «Славянское братство», член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, Руководитель РОО «Центр Федора Ушакова».
Лауреат премии имени А.С. Суворина.

К 25-летию Всемирного Русского Народного Собора


 

Многие молодые сторонники, да и недоброжелатели Всемирного Русского Народного Собора едва ли способны себе представить, какими духовными силами народов России выковывалась эта главная дискуссионная площадка по общенациональному согласию.


 

Меж тем дорога к согласию и к I Всемирному Русскому Собору была тернистой. Реваншисты хрущевского призыва в 50–60-х годах ХХ века затеяли очередной кровавый поход против Церкви и русского духа. Попиралось все: история, культура, быт, да и сам русский человек... Либерально-демократические деятели не понимали, что Дух живет где хочет... И он прорывался там, где они его не ждали...


 

* * *

Все началось со знаменитого обращения к молодежи «Берегите святыню нашу». Основная его мысль: беспамятство — это безнравственность, строить будущее можно только при бережном отношении к своему прошлому. Воззвание подготовили в редакции журнала «Молодая гвардия» главный редактор журнала Анатолий Никонов, Сергей Высоцкий, Валерий Ганичев, Владимир Десятников, а подписали его авторитетнейшие люди того времени — писатель Леонид Леонов, художник Павел Корин и скульптор Сергей Коненков. В мае 1965 года оно опубликовано в журнале «Молодая гвардия».

Защита памятников истории и культуры для деятелей культуры и науки патриотического лагеря была делом жизни. Открывая заново многовековую русскую историю, частично исковерканную, частично умалчиваемую официозной историографией, они мыслили себя частью «культурного потока», заново осознавали культурные и исторические связи настоящего и прошлого, пытались, и нередко удачно, обосновать это в своей публицистике. Разумеется, охрана памятников в таком понимании выходила за рамки простого сохранения их от физического разрушения.

Уже в июле 1965 года было образовано первое общественное объединение единомышленников — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). В оргкомитет вошли П.Барановский, писатель Л.Леонов, художник И.Глазунов, В.Кочемасов, А.Садов и В.Ириков...

В этот же период на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ «О работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа» (27 декабря 1965 года) Ю.А. Гагарин призвал власти страны восстановить Триумфальную арку и храм Христа Спасителя как памятники победителям в Отечественной войне 1812 года.

По Триумфальной арке властью страны решение было принято тогда же, а вот вопрос о восстановлении храма Христа Спасителя растянулся на долгие десятилетия, но об этом будет сказано ниже.


 

* * *

Новым этапом духовного возрождения стала подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси в середине 80-х годов прошлого века. Эта символическая дата разбудила лучшие силы и умы деятелей культуры и науки. В Киеве, Москве и Ленинграде проходят три международные научные конференции, посвященные деятельности церкви за всю ее тысячелетнюю историю. В них участвуют писатели, ученые, историки, русские и зарубежные богословы. Как гром среди ясного неба прозвучала тогда резонансная статья (август 1987 года) академика Бориса Раушенбаха, посвященная крещению Руси и его значению для древнерусского государства.

В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления просветителя славян — святого равноапостольного Мефодия, день 24 мая был объявлен праздником славянской письменности и культуры. По инициативе писателей В.С. Маслова и С.И. Шуртакова после более чем 100-летнего забвения первый праздник прошел в 1986 году в Мурманске, а в 1989-м образован Международный фонд славянской письменности и культуры как центр объединения интеллектуальных сил славянских народов (первый председатель — академик Никита Ильич Толстой).

В мае 1988 года после годичного противостояния власти и народа в Радонеже установлен и освящен памятник преподобному Сергию Радонежскому (скульптор Вячеслав Клыков).

В 1987 году образуется Товарищество русских художников, куда вошли режиссер С.Бондарчук и Н.Михалков, писатели В.Лихоносов, В.Распутин, Ю.Лощиц, С.Лыкошин, Ю.Юшкин, В.Калугин, философ Э.Володин и многие другие. Именно они в 1989 году инициировали восстановление храма Христа Спасителя.

Это была первая удачная попытка соборного делания, о чем хочу рассказать более подробно.

В газете «Литературная Россия», которой руководил тогда подлинный подвижник Эрнст Иванович Сафонов, была напечатана небольшая заметка, где авторы идеи призвали соотечественников к воссозданию в Москве великого памятника православной России — храма Христа Спасителя, построенного в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но варварски взорванного 5 декабря 1931 года.

Целый год на страницах писательского еженедельника публиковались материалы, в которых шла речь о необходимости воссоздания в Москве главного храма России. Многочисленные и разнообразные выступления «Литературной России» стали своего рода референдумом, участники которого почти единодушно высказывались за возведение храма Христа Спасителя на том самом месте и за создание Фонда восстановления храма Христа Спасителя.

И фонд был создан!

22 сентября, в день 150-летия закладки творения Константина Тона, в редакции «Литературной России» состоялась учредительная конференция. Учредителями и попечителями фонда стали более 30 организаций. Среди них еженедельник «Литературная Россия», Общественный комитет спасения Волги, Фонд славянской письменности и культуры, Российское Палестинское общество при Академии наук СССР, Российская академия экранных искусств, журналы «Роман-газета», «Москва» и «Наш современник», Московская инструментальная капелла, Товарищество русских художников, Ленинград-ский клуб воинов-интернационалистов «Долг», научно-технический центр «Перспектива» (Киев), кооператив «Оптималист» из Новосибирска, патриотическое объединение «Отечество» из Тюмени, Всесоюзный Есенинский комитет Союза писателей СССР и ряд других.

Участники конференции — видные писатели, ученые, художники, общественные деятели, представители Вооруженных Сил СССР — всесторонне обсудили сложные вопросы создания нового общественного института и выразили уверенность в том, что фонд станет тем центром, который послужит делу соборности русских людей, где бы они ни жили на нашей планете, объединит народы России на пути возрождения их исторической памяти, духовности и культуры и будет способствовать возрождению храма Христа Спасителя.

На конференции был утвержден устав фонда и избрано его правление. Председателем правления стал писатель Владимир Солоухин. Его кандидатуру предложил великий композитор Георгий Свиридов. В состав правления вошли народный артист СССР Г.В. Свиридов, член-корреспондент АН СССР И.Р. Шафаревич, художник Ю.И. Селиверстов, писатели В.Карпец, В.Крупин, Ю.Лощиц, скульпторы В.Клыков и Вл. Мокроусов, профессор Э.Ф. Володин и другие.

Заключительным торжеством в честь рождения Фонда восстановления храма Христа Спасителя стал благотворительный вечер в кинотеатре «Россия», посвященный 150-летию закладки Храма.

Вечер начался демонстрацией десятиминутного фильма о разрушении храма — главного собора страны, снятого оператором Сергеем Васильевичем Карасевым. Затем вступительное слово произнес Владимир Солоухин, рассказавший о сооружении и гибели главного храма России.

«Когда думаешь, — сказал он, — об этой казни, о разрушении храма Христа Спасителя, ищешь какое-нибудь одно, наиболее определяющее слово — что же это было? Волюнтаризм, недомыслие, умопомрачение, злонамерение, жестокость, уголовное преступление?.. Останавливаешься на слове “поругание”. Это было трижды поругание: поругание красоты, поругание веры, поругание памяти народной.

Уничтожение храма Христа Спасителя — это апофеоз поругания. И наш долг — возродить его в первозданном виде на том месте, где он был заложен 150 лет назад».

После В.А. Солоухина выступил И.Р. Шафаревич. Говоря о глубокой символичности храма Христа Спасителя, он сказал:

«Может быть, я увлекаюсь и ошибаюсь, но мне кажется, что не только в нашей истории, но и в истории всего человечества нет такой точки, где скрещивались бы линии действия таких разнообразных, противоречивых сил, которая была бы насыщена глубокими символами роковых переломов и изменений хода истории — как храм Христа Спасителя... И сейчас мы проходим через период истории, который, вероятно, будет казаться нашим потомкам совершенно фантастическим. Нет, конечно, никаких гарантий того, что мы выберемся из-под тех глыб, которые нас завалили, а не вызовем нового обвала. Мы, как мне представляется, как бы бредем в темноте, нащупывая с трудом дорогу. А рядом раздается голос спутника — безнадежности и отчаяния. Но вместе с тем идет другой спутник, спутник надежды, и тоже что-то говорит. И когда прислушаешься к его голосу, то чувствуешь: переживаемый нами сейчас период настолько фантастичен, неправдоподобен, что можно поверить во что угодно, никакие надежды нельзя отбрасывать как несбыточные. Как будто это про нашу страну сказано: “Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит”.

Сейчас мы кладем начало совершенно невероятному делу. Если это дело — воскрешение храма Христа Спасителя — будет иметь успех, то завершится оно не скоро. Это дело на многие годы, может быть на несколько десятилетий, и наше поколение не увидит его завершения — я говорю, конечно, о моем поколении, а не о тех молодых, здесь находящихся. Но если оно осуществится, то будет воздвигнут действительно великий Храм всей России, Храм на крови всех русских мучеников. Он будет носителем еще одного глубокого символа. В нем не только, как в каждом храме, будет осуществляться, вспоминаться тайна рождения, страстей, смерти и воскрешения Бога. Он будет еще и символом того, как эта тайна преломилась в рождении, страстях, смерти и воскресении России».

Игорь Ростиславович Шафаревич увидел храм Христа Спасителя воскрешенным из небытия. Несбыточность, о которой он говорил, стала реальностью — Храм, посвященный Рождеству Христову, воссоздан!

Владимира Алексеевича Солоухина отпевали в апреле 1997 года в еще не достроенном храме Христа Спасителя — в нижней Преображенской церкви.

На том памятном благотворительном вечере в тогда еще кинотеатре «Россия» Георгий Васильевич Свиридов выступил после И.Р. Шафаревича:

«Дорогие, уважаемые соотечественники!

Я человек уже старый. Вся моя жизнь прошла на протяжении этой эпохи, которую так сильно и убедительно охарактеризовал Владимир Алексеевич Солоухин. Жизнь, конечно, очень сложная была. Я не говорю о своей жизни, моя жизнь — капля этой жизни.

Думается, что наша Родина, Россия, пережила такие события, которые, в сущности, свидетельствуют о том, что, может быть, именно здесь был эпицентр мировой истории, где была сделана попытка переломить сознание человечества, направить его иными путями. Направить его по диаметрально противоположному пути — служить человеку иным началам, чем то понималось раньше.

И вот в настоящий момент мы переживаем удивительный поворот — сложный, трудный, но, будем надеяться, поворот к светлым началам, а не к разрушению храмов. Мне довелось побывать в тех местах, где проходила последняя война, где состоялось открытие второго фронта. Приехал я в один большой город, который весь был совершенно разрушен. Теперь он построен заново. А тогда от него остались одна стена и две большие старинные церкви. Стены их были повреждены — поранены осколками. Но все же церкви эти пощадила артиллерия и авиация враждующих сторон. Такая вот там была война, хотя и она была жестокая.

В довоенной же России, да и позже, шла совершенно другая война. Смысл ее был абсолютно другой. Именно здесь в годы относительно мирные затеяно было что-то страшное — одна из ряда последовательных акций — разрушение храмов, грабеж этих храмов. Проходило ограбление народа, ведь эти ценности храмовые принадлежали народу. Каждый мог приходить в храм и всем любоваться. Вот эта жестокость чудовищная, мне кажется, была войной с народом — война, нацеленная на искоренение народа, обращение народа в какое-то совершенно рабское состояние, потому что народа без Бога на свете, может быть, и нет. Ведь даже дикарь, самый, так сказать, низменно мыслящий, все равно имеет какой-то тотем, знак или какую-то молитву. Смутно сознает этот человек существование какой-то высшей силы над собой, ощущает страх, чувствует свою ответственность.

У нас же было все покорежено. Все было, так сказать, поставлено с ног на голову. Человек как бы ставился выше мироздания, выше Бога. Уничтожением храмов был нанесен удар в самое сердце нашего народа.

И сейчас, в наше время, которое продолжает оставаться сложным и трудным, мы с надеждой смотрим на то, что открываются новые храмы и слышна наша культовая музыка. В последние годы это исподволь стало проникать в народ, люди могут слушать церковную музыку. Не вызывает сомнения то, что без Церкви культура и нравственность народа упали. И упали страшно глубоко.

Сегодняшний день меня глубоко потрясает, потрясает мою душу. И я сегодня, присутствуя здесь, преисполнен надежды, я глубоко убежден, что эта акция наша, которую мы пытаемся свершить, — организовать восстановление храма Христа Спасителя — станет не только восстановлением символа величия России, но и восстановлением человеческого достоинства каждого русского человека, которое мы, к сожалению, утеряли.

Я со страшной скорбью смотрел в фильме на этих русских людей, которые разрушали Храм. Создавалось такое впечатление, словно они забивают гвозди в самого Христа. Мы, русские, очень много должны думать о себе, думать о своей судьбе и не быть так безучастны, как мы часто бываем безучастны к тому, что касается нас самым непосредственным образом.

Я счастлив сегодня здесь присутствовать и глубоко потрясен этим. И я хочу сделать одно предложение. Создание фонда восстановления храма Христа Спасителя — большое дело. И мне кажется, что во главе его должен стать достойный, хороший, нравственный, умный и талантливый человек — человек, имя которого широко известно, человек, который уважаем многими. Я имею в виду Владимира Алексеевича Солоухина».

В канун Рождества Христова 1998 года завершится земной путь великого русского композитора, народного артиста Советского Союза Георгия Васильевича Свиридова. Его также проводят в последний путь после отпевания в той же Преображенской церкви храма Христа Спасителя, как и академика О.Н. Трубачева, и В.Г. Распутина... Но то еще впереди, а в тот памятный вечер был большой праздничный концерт, в котором приняли участие мастера искусств столицы. В антракте и по окончании вечера в зале был организован сбор пожертвований на восстановление святыни России. Он составил 5288 рублей 25 копеек (сумма весьма значительная по тому времени: 1989 год, когда рубль стоил не меньше их доллара). По 200 рублей в фонд внесли тогда гости из далекого Сиднея — русские австралийцы В.Н. Буровникова и О.Максимов. По 100 рублей пожертвовали москвичи — семья Правдиных и Наталья Александровна Кокорева, 50 долларов внес Евгений Новиков из Нью-Йорка. С этих-то пожертвований и началось общенародное финансирование восстановления храма Христа Спасителя.

Из номера в номер «Литературная Россия» продолжала вести рубрику «Это памятник на века», в которой освещалась будничная деятельность фонда и печатались подробные списки с именами жертвователей. И не раз приходилось тут же отвечать тем, кто объявлял чуть ли не сумасшедшими тех, кто верил и надеялся на возрождение святыни России.

Противников восстановления Храма было тоже не так уж и мало. И у них была громадная читательская аудитория. Чего только стоят выступления в «Российских вестях» С.Андреева «Нужен ли столице новый БАМ»; в «Известиях» — священника-либерала М.Ардова «У нас есть дела поважнее, чем строить храм Христа Спасителя»; в «Новом времени» — небезызвестного чревовещателя М.Дейча «Проклятие игуменьи: Похоже, храм Христа Спасителя начинают восстанавливать за наш счет. Нас при этом забыли спросить»; в «Московской правде» — М.Чегодаевой «Тот ли храм восстанавливаем?» и «На что истратить миллион?» и др.

Не оставили тему восстановления храма Христа Спасителя своим вниманием «партнеры» из США. В апреле 1990 года идее духовного возрождения России посвятила большой репортаж Лори Хейс, корреспондент весьма авторитетного американского делового издания «Уолл стрит джорнал». Она побывала в редакции «Литературной России», поговорила с теми, кто посещал бассейн «Москва», и 26 апреля 1990 года на первой полосе 82-го номера появился ее материал под заголовком «Русские верующие утверждают, что плавательный бассейн стоит на святом месте».

«Движение за восстановление собора, разрушенного Кагановичем, представляет угрозу посетителям бассейна Москва”, — сообщает в первых строках корреспондент «Уолл стрит джорнал».

Москва. В необычно теплый апрельский день Давид Рыжак с удовольствием плавает и загорает в плавательном бассейне “Москва”. 67-летний отставной военный летчик мистер Рыжак, загорелый, в отличной форме, улыбка обнажает несколько золотых зубов. Он приходит в этот огромный, нуждающийся в ремонте бассейн под открытым небом с подогреваемой водой у подножия Кремлевской стены каждый день, когда бассейн открыт.

Летом, до наступления заморозков, бассейн закрыт на ремонт. Господин Рыжак и еще 8000 москвичей приходят в бассейн каждый день.

А когда температура поднимается выше нуля, число посещающих бассейн увеличивается до 15 000.

В городе, где зимой не так-то легко найти возможности для отдыха, это простое и, как говорят русские, полезное для здоровья удовольствие. Бассейн расположен на месте когда-то великолепного храма Христа Спасителя, взорванного 59 лет назад. Сейчас Русская ортодоксальная Церковь и верующие хотят убрать бассейн и восстановить храм.


 

Глубокие воды

Движение за восстановление храма вызвало горячие дискуссии, окрашенные возрождающимся русским самосознанием и моралью, по Достоевскому, а у некоторых — чувством ответственности. У мистера Рыжака прагматические взгляды. Посещение бассейна, сауны и душа стоит только 50 копеек, или 80 центов. “Мы, — говорит он, — нищие. У нас много других забот”. Что же касается чувства ответственности за судьбу храма, то он говорит: “Вины людей в этом нет, виновата система”.

Другая посетительница бассейна, Ада Буткевич, жизнерадостная 65-летняя женщина, по профессии инженер-строитель, говорит, что, поскольку создать точную копию храма невозможно, деньги должны быть использованы на другие здания, нуждающиеся в реконструкции. Мисс Буткевич созналась, что она чувствует какую-то вину, потому что все были причастны к тому, что произошло с церковью.

Подошли поговорить и другие посетители бассейна. “Крайне важно поднимать моральные ценности в обществе”, — сказала Нина Буркина, сторонница восстановления храма.

“Это место не напрасно было выбрано для собора, — сказала Марина Игнатова, изящная 30-летняя женщина. — Я могу найти и другое место для плавания”.

Статьи, посвященные храму, регулярно появляются в московской прессе. Телевидение показало 12-минутную документальную программу, посвященную сносу храма. Традиционная русская газета (с националистическим уклоном) “Литературная Россия” организовала сбор средств на восстановление храма, деньги поступают и от бедных, и от богатых. Было проведено несколько благотворительных концертов с участием известных русских певцов. Деньги могут поступать даже из Америки. Аркадий Небольсин из Нью-Йорка, президент Американского общества по сохранению культурных памятников в России, сказал, что его общество тоже начнет сбор средств.

“Это сигнал общей беды и необходимости признать себя виновными в том, что мы сделали”, — говорит о движении за восстановление храма священник Московской епархии Русской Православной Церкви о. Владимир.

Построенный в конце XIX века в ознаменование победы России над Наполеоном, собор с золочеными куполами, украшенный мрамором и фресками, был архитектурным шедевром, на строительство которого ушло 40 лет и 15 миллионов рублей. Некоторые называли его восьмым чудом света.

Политбюро во время антирелигиозной кампании решило, что это будет хорошим местом для Дворца Советов. Днем 5 декабря 1931 года, вскоре после того, как колокола храма отзвонили в последний раз, он был взорван и рухнул, подняв грибообразное облако пыли. Говорят, что советское правительство сняло золото с куполов и некоторые фрески, хранящиеся ныне в Государственном музее.

Место фундамента храма было расширено для запланированного строительства дворца. Когда же выяснилось, что почва является слишком болотистой для такого громадного сооружения, фундамент был выложен кафелем и превращен в плавательный бассейн, который в шесть раз превышает размеры стандартного олимпийского бассейна.

Штаб-квартира движения по восстановлению храма помещается в маленьком тесном кабинете Юрия Юшкина, редактора “Литературной России”. Сидя за рабочим столом со стопкой желтеющих газет, он сказал, что бассейн расположен на месте духовного центра России. Храм был частью истории, — на его стенах были высечены имена героев победы в 1812 году над Наполеоном; имя храма вызывало у людей веру в то, что Христос спас Россию от нашествия, поэтому существование бассейна здесь является богохульством, это самое позорное и грязное место прямо у Кремлевской стены.

На настоящий момент собрано 468 000 рублей от необходимых 200 миллионов рублей, или 320 миллионов долларов. Господин Юшкин читает некоторые письма, написанные людьми, внесшими деньги в фонд. “Пусть и моя капля будет в море”, — пишет Александра Славе из Тамбовской области, приславшая 10 рублей. “Это моя месячная зарплата”, — пишет Юлия Манько из Донецка, пожертвовавшая 365 рублей. А господин Кобец из Магадана приложил к 50 рублям слова молитвы.

Господин Юшкин считает, что храм может быть построен к 2012 году, к двухсотлетию разгрома Наполеона. Однако существуют большие проблемы. Господин Юшкин полагает, что решение этих проблем докажет искренность программы Горбачева по созданию свободного общества.


 

Утопическая идея

Земля принадлежит правительству. Для возвращения земли церкви потребуется специальный декрет. Верховный совет и Совет министров пока еще даже не ответили на просьбу церкви о разрешении начать восстановление, а денег обещано намного меньше, чем надеялись господин Юшкин и представители церкви. Если правительство не даст разрешения, церковь будет апеллировать к Горбачеву.

Проекту восстановления храма Христа Спасителя придется конкурировать с другим проектом, уже одобренным правительством, — проектом строительства церкви, знаменующей 1000-летие Крещения Руси.

Кроме того, есть и приверженцы сохранения плавательного бассейна, с которыми приходится считаться. Николай Портнов, седовласый директор бассейна, называет восстановление собора утопической идеей. Конечно, грустно и неправильно, что храм был разрушен, но поскольку бассейн существует и очень популярен, какой смысл разрушать и его?

У господина Портнова есть своя собственная мечта относительно бассейна: перестроить его и сделать частью первоклассного комплекса спорта и отдыха. Он говорит, что состояние бассейна обескураживает его: сауны темные и заплесневелые, раздевалки грязные. На стене его кабинета висит архитектурный план реконструкции бассейна. Этот план был выдвинут городскими властями Москвы в 1981 году и одобрен в 1985-м. Новые городские власти отбросили этот проект к 1986 году.

“Церковь стала камнем преткновения”, — говорит Юрий Князев, представитель спорткомитета Москвы. “Московский городской Совет, — продолжает он, — не видит смысла в том, чтобы тратить деньги на ремонт бассейна, если он должен быть закрыт, а земля возвращена церкви”. Советское правительство уже вернуло церкви более 3000 соборов и другой собственности, ранее принадлежавшей церкви. Господин Н.Портнов говорит, что он ничего не слышал от сторонников восстановления храма, но недавно встретил людей, которые пришли принять крещение в бассейн из-за святости места. Н.Портнову это кажется несколько странным. Показывая рукой на сотни пловцов в ярких купальных шапочках, покачивающихся на зеленоватой воде бассейна, говорит: “Это далекий крик с реки Ганг”.

Уолл стрит джорнал”, № 62, четверг, 26 апреля 1990 года».

Но, как говорится, «Собака лает, а караван идет»... И дело возрождения храма двигалось вперед. Работы по воссозданию святыни были начаты в сентябре 1994 года с разборки конструкций бассейна «Москва». Сохранившийся фундамент после проведения тщательных геолого-разведочных работ стал основанием стилобатной части храма. В декабре была закончена заливка бетона в основание, а 7 января 1995 года, на праздник Рождества Христова, была осуществлена закладка первого камня стен храма. И уже 24 апреля того же года в строящемся храме была отслужена торжественная Пасхальная вечеря...


 

* * *

Я намеренно столь подробно остановился на истории воссоздания храма Христа спасителя, чтобы читатель почувствовал, как непрост и долог был путь от идеи до ее реализации. В условиях жесткой борьбы созидательных и разрушительных сил на рубеже 80–90-х годов ушедшего века страна оказалась на краю пропасти. Отваливались одна за другой вчера еще мирно сосуществовавшие братские союзные республики. Полыхали Кавказ и Приднестровье, штормило Черноморский, да и остальные флоты...

Миллионы русских не по своей воле оказались разбросанными по расчлененной Родине, где ущемляются в правах, языке, религии, личной безопасности и благополучии. Сотни тысяч россиян оказались беженцами на своей земле, не получая должной материальной и моральной поддержки. Росла неуверенность в завтрашнем дне. В то же время русские десятки лет были лишены государственных и общественных организаций, представляющих и защищающих их интересы среди братских народов России. В результате положение русских во многих отношениях ухудшается быстрее положения других народов России.

Власть, по обыкновению, захватили представители хищнического либерально-демократического крыла, для кого, кроме наживы, нет ничего святого. Для них страна и народы, ее населяющие, были чужды и противны. Они рушили на своем пути всё и вся. Исполнительная власть не желала видеть надвигающуюся катастрофу, что вынудило выходить на улицу протестующий народ, в котором еще сохранялся громадный запас сил.

Кризис уже в феврале 1993-го достиг апогея. Противостояние набирало обороты. Воздух в Москве пах порохом и гарью...

После избиения демонстрантов силами ОМОНа 1 мая 1993 года народ не дрогнул. Точка невозврата пройдена, и уже 9 мая на демонстрацию пришло в сотни раз больше. Это была крупнейшая демонстрация мирного сопротивления царящей несправедливости, пожалуй, равная сегодняшнему маршу Бессмертного полка, и прошла она в атмосфере высочайшего душевного подъема и неагрессивной солидарности. Иными словами, представление о том, что какие-то латники палками избивали безоружных людей, оскорбило чувство справедливости и высвободило силы, о которых никто из властей предержащих не подозревал. Странно было бы, если бы это относилось к одному частному случаю. В народе потаенно жил мощный духовный потенциал, который и стал основой для преодоления кризиса.

Именно кризис весны 1993-го привел общественные силы созидательного направления к пониманию необходимости их объединения. Общественные неполитические организации: Всемирный русский конгресс, Всероссийский Русский Собор, Марфо-Мариинское православное сестричество Феодоровской иконы Божией Матери, Всемирный русский университет, Русская община Таджикистана, Сибирский русский дом, Российско-американский университет, Фонд творческой молодежи России, центр «Русская энциклопедия», издательство «Роман-газета», журналы «Наш современник» и «Москва», газета «Литературная Россия» и другие выступили с инициативой созвать в 1993 году в городе Москве I Всемирный Русский Собор для принятия решений по важнейшим вопросам бытия русского народа в современных условиях, определив тему «Российская соборная мысль».

26 мая 1993 года участники встречали в Свято-Даниловом монастыре Патриарха Московского и всея Руси Алексия II как последнюю надежду, как единственную незыблемую духовную соль и твердь. Встречали так, как встречали Господа в Иерусалиме:

Не имамы иныя помощи,

не имамы иныя надежды...

Святейший Патриарх Алексий II в своем первом слове ответил участникам на не озвученное ожидание: «Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящейся о ее единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине — патриотизм — изначала благословляется Церковью. Вспомним слезы Спасителя при виде Иерусалима, выразившие всю силу Его любви к великому граду Своего народа...»

После этих слов соборяне действительно почувствовали себя семьей. Жизнь жительствовала. В.Н. Ганичев в своем слове на открытии Собора обозначил параметры неполитического представительства участников дискуссий: «Во избежание конъюнктурно-политического характера выступлений и принимаемых на Соборе документов на Соборе не представляются политические партии и организации, а в работе Собора принимают участие только в личном качестве специалисты в области богословия, истории, экономики, науки, здравоохранения, организации хозяйства, культуры, представляющие различные районы и социальные группы России...»

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, завершая свое выступление, еще раз напомнил участникам соборного дела о преодолении себя на этом поприще: «Сегодня необходимо понять, что все мы, крещенные в Православной Церкви, и есть эта самая Церковь и без нашего духовного обновления, без подвига веры не будет возрождения Церкви, а значит, и Отечества. Да поможет же нам Господь совершить этот подвиг так, как совершали его наши благочестивые предки».

I Всемирный Русский Собор ставил перед собой созидательные цели:

— проанализировать потери и обретения в важнейших сферах жизни;

— определить главнейшие цели и ценности русского национального бытия;

— заявить о понимании русскими своей роли в мировой истории;

— наметить пути укрепления единства русского народа;

— защита прав и интересов соотечественников;

— установление на российской земле гражданского мира и межнационального и внутринационального согласия.

Работа велась три дня по следующим секциям и тематическим группам с выработкой документов и резолюций по каждому направлению:

— «О понимании национальных интересов России и русского народа»;

— «Пути улучшения и охраны среды обитания русских»;

— «Основы национальной программы улучшения здоровья и демографической структуры русских»;

— «Государственное развитие России»;

— «Основные положения программы возрождения хозяйства страны»;

— «За народную трезвость»;

— «О возвращении русским их национальных святынь»;

— «Основы национальной программы воспитания и образования»;

— «О защите и возрождении русского языка»;

— «О русской нации»;

— «Русская культура, воспитание и образование»;

— «О русской национальной школе»;

— «Пути и цели духовного возрождения России».

Возглавлял работу форума Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вели пленарные заседания сопредседатели Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, кандидат исторических наук Н.А. Нарочницкая, председатель центрального правления Всемирного русского конгресса Ю.Г. Луньков, кандидат философских наук И.А. Кольченко, доктор исторических наук, профессор В.Н. Ганичев.

Выступили с докладами и сообщениями председатель правления Русской общины Таджикистана В.И. Юшин, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, президент Российской ассоциации Героев М.П. Одинцов, академики И.Р. Шафаревич, О.Н. Трубачев, Н.И. Толстой, Н.Н. Моисеев, кинорежиссер, руководитель киноцентра «Русский фильм» Н.П. Бурляев, архитектор, президент ассоциации «Нижегородское землячество» В.В. Курбатов, послушник Троице-Сергиевой лавры Александр, протоиерей Николай Флоринский, художники В.М. Сидоров, Ю.И. Селиверстов, В.Новиков, писатели В.Н. Крупин, Я.М. Мустафин, А.П. Ланщиков, Д.А. Жуков, В.М. Гуминский, А.В. Фоменко, В.А. Костров, Ю.М. Лощиц, С.А. Лыкошин, В.В. Кожинов, Ю.Б. Юшкин, С.Н. Семанов, П.Проскурин, М.П. Лобанов, О.Н. Михайлов, О.В. Волков, М.Н. Любомудров, Л.И. Бородин, Л.Г. Баранова-Гонченко, М.М. Мусин, С.И. Котькало, историки А.Ф. Смирнов, Ап. Кузьмин, С.В. Перевезенцев, скульпторы В.Клыков и Вл. Мокроусов, профессор Э.Ф. Володин, протоиерей Дмитрий Григорьев, настоятель кафедрального Николаевского собора в Вашингтоне, председатель Братства преподобного Сергия М.П. Петров, директор русской национальной школы № 141 Москвы Л.Н. Погодина, кандидат исторических наук К.Г. Мяло, академик М.Я. Лемешев, доктор педагогических наук Е.П. Белозерцев, политолог Г.А. Зюганов, член-корреспондент РАН Ф.Ф. Кузнецов, ответственный секретарь Союза борьбы за народную трезвость М.А. Зорько, доктор физико-математических наук Б.Ц. Корнилов, протопресвитер Виталий Боровой, доктор физико-математических наук Е.А. Александров, священник Александр Арсеньев, политолог С.Н. Магнитов, З.П. Иноземцева (Центральный государственный архив), А.Н. Стрижев (Братство Преподобного Серафима Саровского), любимые народом артистки Ирина Архипова и Татьяна Петрова, архитектор В.А. Виноградов, филолог Е.М. Верещагин, М.Гаврилов (Рига), О.И. Генисаретский, Д.А. Денисенко (Киев), Л.А. Богданович, В.А. Десятников, М.С. Дроздов (Черноголовка), А.О. Ильин (Вильнюс), инокиня Ольга, В.Н. Катасонов, Ю.П. Колосов (Оптина пустынь), А.И. Корягин (Цюрих), В.В. Крапивин, В.В. Куликов (Тула), Н.Н. Лызлов, В.А. Морозов (Алма-Ата), А.И. Осипов (Сергиев Посад), В.Н. Осипов, Л.Д. Рондели, В.В. Селиванов, Г.М. Шиманов, доктор экономических наук В.В. Жарков, кандидат исторических наук, доцент Дипломатической академии В.Б. Лаптев, кандидат исторических наук, доцент МГИМО МИД Ю.Е. Федоров, кандидат экономических наук Н.А. Анисимов, кандидат исторических наук, член-корреспондент Международной славянской академии Ю.В. Катасонов, кандидат исторических наук А.К. Гливаковский, кандидат исторических наук В.И. Шведов (МИЮ), политолог А.Буниадян (Армения), кандидат исторических наук Н.И. Жданов-Тульской, доктор физических наук Н.И. Куликов, кандидат физических наук, научный сотрудник ИНИОН РАН А.Е. Медунин, журналистка Т.А. Жутова, доктора юридических наук В.А. Ковалев, В.Г. Вишняков и Г.Ф. Хохряков, президент фонда национальной безопасности Л.И. Шершнев, госсоветник юстиции второго класса В.И. Илюхин и многие-многие не названные...

Боже, какой букет лиц и имен!

Многих уже с нами, к сожалению, нет, а тогда, 25 лет назад, большинство участников было людьми сравнительно молодыми и полными сил.

Собственно, первый Собор задал вектор мирного возрождения Отечества на десятилетие вперед и предложил способы движения в этом направлении.

К сожалению, сторона власти президента Ельцина не услышала предложения Собора, и реализовывать его решения пришлось уже в новых исторических реалиях, после расстрела российского парламента и его защитников.

Но ничего бы не вышло, если бы на то не было Господней воли, а в самом народе — тяготения к соборному разуму.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0