Движение человеческой души

Юлия Вохминцева. Народный художник СССР Александр Шилов
Владислав Артёмов. Разговор за чаем

Народный художник СССР Александр Шилов

Творчество выдающегося мастера классического реалистического искусства занимает одно из центральных мест в русском искусстве уже более 40 лет. Произведения А.Шилова хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и в музеях других городов России. С большим успехом персональные выставки художника проходили не только в России, но и за рубежом — во Франции, Германии, Португалии, Сербии, Канаде, Японии, Кувейте, Арабских Эмиратах и других странах.

Леонардо да Винчи сказал: «Хороший художник должен уметь изображать две вещи: человека и движение человеческой души». Работы Александра Шилова в полной мере подтверждают суждение великого мастера Возрождения. После каждой его выставки люди, не успевшие побывать на ней, обращались в Министерство культуры, в Госдуму с просьбой сделать выставку постоянно действующей. У Александра Шилова было моральное право обратиться в Государственную думу, к ее председателю Геннадию Селезневу, с предложением передать все свои лучшие работы государству. Все депутаты Государственной думы проголосовали единогласно за создание государственной картинной галереи А.Шилова. Учитывая воспитательную ценность его искусства, любовь к нему народа, в 1996 году единогласным постановлением Государственной думы и правительства Москвы была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М. Шилова. 31 мая 1997 года состоялось ее торжественное открытие. С тех пор мастер безвозмездно передал государству более 1270 работ живописи и графики. Работы художника заслужили искреннюю любовь зрителей. Десятки томов книг отзывов заполнены словами благодарности и восхищения перед талантом А.Шилова. Со всех уголков страны люди высказывают свою искреннюю благодарность за великий труд и мужество художника, за его воспитательную, нравственную и духовную ценность, за его позицию в искусстве.

Московская государственная картинная галерея А.Шилова — крупнейший музей нашей страны и один из главных культурных центров столицы, основанный на лучших традициях классического реалистического искусства. С первых дней своего существования галерея стала местом, где с особым уважением произносят слова «ветеран», «солдат», «герой». В московской государственной картинной галерее А.Шилова представлена живописная летопись героического поколения страны. Проявляя удивительное мастерство не только живописца, но и проникновенного рассказчика, тонкого психолога, А.Шилов создал более 40 портретов героев нашей Родины. Александр Шилов говорит: «Для меня великая честь писать ветеранов войны, разведчиков, контрразведчиков, героев, которые всю свою жизнь посвятили Отечеству, защищая его. На подвигах этих великих героев надо воспитывать будущих защитников Отечества, иначе некому будет защищать нашу Родину!» Галерею поистине героических личностей представляют портреты легендарных разведчиков: Джорджа Блейка, героя России полковника А.Н. Ботяна, героя Советского Союза Г.А. Вартаняна. Настоящие асы, отчаянные и отважные летчики представлены портретом героя Российской федерации И.Ф. Рубцова, героя Советского Союза Н.В. Поповой, которая в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка за годы Великой Отечественной войны совершила 852 боевых вылета. Особое место занимают портреты выдающихся деятелей культуры — участников Великой Отечественной войны: драматурга В.С. Розова, народного артиста СССР В.А. Этуша. Портреты служителей церкви, прошедших войну, отражают особую силу русского воина, его духовную мощь. Художник А.Шилов обладает даром, оставаясь верным внешнему сходству, схватывать сиюминутное, ускользающее состояние человека, одновременно постигая глубину его характера.

«За веру и Отечество!» — так называется портрет насельницы Пюхтицкого подворья монахини Адрианы, и именно с таким девизом прошла разведчица Наталья Малышева Великую Отечественную войну. Мужество и несгибаемую силу воли, горечь прожитой жизни и человеческое достоинство — все передал художник во взгляде фронтовика с орденами и медалями на груди в произведении «В день победы. Пулеметчик П.П. Шорин».

Памятниками личности называют зрители портреты легендарных военных контрразведчиков: И.Л. Устинова, Л.Г. Иванова, А.А. Молякова. Мужество и сила духа, героизм и величие, подвиг и бесстрашие — художник раскрыл особый смысл этих понятий, вернул их былое значение.

В 2012 году президент РФ В.В. Путин, посетив экспозицию Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А.Шилова и осмотрев зал боевой славы, предложил в знак уважения и благодарности к ветеранам ВОВ и службам безопасности показать выставку «Они сражались за Родину!» в городах-героях и городах воинской славы России. Эта инициатива главы государства была поддержана правительством Москвы и реализована Московской государственной картинной галереей народного художника СССР А.М. Шилова. Выставка уже экспонировалась в 18 городах воинской славы и городах-героях: Брянске, Курске, Орле, Великом Новгороде, Пскове, Твери, Коврове, Смоленске, Белгороде, Воронеже, Ельце, Архангельске, Минске, Волгограде, Туле, Севастополе, Мурманске. Везде эта портретная галерея ветеранов Великой Отечественной войны заслужила искреннюю любовь зрителей.

В книге почетных гостей президент РФ В.В. Путин оставил следующий отзыв: «С благодарностью и восхищением. Успехов! Президент России В.В. Путин».

Создавая портретную галерею ветеранов войны, разведки и контрразведки, А.Шилов через конкретные, жизненно достоверные образы отражает срез целой исторической эпохи, рассказывая особым эмоциональным языком искусства о людях, о судьбах, об истории нашей страны. Художник дает ориентир молодому поколению, показывает, на кого нужно равняться и с кого брать пример, а взрослому зрителю напоминает о вечных жизненных ценностях. Совсем недавно эта выставка экспонировалась на Тверском бульваре и на Старом Арбате. «Эти люди — наше достояние. Они положили жизнь за спасение Отчизны», — делятся своими впечатлениями посетители выставки. Дважды (в 2009 и 2017 годах) Александр Шилов был удостоен премии ФСБ России I степени за «Лучшие произведения литературы и искусства о деятельности Федеральной службы безопасности».

В галерее сложилась добрая традиция проведения патриотических вечеров, которые объединяют несколько поколений людей, и через творчество А.Шилова новые поколения изучают историю и культуру нашей страны, для слушателей академии ФСБ и Голицынского пограничного института проводятся экскурсии по залу воинской славы «Они сражались за Родину!».

«Уважаемый Александр Максович! Бла­­годарю Вас за возможность познакомиться с Вашими работами. Они произвели на меня неизгладимые впечатления. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! А.Бортников, директор ФСБ».

Знакомясь с творчеством А.Шилова, зрители чувствуют, что создание произведения искусства для него — всегда осмысление, исследование мира людей. «Человек для меня самое интересное, — объясняет художник свою позицию. — Это ведь целая философская тема в искусстве: осознание, в чем смысл бытия...»

Со свойственной ему чуткостью, высокой культурой и техникой исполнения А.Шилов создал блистательную галерею образов людей, которые составляют гордость нашей страны: портреты народной артистки СССР певицы Т.И. Синявской, народного артиста России режиссера М.М. Козакова и народного артиста СССР кинорежиссера Э.А. Рязанова, народного артиста России композитора О.Б. Фельцмана, народного артиста СССР И.Д. Кобзона, писателей С.В. Михалкова, В.Г. Распутина, народного артиста России С.К. Шакурова и многих других. С большим знанием человеческой психологии и мастерством пишет художник портреты известных всей стране людей, раскрывая новые грани характеров, высвечивая в них самое сокровенное и порой неожиданное.

В галерее Александра Шилова часто проводятся благотворительные экскурсии по залам, выставки учащихся детских школ искусств, конкурсы детских рисунков, а с 2007 года в галерее проходят субботние и музыкальные вечера и концерты из цикла «Звезды в гостях у А.Шилова». Немало героев картин мастера принимали участие в концертах галереи: Е.Образцова, В.Третьяков, И.Кобзон, В.Маторин, М.Козаков, В.Гафт, С.Безродная и «Вивальди-оркестр». Концерты в галерее А.Шилова являются неотъемлемой частью культурной жизни страны и пользуются большим успехом.

А.Шилов с особым мастерством показывает безграничные возможности реалистического искусства и создает с помощью простых красок целую жизнь, заключенную в раму. «Глаза — зеркало души», в картинах мастера эти слова обретают истинную глубину своего значения. «Глаза должны не просто смотреть. Они должны говорить. Через них я выражаю суть души человека», — отмечает художник.

Мастер часто путешествует по российским деревням и селам в поисках героев для своих полотен. У жителей деревни нет званий, нет наград или каких-то выдающихся успехов, но есть самое важное: доброта, любовь к людям, окружающему миру, чистота, мудрость, верность — то, за что уважает А.М. Шилов уходящее поколение. Это трепетное отношение к тем, кто прожил долгую, тяжелую жизнь, но сумел сохранить любовь и доброту к окружающим, зародилось у художника еще в детстве. Оттачивая свое мастерство живописца, свое чутье психолога, он всякий раз пропускает через собственное сердце их мысли, их жизни, их души. «Народной повестью» называют зрители полотна А.Шилова. «Хозяин земли», «Капитолина Ивановна», «Одна», «Тетя Катя», «Судьба» рассказывают о нас, о том, как наша жизнь, поступки каждого из нас определяют жизнь и судьбу страны в целом.

«Нужно очень любить свою Родину и свой народ, чтобы так проникновенно и тепло писать не обыкновенные портреты, а судьбы простых людей», «В этих картинах не просто лица — целая эпоха, трудная и героическая судьба нашего народа. Художник создает историю России в лицах», — пишут посетители галереи А.Шилова в книге отзывов.

Герои народных полотен художника вынесли всю тяжесть и Великой Отечественной войны, и послевоенных лет. Их трудами выращено не одно поколение. А теперь они одиноки и забыты.

«Я пишу и буду писать их, — говорит А.Шилов, — обездоленных — в том числе и по нашей вине, — призывая людей: будьте же благодарны этим труженикам! Без такого чувства, убежден, не может состояться человек».

«Такие потрясающие вещи может создать только по-настоящему знающий жизнь человек. Глаза Ваших героев потрясающи. Высочайший реализм! Спасибо. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко».

А.Шилов создал немало произведений живописи, в которых воспел женскую красоту. Как отмечает художник: «В женских образах звучит ностальгия по настоящей женщине... Когда я пишу женщину, я одеваю ее иначе, и все скрытые в ней природой качества оживают. Меняется внутреннее ощущение, она преображается совершенно. Это больше чем просто красота». Легкостью и изяществом, тонким очарованием и мягкой поэтичностью, техникой исполнения очаровывают произведения мастера, представленные в экспозиции галереи.

Создавая срез современного общества, А.Шилов не мог обойти образы Церкви и духовенства. К этой теме художник обращается в 80-х годах прошлого века, и на протяжении всего последующего творчества тема не потеряет для него своей актуальности. Кистью А.М. Шилова созданы портреты архиереев церкви — столпов современного православия, портреты святых отцов, монахов и даже послушников — тех, кто только встает на путь духовного подвига. Мастер, обращаясь к теме духовенства, сумел уловить и понять особые мгновения церковного бытия и возвышения духа человеческого. Трудности духовного пути, внутреннюю борьбу мы можем наблюдать на картине «Игумен Зиновий» (1991), мгновение истинной духовной радости — на полотне «Матушка Макария», гармонию разума и души — в произведении «В келье. Матушка Паисия (Пюхтицкий монастырь)». Своей кистью А.Шилов внес неоценимый вклад в летопись истории православного духовенства XX–XXI веков. Жизненная достоверность, глубокое понимание характеров, проникновение в самую суть изображаемых явлений делает творчество Александра Шилова достоянием не только современного общества, но и будущего России.

Особая глубина осмысления жизни свойственна А.Шилову вне зависимости от жанра. В экспозиции галереи представлены преисполненные тонкой поэзии и одухотворенности пейзажи и натюрморты художника. «И в пейзаже, и в натюрморте, — отмечает мастер, — должно быть состояние души. Без этого любое творчество бессмысленно». Обладая особой прелестью, пейзажи мастера передают тончайшие нюансы состояний природы: вечную перемену времен года, восторг восходов и тихое умиление вечерних зорь. «Нужно очень любить свою страну, чтобы писать такие пейзажи», — говорят зрители о работах художника.

Глубокий отклик, живое чувство сопричастности и сопереживания в творчестве А.М. Шилова вызывает такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт. Александр Шилов, искусный мастер живописи, умеет оживлять не только людей, чьи портреты — отражение души и настроения человека, но также скульптуру и предметы, поистине изображенные живыми, словно передающими послание. Преисполненные одухотворенности, произведения художника выявляют его стремление не только к совершенству формы и техники, но и ярко высвечивают интерес А.М. Шилова к различным явлениям человеческой жизни.

В XX–XXI веках народный художник СССР, академик РАХ А.М. Шилов возродил лучшие традиции пастельной живописи в России. Он создал уникальные произведения искусства, доведя технику рисования пастелью до совершенства. Эта сложнейшая техника требует виртуозного владения рисунком и кропотливой, длительной работы. Стирая пальцы, А.Шилов тратит в несколько раз больше сил и времени на создание пастельных работ по сравнению с масляной живописью. Но мы не видим «кухни» художника, трудности исполнения, а видим конечный результат, который поражает своей реалистичностью, глубиной художественного содержания, мастерством исполнения. С помощью цветного мела А.Шилов сумел показать на своих полотнах живого человека, его внутренний мир, психологию, настроение. Так творили великие художники прошлого.

Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.Шилова является одним из главных общественных, культурных и патриотических центров Москвы, где хранятся более 1270 работ живописи и графики, безвозмездно переданных Москве и всей России. Народный художник СССР, академик РАХ А.М. Шилов является доверенным лицом президента РФ В.В. Путина, мэра Москвы С.С. Собянина, членом общественного совета при ФСБ, членом общественного совета по культуре при патриархе.

Мэр Москвы С.С. Собянин оставил в книге почетных гостей следующий отзыв: «С огромным уважением к коллективу галереи и восхищением великим художником А.Шиловым. Мэр Москвы С.Собянин».

Александр Шилов подчеркивает: «Задача художника — достучаться до сердца зрителя, чтобы его искусство было постоянно нужно людям. Искусство должно облагораживать, очищать и возвышать человеческие души, насыщать сердца красотой, внутренней и внешней! А иначе зачем оно нужно людям?»

В сентябре 2018 года в Московской государственной картинной галерее народного художника СССР А.Шилова открылась самая долгожданная выставка года. По доброй традиции, сложившейся более чем за двадцать лет, в день города Москвы народный художник СССР Александр Шилов представил зрителям свои новые работы.

В центре внимания А.Шилова по-прежнему остается человек с его неповторимым характером и судьбой. Портреты, представленные впервые в галерее, с первого взгляда покоряют филигранной исполнительской техникой в сочетании с невероятно тонким пониманием человеческой природы. Не только внешность, но и внутренний мир героев живописец изучает досконально, тем самым наполняя картины душой и сердцем.

Галерея образов духовенства пополнилась портретами епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова, несущего свою службу в самом северном приходе нашей страны, предстоятеля Русской Православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия. Портрет владыки словно выделяется из всего ряда произведений этой серии. Особой одухотворенностью, особой глубиной созданного художником образа.

На картинах «Элегия» и «Сатир и нимфа» женщина — воплощение грации, нежности, таланта и красоты.

Будучи виртуозом портретной живописи, художник лишает статики даже такой жанр, как натюрморт. В новом натюрморте «Завтрак» живописец словно возвращает современников к галантному стилю мастеров XVII века, где предметы, составляющие композицию, настолько осязаемы и до иллюзорности живые, что зритель невольно верит в эту «тихую жизнь вещей».

А.Шилов подчеркивает: «У художника не может быть равнодушной души, он просто обязан сопереживать сердцем, умом, нервами, всем своим существом. А сопереживание — это уже понимание». Творчество народного художника СССР А.Шилова удостоено высоких наград, его работы имеют широкую известность как в России, так и за рубежом. Его произведения — результат бескорыстного, самозабвенного труда души и сердца и великого мас­терства.

«Еще раз восхищен гражданским, патриотическим поступком моего старого друга Александра Максовича Шилова, подарившего своему народу труд своей жизни. Его картины — безусловно, творения великого художника. Здоровья, счастья, новых творений тебе, дорогой Александр Максович. Президент Респуб­лики Казахстан Н.Назарбаев».

Юлия Вохминцева


Разговор за чаем

У художника Александра Шилова кабинет в галерее на Знаменке устроен необычным образом, «художественно». Перешагнув порог, оказываешься в особенном мире, попадаешь как будто в театральные декорации, в колоритную обстановку благородного девятнадцатого века. Следует традиционный вопрос: «Вам чай или кофе?» Отвечаешь: «Чай», — ожидая, что сейчас, как везде заведено, принесут электрический чайник, кипяток, чай «липтон» в пакетиках. Принесли, однако, большой заварной чайник, широкий поднос, сплошь уставленный сладостями, вареньем, медом...

— Надо же, прямо как на Востоке!

— Это традиция русская, — возражает Александр Максович.

С этого начинается наш разговор за чаем. Я успел уже осмотреть все залы, где развешаны картины. Почти все уже видел прежде — в альбомах, в журналах, в многочисленных репродукциях. Сегодня в России нет более популярного и прославленного художника, чем Александр Шилов.

Владислав Артёмов: Из многочисленных публикаций известно, что жизнь ваша начиналась в условиях тяжелейших...

Александр Шилов: Я родился в Москве, в Лиховом переулке. Угловой дом с рыцарями до сих пор цел. Мы жили в коммуналке. Нас было трое у матери. Отца не было. И, соответственно, жили бедно. Всегда хотелось есть. Мама рассказывала, как она брала нас, маленьких, и бежала в убежище во время бомбежек. Время было тяжелое. В нашей коммунальной квартире жил отставной летчик — он много рассказывал, я все его рассказы запоминал.

Затем мы переехали в другую коммуналку, где комната была еще меньше. Было очень тесно. В 17 лет я пошел в школу рабочей молодежи. Надо было зарабатывать, помогать маме и бабушкам. Профессии не было. Устроился сначала на швейную фабрику «Салют», потом на винный завод, а после на мебельную фабрику № 2 возле Савеловского вокзала. Там я отработал три с половиной года грузчиком и при этом все время рисовал. Мне хотелось подняться со дна, но я боялся даже мечтать стать художником.

На винном заводе работать приходилось в бетонном подвале, без окон. Дышать нечем, кроме винных паров. Это была моя самая тяжелая работа. После физической работы руки кисть не чувствовали. Уставал так, что мог рисовать только по субботам и воскресеньям. А я ведь мечтал в институт поступить. Надежды, правда, на поступление было немного, поскольку у меня не было никакой средней подготовки. Я только в Доме пионеров занимался.

Как-то я показал свои работы одному богомазу. Ему понравилось, и он дал мне кое-какую работу в церкви. Я там заработал чуть-чуть денег. Купил маме пальто. Песцовый воротник, зеленоватый драп. До этого она по бедности нашей была одета очень плохо. Мама была счастлива, а я еще больше. В этом пальто я сделал ее портрет.

Преподаватель Дома пионеров, Василий Александрович Воронин, познакомил меня с народным художником СССР Александром Лактионовым. Лактионов не сразу поверил, что я работаю грузчиком. Сказал: «Вы изуродуете руки, надо срочно готовиться в Суриковский институт». Написал мне рекомендацию. Три года я поступал, но меня не принимали. На третий год Лактионов и Щербаков повели меня к художнику Серову, он тогда был президентом Академии художеств. Опять решающую роль сыграли мои миниатюры. Серов увидел, тоже не поверил, что я грузчиком работаю, и говорит: «Я вас возьму к себе в мастерскую, будете мне когда надо позировать, а основное время будете рисовать под моим наблюдением. Я вам даю слово, что вы поступите. Я вам буду платить те 70 рублей, которые вам платят грузчиком».

В.А.: Вы помните тот момент в жизни, когда к вам пришло признание и вы почувствовали себя профессионалом?

А.Ш.: В самом конце шестидесятых я был студентом третьего курса Суриковского института. В то время художник Лактионов по заказу Министерства культуры писал портреты космонавтов. Успел написать троих или четверых и ушел из жизни. Пришлось искать замену. Меня познакомили с летчиком-космонавтом, руководителем подготовки отряда космонавтов дважды Героем Советского Союза Владимиром Шаталовым. Он посмотрел мои работы, порт­рет Водопьянова, еще один портрет миниатюрный женский и решил: «Ты нам подойдешь».

Я написал серию портретов космонавтов: Гагарина, Шаталова, Терешкову, Николаева, Климука, Берегового, Волынова, Елисеева, Рюмина... После этого решили меня представить на юбилейной Всесоюзной выставке в Манеже. Я тогда не был членом Союза художников, и мне не полагалось участвовать в этой выставке. Но космонавты настояли. Мои работы показали руководству Министерства культуры, три работы сразу приняли на выставку. Что такое была Всесоюзная выставка? На нее приезжало все руководство страны начиная с Генерального секретаря. Я в итоге получил, не будучи комсомольцем, премию Ленинского комсомола. Это была моя первая государственная награда. Мои работы показали в программе «Время», стали печатать газеты, журналы. После этого я не мог спокойно ходить мимо педагогов по институту. Они-то не были участниками этой выставки. Мой руководитель перестал со мной здороваться.

В.А.: О ваших работах можно услышать самые разноречивые отзывы и оценки. Как вы к этому относитесь?

А.Ш.: Я выслушиваю только тех людей, чье мнение уважаю. Я могу прислушаться к совету или мнению художника, если тот сам умеет работать. Прежде чем взять краски в руки, надо научиться рисовать. Надо взять просто карандаш и лист бумаги и учиться рисовать, потому что все виды изобразительных искусств: скульптура, архитектура, живопись — все построены на умении рисовать карандашом, рисунке. Рисунок заключает в себе и сходство, и психологию, и объем, и перспективу, и анатомию. Поэтому, прежде чем взять краски в руки, надо сначала научиться рисовать. И учиться всю жизнь.

Если человек не умеет работать, то какой смысл его слушать? А ведь именно это и происходит сегодня. Во всех сферах искусства дилетанты и бездари навязывают свое мнение неискушенным, доверчивым людям, продвигают и пропагандируют искусство, которое гроша ломаного не стоит. Элементарное неумение рисовать, отсутствие школы выдается за оригинальное свойство, за стиль. Сегодня в больших музеях снимают работы прославленных мастеров, а выставляют безответственную и откровенную мазню. Антиискусство! Это делается во всем мире. Если вы хотите посмотреть, например, знаменитую Капеллу Микеланджело, маршрут вам устроят так, что вы мимо этих инсталляций, этого откровенного уродства не пройдете. Вы не хотите это видеть, но вас заставляют, навязывают.

Знаете, как Пикассо на собственном 80-летнем юбилее объяснял свой успех? Цитирую по памяти: «Я не настолько глуп, чтобы сравнивать себя с мастерами прошлого. я ловкий комедиант, сумевший воспользоваться жадностью и тщеславием людей XX века». Это весьма ценное и показательное признание.

В.А.: Вы говорите о том, что на картине не должно быть видно «кухни» художника...

А.Ш.: Да. Должен быть только результат. И поясняющего голоса искусствоведа за работой не должно быть, если эта вещь написана с мастерством. Потому что, когда начинают объяснять нанятые искусствоведы — именно нанятые, — что вот здесь он хотел, вот он то... Значит, там, на холсте, — пусто.

Возводятся целые строительные леса из слов вокруг пустоты. Такого никогда не было. Это не нужно. Между искусством, как я его понимаю и как его понимали великие художники прошлого, никакого медиатора быть не должно. Пытаются внушить зрителям, глядя на пустое место, что там что-то есть, из людей делают дураков. Пытаются сделать. А людей, во всем мире, тянет только к великим полотнам прошлого, основанным на истинном мастерстве. Искусство должно возвышать и очищать человеческие души, облагораживать их, ведь какое искусство, такая и душа человека, такой народ. При помощи антиискусства уничтожаются целые страны. Искусство — это безопасность страны.

Как сказал Леонардо да Винчи, чем ближе человек подошел в своей работе к природе, тем его произведение искуснее и дольше будет жить. Вот я за такое искусство, которое не зависит от моды. А вот эти всякие инсталляции к искусству отношения не имеют.

В.А.: Многие литературные критики говорят: не важно, что написано. Важно, как написано.

А.Ш.: Идеологии, то есть содержанию искусства, следует уделять громадное внимание. Я считаю, искусство, в известной степени, — это безопасность страны. Какое искусство, такой и народ! Меня при виде работ классиков охватывает чувство восхищения, сердце волнуется. Ежедневно, даже перед сном, я обязательно посмотрю картины своих любимых художников, чтобы открыть что-то новое для себя. Ведь все великие художники копировали друг друга, чтобы совершенствовать свое мастерство.

Красота делает человека сильнее духом. Через красоту в искусстве человек учится быть добрым, лояльным, благородным. Надо, чтобы народ понимал, чтил искусство.

Почему же сегодня изгоняют классику, подменяют суррогатом?

Потому что красота есть выражение любви и добра. Безобразное в искусстве, напротив, выражение ненависти и страха.

В конечном итоге, любая картина — это лицо художника, его честь и совесть.

Искусство, которое построено на великом мастерстве и мысли, как раньше, так и теперь востребовано народом. В художнике должен гореть огонь, который не дает человеку спать, есть, пить, он должен жить своим искусством. Это ему необходимо, как необходим человеку воздух.

Если народ идет ко мне, значит, мое искусство востребовано. Я сумел заслужить любовь людей вне зависимости от социальной лестницы, среди моих поклонников и руководители государства, и деревенская старушка.

Больше 20 лет в День города я передаю все свои работы Москве. 2018 год не стал исключением, и новые работы заняли свое место в галерее на Знаменке. Я молю судьбу, чтобы мне побольше было отпущено времени, чтобы у меня был огонь в душе, без которого невозможно создавать произведения искусства. Если я чувствую, что как художник расту от работы к работе, — это главное мое счастье.

Не так давно я избран действительным членом Российской академии художеств. Она является единственной профессиональной академией художеств, как и сто, и двести лет назад. Я этим горжусь. С нашей великой академией связаны имена, перед которыми я преклоняюсь: Брюллов, Иванов, Кипренский, Левицкий. Это художники мирового масштаба. Войти в эту академию, быть в нее избранным — для меня великая честь.

В.А.: У вас много портретов ветеранов войны... Я видел зал, который называется «Зал славы», там выставлены портреты людей, которые защищали Отечество.

А.Ш.: Я преклоняюсь перед поколением победителей. Это наши отцы, деды, прадеды, они остаются сегодня в нашей стране нравственным ориентиром в обществе. На их жизни, их подвигах надо воспитывать будущих защитников Отечества, иначе мы просто потеряем страну. Я ветеранов войны начал писать, будучи еще студентом Суриковского института. Мне предложили написать знаменитого полярного летчика — Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова. Это была моя первая работа. Да, теперь у нас целый зал тех, кто воевал, тех, кто единственную жизнь отдавал за Победу: разведчики, контрразведчики, без их службы страна взлетит на воздух. Благодаря им живет наша страна. Я их пишу и буду продолжать писать, потому что перед этими людьми преклоняюсь.

По портретам мы судим о целых поколениях прошлого, и в этом ответственность художника перед историей.

В.А.: У вас в галерее звучит тихая музыка. Вы и работаете под музыку?

А.Ш.: Без музыки мне трудно прийти в нужное душевное состояние. Когда я пишу портрет ли, пейзаж — у меня в мастерской всегда звучат произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского, Альбинони, Баха. Потому что, как сказал опять же Леонардо, живопись и музыка — две родные сестры, одна без другой не может быть.

Мама у меня очень любила искусство, любила музыку, она меня к ней приучила. Она была поклонницей знаменитого тенора Сергея Лемешева. Знала все оперы. На последние копейки ходила на галерку Большого театра. Она очень поощряла мои занятия. Очень радовалась, когда у меня что-то получалось, это тоже было для меня стимулом.

Я каждый день провожу у мольберта по 4–5 часов. Это жизненная потребность. Чтобы поддерживать хорошую форму, мне всегда нужны трезвая голова и твердая рука.

В Москве я люблю ходить по улицам, по старым переулкам. Я люблю бывать там, где есть искусство, вечная красота, которая не зависит ни от моды, ни от чего.

После обеда сразу иду пешочком сюда, в галерею. Это мой второй, и любимый дом. Благодарен судьбе за то, что в моей жизни есть эта работа. Она меня держит на плаву, она меня подпитывает и дает силы, чтобы жить.

В галерее, к слову, проходят концерты мастеров российской культуры, встречи с фронтовиками, портреты которых пишу. Проводим мероприятия и концерты для детей и взрослых с ограниченными возможностями. И всегда у нас полный зал народу. Мы ведем очень активную культурно-просветительскую деятельность.

В.А.: Вы пишете главным образом портреты...

А.Ш.: Не только. Я пишу натюрморты, пейзажи и портреты. Я люблю работать в технике пастели. Сложно из мелков создать жизнь. Ведь в работе пастелью кисти не применяются, художник рисует пальцами. Эта старинная техника необычайно сложная. Сложно из мелков создать жизнь, заключенную в раму. В этом главная задача художника, в какой бы технике он ни работал.

Прежде чем писать портрет, художник должен почувствовать человека, которого он будет писать. Вспомните портреты Левицкого, Брюллова, Перова. С этими людьми можно говорить — настолько они живые.

Мне важно, чтобы модель была для меня понятна и выразительна. Перед тем как сделать первый мазок или штрих, я должен сам себе отдавать отчет, что выражу у этого человека, какие качества, помимо внешнего сходства, — это обязательное условие. Значит, я интуитивно должен чувствовать внутренний мир этого человека. Без этого бессмысленно работать, да и бессмысленно садиться и писать портрет.

Модель я не готовлю, мне нужно, чтобы она прилично сидела. И вовремя появлялась. Художник не тот, кто водит кистью по холсту, художник — состояние души, оголенный нерв. Что такое портрет? Это, при абсолютном внешнем сходстве, выразить нутро, характер человека. Надо заставить говорить глаза именно тем, что у него внутри, выражением.

В.А.: Вы приверженец реалистического, честного искусства...

А.Ш.: Только реалистическое искусство, основанное на величайшем реалистическом мастерстве и глубоком содержании, способно выразить то, что у человека внутри. Причем мастерство должно быть таким, как у великих мастеров прошлого, которые всю жизнь изучали науку искусства, анатомию, перспективу. Тогда при наличии таланта появятся и любовь, и трудолюбие, и путеводители успеха.

Реалистическое искусство всегда востребовано людьми. Оно есть и будет. Всегда и везде. Так меня и воспринимают. Человеческой душе нужно только то, что вызывает у нее восторг, наслаждение и преклонение. Когда человек смотрит на картину как на икону и хочет сам стать чище и благороднее. Художник просто обязан радовать душу людей красотой.

Где бы я ни устраивал выставку, везде хорошо принимают. Первая моя выставка проходила во Франции. Всемирно известный поэт Луи Арагон, осмотрев мою выставку, сказал: «Я удивлен, что, когда идет такой пиар всяким “измам”, вы смогли сохранить реалистическую живопись».

Французы удивлялись, как это в России удалось выжить реалистическому искусству. У них же, благодаря пропаганде, процветает один авангард. Но людей все равно влечет к реализму. Кстати, всех, и не только во Франции, но и в Португалии, и в Японии, и в Канаде... Это я видел везде, куда приезжал с персональными выставками.

На Западе нет художников! Художники есть только в России. Россия — единственная страна, которая выше всех в отношении искусства: и в музыке, и в живописи — абсолютно во всем. Великих народов в истории не так уж и много. Русский народ, безусловно, входит в их число. Объективно говоря, в области науки, искусства мы очень талантливый народ.

Запад хотел бы видеть Россию слабой, а Россия становится все сильнее. Я не шовинист, но считаю наш народ самым талантливым. Он погибает потому, что смотрит на худшие образцы Запада, а Запад уничтожает нашу культуру и превращает наш народ, извините, в стадо. Пастух для такого общества всегда найдется. Ведь какое искусство, такая и душа человека, такой и народ. Государство должно обозначить идеологию добра и красоты, идею духовных ценностей, которые люди искусства должны класть на алтарь Отечества, чтобы наша великая Россия еще больше олицетворяла собой величие, красоту и духовную силу. Ведь по достижениям в культуре и искусстве судят о народе. У нас великое искусство, но мы не умеем гордиться им.

Настоящее искусство сегодня находится в униженном состоянии, хотя, как и прежде, необходимо душе и разуму человека.

Просто не верится, насколько изменился человеческий дух, поменялись идео­логия и нравственность. Такое происходит во всем мире.

Для моего сердца и души близкие люди: бедные старушки, старики, брошенные, порядочные, честные и, главное, добрые. Они, несмотря на тяжелую жизнь и каторжную работу, нищенскую пенсию, остаются добрыми, и это поистине бездонная доброта. Как же можно прожить такую рабскую жизнь, влача нищенское существование, и остаться добрыми бессребрениками! И эта их душа меня поражает. Святые люди. Такая была моя бабушка. Перед тем поколением нельзя не преклоняться.

Потому что когда человек добрый — мне кажется, это самый главный талант, который всевышний спустил на землю, людям нести счастье, радость, свет.

Подрастающее поколение надо воспитывать на подвигах героев, с чувством патриотизма, а не на «сникерсе» и жвачке. Иначе потеряем нашу великую Родину — Россию!

Я с большим уважением отношусь к людям долга, к тем, кто служит в силовых структурах. Без силовых структур, без служб безопасности, без разведки наше государство не проживет и полсекунды. Поэтому для меня большая честь писать этих великих людей, которые хранят нашу Родину! Искусство должно воспитывать душу человека, облагораживать ее и очищать. Возвышать ее помыслы, окружать человека физической и духовной красотой, ведь какое искусство у народа, такая и душа. Антиискусство может уничтожать целые народы, поэтому искусство относится к безопасности страны.

Я не сразу стал это понимать, а только тогда, когда наш великий патриот, генерал армии Сергей Николаевич Лебедев, бывший директор СВР, по моей просьбе предложил мне написать выдающегося разведчика Г.А. Вартаняна, Героя Советского Союза. 47 лет вместе с женой они были нелегалами. Во время знаменитой тегеранской конференции в 1943 году Гитлер дал команду физически уничтожить Сталина, Рузвельта и Черчилля. Наше государство поручило Вартаняну не допустить этого. И ему это удалось, хотя ему было тогда всего 19 или 20 лет.

Я написал несколько таких портретов. Среди них безногий пулеметчик Шорин. Ноги он потерял под Псковом. Но не спился. Не ходил по электричкам. Милостыню не просил, как это было часто после войны. Устроился работать на завод «Москабель», проработал там 40 лет. Женился. Вырастил сына. И хотя он был всего-навсего сержантом, для меня — это один из величайших людей, сражавшихся за Родину! Среди работ есть портрет очень интересной женщины — Наталии Малышевой, которая в 19 лет попала в армию Константина Рокоссовского, и он отправил ее учиться на разведчицу, так как она знала немецкий язык. Она на вражеской территории устанавливала подслушивающие устройства. Причем как-то раз ее поймал немецкий солдат и отпустил со словами: «Я с девчонками не воюю». В последние годы она приняла монашеский сан. Не могу не сказать о легендарной летчице Надежде Поповой. Она из «ночных ведьм» — так фашисты называли советских летчиц 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, сформированного Мариной Расковой. В 21 год она была командиром эскадрильи, лично совершила 852 ночных вылета! Ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Среди моих работ — портрет разведчика Блэйка, который много сделал для победы над фашистами. После этого я написал портрет Героя России разведчика А.Н. Ботяна — прототипа майора Вихря.

В экспозиции есть и два портрета контрразведчиков одной из самых таинственных советских спецслужб СМЕРШ — Ивана Устинова и Леонида Иванова.

О подвигах Ивана Устинова и Леонида Иванова можно говорить бесконечно, правда, большинство из них так и останутся тайной. Несомненно, они много сделали для победы над фашизмом.

Выставка пополнилась также портретами Героев Советского Союза летчиков Ивана Лезжова и Сергея Крамаренко, генерал-майора Бориса Соколова, почетного сотрудника органов госбезопасности разведчика Ивана Павловича Евтодьева. И я буду продолжать писать этих героев. Ведь без разведки и контр­разведки Россия немыслима. И этими службами управляет профессионал и патриот Александр Васильевич Бортников.

Недавно я ездил писать одну великую женщину — Любовь Ивановну Клюеву. Она в войну служила прожектористкой: освещала вражеские самолеты, а зенитчики их сбивали. Я приехал в глухую деревню в Саратовской области, нашел ее там. Она всю жизнь воспитывала шестерых детей и, несмотря на все тяготы, сохранила чистую душу и доброту.

Я их пишу, потому что перед ними преклоняюсь. Эти люди — наше достояние. Я благодарен С.Н. Лебедеву, генералу армии, руководителю разведки и великому патриоту, за то, что он познакомил меня с этими героями. Чем я очень горжусь! А также руководителю Департамента военной контрразведки А.Г. Безверхнему.

За эту серию портретов разведчиков я был удостоен премии ФСБ.

В.А.: Есть ли у вас мечта?

А.Ш.: Хочу написать Мадонну с младенцем. Но для этого нужна особая молодая женщина, с особым внутренним состоянием. Пока я такую не видел. Как увижу — сразу все брошу и напишу. Нет ничего выше материнства. Когда мама склоняется над своим ребенком, душа вся светится святыми чувствами. Это вечная тема искусства.

Беседу вел Владислав АРТЁМОВ







Сообщение (*):

владимир дарский

02.05.2019

В старину бытовало понятие -придворный поэт.Александр Шилов не придворный поэт,а привластный поэт.Он все время ласкается к власть придержащим.Вот он нарисовал портрет Л.И.Брежнева,но почему то, стеснительно, этот факт отрицает.Особенностью А.Шилова является его любовь к силовым структурам,спецорганам.Резонен вопрос? Почему Рембранд,Рубенс,Ван Гог,Сезан как-то обошли вниманиеим такого рода объекты для своего творчества,а вот художник Шилов без этого не мог обойтись.Поэтому,наверное,художнику Шилову не быть всемирно известным художником.Жизнь оказалась сложнее марксистской догмы:оказывается и сознание может определять бытие.Разумеется,Шилов-всероссийская знаменитость,вполне заслуженная,но все-таки...?

Комментарии 1 - 1 из 1