Обзор книжных новинок 2018 года

Анастасия Евгеньевна Чернова родилась в 1987 году в Москве. Выпускница Литературного института им. А.М. Горького. Учится в аспиранту-ре.
Пишет с 9 лет, первая публикация — в 13. Автор рассказов, публиковав-шихся в столичных изданиях: «Проза», «Тверской бульвар, 25», «Братина», «Наш современник» и др.
Лауреат российских и международных литературных премий, в 2011 году стала победителем II Славянского литературного форума «Золотой витязь» в номинации «Дебют», ведущая Клуба молодых прозаиков Литературного института.
Живет в Москве.

В конце декабря литературный клуб «Соты» собрался в редакции журнала «Москва», чтобы подвести литературные итоги 2018 года, вспомнить книжные новинки и попробовать определить важнейшие импульсы современной литературы, ее духовную направленность.

Мы говорили про художественную прозу и поэзию, нон-фикшн, детскую литературу, литературоведческие тру-ды и даже издания, которые можно назвать ретроновинками. Немного парадоксально, но, видимо, в этом одна из примет нашего времени. Измерение «ретро» все яснее проступает в современности.
 

Художественная проза: между историей и музыкой

Художественная проза была представлена как в книжных, так и в журнальных вариантах. В нескольких номерах журнала «Москва» была опубликована лирико-документальная повесть Вячеслава Киктенко «Когорта». Нам известны питерская, московская, вологодская и другие литературные школы. Однако о существовании алма-атинской русской литературной школы мало кто подозревал. И вот Киктенко ее представляет, вводит в литературный процесс. Воздушное лирическое повествование «Когорты» держится на строгой документальной основе, а в художественную ткань органично «вмонтированы» большие стихотворные подборки. «Считаю не столько своим, сколько нашим общим достоянием — открыть русский остров в Казахстане. Моя задача была — дать русскоязычную поэзию», — поделился автор, детство и юность которого прошли в этих краях. По наблюдению Людмилы Семеновой, лирическая нота передает тонкие ощущения чувствительной души героя повести.

Вот всего лишь одна цитата, характеризующая стиль повести: «Вдоль бульвара, благоухающего сиренью, бредет в поликлинику ссутулившийся человек. Он ничего не замечает вокруг — ни сирени, ни котенка, свернувшегося клубком под сиренью. Он в предчувствии диагноза... да еще темная туча пригнетает к земле...

И вдруг: косой солнечный луч прорывает тучу и бьет, прицельно бьет по тому самому кусту сирени, под которым лежит, свернувшись в клубок, дремлющий котенок, и остаточным излучением задевает человека.

Благоухающая сирень, тоже придавленная тучей, распрямляется и распускает серебряно сверкающие лепестки. Котенок поднимается на лапки, глаза его, промытые солнцем, ясны, веселы, и через мгновение начинается сумасшедшая скачка под кустом.

Он играет с солнечными пятнами, пытается взлезть на сирень, а сирень... она уже распустила чары не только на котенка и птиц, сидящих на ветках, но и на идущего вблизи скорбного человека... мгновенье — и спина его распрямляется. Он изумленно озирается вокруг, чувствует: произошло что-то необычайное, ему почему-то радостно. Беспричинно радостно. Это надо записать, не забыть записать после приема у врача. Он же поэт. Связан со Словом, а значит...

Человек еще не догадывается, что Поэзия коснулась его в последнюю очередь. Вначале осенила сирень, потом котенка, а с ними и все бессловесное — траву, листву, землю. И только потом его самого. Пусть не с такой силой и ясностью, как все бессловесное, но если человек сумеет не забыть это мгновенье, не растерять его по пути к приговору, а выразить в Слове, пусть хотя бы частично, остаточно, то это уже не стихи, пронизанные смыслом, а — Поэзия. Поэтическая Мысль. А это так редко, редко...

Световой сквозняк, блуждающий по вселенной, насквозь пронзающий все мироздание, а не одного только возомнившего о себе человека, луч, блуждающий вдоль и поперек всех миров, проник сейчас сюда. Неясно откуда. И главное, луч непредсказуем.

Более того — беспричинен...»

Лола Звонарева, писатель и доктор филологических наук, рекомендовала прочитать роман болгарского писателя Николая Табакова «Византия» — «мощнейшее историческое произведение, написанное в традициях Булгакова, с несколькими пластами реальности». Автор изображает иконописца древней Болгарии и показывает, как его судьба перекликается с жизнью современного художника.

Еще один роман Табакова — «Европеец» (опубликован в трех номерах альманаха «Литературные знакомства») повествует о жизни современной Болгарии. Яркая, свежая и музыкальная проза. Изображены трудные моменты жизни, с которыми сталкивается деревенский житель в Болгарии: его душа противится тому, чтобы стать европейцем. Присутствует в романе и любовная линия, а также тема творчества: главный герой, талантливый скульптор, должен выбрать двенадцать великих людей и создать их скульптуры.

Свою подборку художественных книг представил поэт Андрей Галамага. Он призвал обратить внимание на роман Анастасии Ермаковой «Пластилин», роман Даниэля Орлова «Чеснок» («великолепная современная традиционная русская проза») и сборник рассказов Юрия Куксова «Открытая книга природы». Автор, человек-отшельник, живет в лесу, пишет удивительную прозу и чудесные стихи. Интересен читателям будет и роман Михаила Попова «На кресах всходних» — история простой белорусской деревни, в которой у людей есть одна цель: сохранить себя, выжить в любых условиях во что бы то ни стало. Герой другого романа 2018 года — Николая Железняка «Одинокие следы на заснеженном поле» — восьмидесятилетний ученый, ждет, придут или не придут к нему гости. Неожиданно повествование, которое идет от первого лица, перетекает в другое русло — начинается от лица его супруги, затем от лица сыновей. Все как в новом французском романе. Но если у них больше игры, то у Железняка все происходит более органично. Чем-то такая проза напоминает стиль Фолкнера. Однако если проза Фолкнера нередко фрагментарна, то здесь повествование о судьбе человека дается сплошным потоком. Книга про любого из нас. «Роман Железняка действительно замечателен, — поддержала Лола Звонарева. — Удался еще и потому, что есть мощный дар драматурга. Автор органично входит в чужое пространство — психологическое, душевное. Интрига на полутонах».

Прозаик Дмитрий Лукин рассказал о своей новой книге «Из жизни Димы Карандеева». В ее основе — история рода, по одной линии которой священники, по другой — творческие люди. «Так я пытался написать русскую готику», — сказал автор.

Продолжение традиций русской романтической новеллы XIX века Дмитрий видит и в книге Анастасии Черновой «Ветер с пыльных дорог». «Хотя проза Анастасии и сохраняет верность истокам, перед нами все-таки другая, новая русская литература, — заметил Алексей Полубота. — Например, в повести “Горький шоколад” прослеживается осознанный поиск юного героя, православного человека. Дано это не схематично, а через художественное осмысление. Мне кажется, автор и дальше будет идти по этому пути. Будут появляться новые интересные герои — в плане мировоззренческого поиска. Ведь пред нашим народом стоит задача вернуться к православию, но на новом уровне. Наше сознание должно принимать православие в других реалиях». Людмила Семенова обратила внимание на то, как Анастасия выписывает женские образы: «Убедительно и глубоко. Героини рассказов и повестей А.Черновой имеют четкий нравственный стержень. Кроме того, в рассказе интересно переплетаются история и современность. Лирично-музыкальный стиль сочетается с немного размытой концовкой».

Один из рассказов Анастасии Черновой — «Шаги осени» — вошел в антологию «молодой» литературы России «Заря», изданную также в 2018 году издательским домом «Вече» (сост. Григорий Шувалов) к 60-летию Союза писателей России. Антология представляет творчество молодых авторов из разных российских регионов. Кроме прозы и поэзии, на ее страницах можно прочитать и критику. Широким охватом современного литературного процесса отличаются статьи Екатерины Гилевой и Константина Комарова, Максима Алпатова и Яны Сафроновой, Андрея Тимофеева и Романа Круглова.

Заслуженный художник РФ Александр Алмазов представил свою «галерею» книг этого года: Николая Иванова «Свете тихий», Владимира Личутина «По морю жизни на утлом челне» (одиннадцатый том из собрания сочинений), Леонида Решетникова «Вернуться в Россию».
 

Поэзия: «Видеть мир вокруг себя — таинством»

Разговор о поэтических новинках был открыт представлением книги Николая Тряпкина «Звездное время» (составитель Г.Шувалов). «По моему мнению, это главная книга прошедшего года», — сказал Андрей Галамага. Также он вспомнил поэтический сборник Григория Шувалова «Весточка» («в нем нет ни одного слабого, проходного стихотворения») и книгу стихотворений абазинского поэта, выпускника Литературного института Керима Мхце (19492001) «Возвращаюсь». Андрей перевел стихи этого поэта на русский язык (168 из 183), «почти стопроцентно сохранив соответствие содержанию, размеру и способу рифмовки оригинала». Так впервые российский читатель сможет познакомиться с удивительным творчеством абазинского поэта.

Руководитель Международного клуба «Патриот» поэт Андрей Баранец представил книгу «Бессмертный полк в поэзии». Подготовлена она по результатам Международных поэтических конкурсов «Звезда Героя» 2017–2018 годов под общей редакцией М.В. Бабалаевой.

Еще две яркие поэтические книги 2018 года — сборники Алексея Полуботы «Вечность», Сергея Арутюнова «То, что всегда с тобой» и Александра Орлова «Епифань».

Про первую книгу рассказала Марина Чудненко, про две другие — Анастасия Чернова. «Прочитав стихи Алексея, я ощутила в душе умиротворение и тишину, как при созерцании Белого моря. Обычно чего-то ждешь, волнуешься, жалеешь о том, что не исполнил задуманное. А тут такое чувство — что вот все хорошо. Уже наступило Царство Божие. Понимаешь тогда, что стихи нужны, чтобы дышать и жить. И как хорошо так жить! Видеть мир вокруг себя таинством. Настроение лирического героя меняется. Вот перед нами крик души, желание выйти за пределы порочной цивилизации:

Что же мне делать,
О чем же мне петь?
Я не хочу в этом всем
Умереть...

Страшно оказаться в мире, в котором не о чем петь. Но ведь есть в этом же мире и звонкое лето, и осень, что “сцеживает с листьев терпкое вино”. Стихи Алексея многогранны: от глубокой чистой тоски до волшебной радости». Марина поставила вопрос о том, как же соотносится ожидание вечности с любованием красотой быстротекущей жизни.

Пожалуй, это тот самый вопрос, на который призван ответить каждый художник. Александр Орлов, например, обращается к истории своего рода и края. По его книге «Епифань» можно изучать историю ХХ века. «Причем не формально, когда за порослью дат не видно звездного неба, но постигая самую сущность события, его боль и сокровенную радость», — отметила Анастасия Чернова.

Еще одного поэта, победителя конкурса «Неизбывный вертоград» Андрея Попова из Сыктывкара представил Алексей Полубота. «В его поэзии, внешне простой и незатейливой, всегда находится поворот, деталь, которая высвечивает глубину».

Отдельная поэтическая тема, которая на заседании клуба была лишь кратко затронута, — это соотношение лирических тем разных времен и стран. Анастасия Чернова рассказала про сборник, вышедший в 2018 году: антологию японской лирики. Не только привычные хокку! Некоторые сюжеты древних японских стихов напоминают... русские духовные стихи. Например, про райскую птичку и удивительный остров, на котором время исчезает, все становится вечным, неизменным, погруженным в розовую дымку. Но всегда ли это нужно и хорошо?
 

Нон-фикшн: Одиссей в поисках искусства и родины

Лола Звонарева рассказала о книге, посвященной памяти великого искусствоведа Виталия Манина, страстного защитника реализма. Долгое время Виталий Манин был заместителем директора Третьяковской галереи. Его друзья и воспитанники подготовили книгу памяти. «Там много свежих жестких формулировок. Определений, что такое искусство и неискусство, псевдоавангард». В Болгарии в свою очередь вышел большой сборник, переведенный на русский язык, посвященный 75-летию Ивайла Петрова. Петров живет в Шумане, сорок лет преподает русскую литературу. Его книга «Мир прозы Василия Шукшина» считается одной из лучших книг, посвященных писателю.

Сама Лола Звонарева в соавторстве с Таисией Вечериной выпустила книгу, посвященную Римме Казаковой. Над этой темой они работали несколько лет. «Мы пытались воссоздать литературную ситуацию того времени. Основывались на ста письмах, которые Казакова писала в разное время». Книга будет интересна всем, кто интересуется «шестидесятниками». Еще одно издание, в котором читатель найдет яркие картинки московской литературной жизни 60-х годов, — книга Марины Берестовой «Профессиядочь».

Открытием года, по мнению Лолы Звонаревой, стала книга Бориса Диодорова «Что такое иллюстрация», в которой он представил иллюстрации разных времен. Работа спорная, но интересная. Он берет труды современных молодых художников и рядом размещает классику. Каждый стиль требует разной формы и решения. При этом связь внутреннего содержания произведения с внешним оформлением подается очень интересно — на христианском, евангельском фоне.

Евангельская тема получила развитие и в сборнике святочных рассказов, изданных студентами и выпускниками ВЛК — учениками Евгения Попова. По словам Лолы Звонаревой, «сборник мощный, свежий, с элементами сюрреализма».

С неожиданной стороны книги жанра нон-фикш представила прозаик Людмила Семенова. Она недавно побывала на конференции в Луганске и ознакомилась с местными книжными новинками. «Чудеса природы» Елены Трегубенко посвящены флоре и фауне Донбасса. Это очень красивое, иллюстрированное издание. Однако те события, которые пережили местные жители, неизбежно проступают через детали. Например, можно прочитать о том, как приготовить траву, которая помогает военным во время боя сохранить бодрость. Другое издание — Сергея Бережного «Азбука выживания» — написано как практическое пособие для людей, которые либо воюют, либо могут оказаться в зоне боевых действий. Книга написана хорошим языком и с юмором. Кроме практических советов, там есть цитаты из классических произведений. Сам автор воевал, знает ситуацию изнутри, а не со стороны.

Религиовед Марина Чудненко поделилась впечатлениями о книге Анастасии Черновой «Долина детства. Лирика Николая Рубцова: национальные образы и символы вечности», изданной в январе 2018 года (изд-во «Бирюзовый дом»), в которой раскрываются как личностные качества поэта, так и особенности его лирики.

Сама Анастасия Чернова, ведущая встречи, рассказала о своем открытии 2018 года — книге игуменьи Евгении Сенчюковой «Северный Фавор», а также о книге Леонида Решетникова «Вернуться в Россию».

Доктор филологических наук Елена Самоделова представила книгу Дмитрия Силкина «Сергей Есенин: “Навсегда остался я поэтом”». По поручению издательства «АСТ» Дмитрий Силкин собрал интервью писателей и литературоведов о Есенине (всего 49). Специально искали людей, которые бы не любили Есенина и были согласны об этом сказать. Не нашли.

Поскольку автор-составитель книги сам писатель, он поднял вопросы, не затронутые литературоведами: например, о соперничестве, о творческой зависти. Книга носит почти фольклорный характер, речь идет не о стопроцентной достоверности биографии Есенина, а о разных взглядах на него и о произвольной интерпретации творчества. Написана залихватски-увлекательно, с использованием «слухов и толков».
 

Ретро «Замереть перед обрывом...»

Пятьдесят, а то и сто лет назад были написаны эти книги. Однако их долгожданная встреча с читателями совершается лишь сегодня.

Книга знаменитого немецкого философа Эрнста Юнгера «Мир» была написана еще в 1944 году, в разгар войны. Это философское сочинение, повествующее о том, какой должна стать Европа после войны. По словам Андрея Галамаги, была проделана огромная работа по переводу и изданию. Теперь с этим сочинением может ознакомиться любой желающий.

Алексей Казанков, выпускник богословского факультета ПСТГУ, представил сборник богословских трудов Алексея Хомякова «Церковь одна». Алексей Степанович Хомяков, поэт, философ, основоположник раннего славянофильства, излагает церковное учение, выявляет, в чем состоит особый путь католиков и протестантов. До сих пор произведение вызывает споры и критику. Чем же отличается издание 2018 года от предыдущего, выпущенного в 90-х годах? Это второе, исправленное издание. Исправления коснулись не столько орфографии и пунктуации, сколько самого аппарата книги.

Докторант МГУ Евгения Коршунова поделилась своим литературным событием 2018 года — изданием пьесы Дурылина «Дон Жуан». Удивительно, пьеса пролежала в архиве РГЛИ 110 лет! При этом если обратиться к литературе Серебряного века, то становится понятно: с дурылинским «Дон Жуаном» были знакомы и Пастернак, и другие поэты. Но почему-то она не была напечатана. Дурылин разрабатывает идеи Блока, вечной женственности. Чем же интересна трактовка известного сюжета? Свой сюжет Дурылин строит, споря и с Пушкиным, и с Блоком. Он переворачивает свою пьесу, начиная сюжет с того действия, которым Пушкин заканчивает «Каменного гостя». «Явилась я на зов твой, Дон Жуан». У Дурылина эту фразу произносит светлая Мадонна, или вечная женственность, которая является видением Дон Жуану. Если командор — это возмездие Дон Жуану, то пресветлая Дева приходит, чтобы простить и преобразить его. Она пытается увести героя от его пошлой и легкомысленной жизни, но интересным способом: через влюбленность в нее. Сюжет строится как погоня: Дон Жуан путешествует в поисках Светлой Девы. В темноте, изнемогая, он наконец останавливается перед обрывом и замирает. В этой пьесе Дурылин запечатлел свои предчувствия революционных потрясений. Финальная картина зримо представляет конец света, пророчества о судьбе Вселенной, ее переходе в качественно новое состояние, об искуплении Христом каждого верующего в Него и о загробной жизни. Это так называемые эсхатологические предчувствия, находящие горячий отклик в душе современного христианина. Сам сюжет — фантастический и реальный — строится на столкновении разных картин мира.

Участники встречи попытались ответить на вопрос: возможна ли постановка такой пьесы сегодня, в современном театре? И согласились, что «постановка нуждается в толковании с учетом новейших тенденций времени. Тогда это будет интересно и неожиданно».
 

«Такого Блока мы еще не знали!»

Писатель Вячеслав Киктенко напомнил об одной редкой статье Александра Блока — «Девушка розовой калитки и муравьиный царь». Эта статья не была включена в восьмитомное собрание сочинений поэта — входила лишь в двухтомник, выпущенный в 1952 году. «Статья уникальная, — заметил Вячеслав Вячеславович. — По пластике — это проза на уровне “Дара” Набокова. Я изумился! Такого Блока мы не знали. Возможно, за стихотворным творчеством погиб гениальный прозаик. Он так описывает волнистое пространство, холмы — что вместе с ними волнуешься, плывешь. “Девушка розовой калитки” — мечта Германии. А на Руси муравьиный царь: глубинные, земляные предания, часто очень темные и мощные. Блок не восхваляет ни Русь, ни Германию, а просто сопоставляет две стихии и пытается понять, что они значат в мировом порядке. В каком-то смысле они равноценны, а с другой стороны — куда мощнее Русь с ее глубинной, подземной энергией. Всем советую прочитать эту редкую, гениальную статью. Если это статья вообще...»
 

Детская литература: «Как я рада, что ты жив!»

Не остались незамеченными и яркие книжные новинки в области детской литературы. Продолжая рассказывать о литературной жизни Донбасса, Людмила Семенова представила журнал «С чего начинается Родина», изданный Луганским университетом. Расходится журнал по подписке — в библиотеки и школы. На его страницах раскрываются судьбы Луганщины, особенности жизни и творчества современных художников и писателей. Здесь публикуются лучшие произведения, победившие в литературно-художественном конкурсе среди преподавателей и школьников. Оригинален и дизайн журнала, страницы которого разлинованы как школьная тетрадка. Людмила рассказала о сюжетах, впечатливших ее особенно. Например, одна девочка пишет, как во время блокады Луганска они ходили за водой за три километра и бутылки возили в колясках. Как-то раз она оглянулась и увидела, что из коляски торчат не пластиковые бутылки, — там лежит живой ребенок. Это ее поразило. Другая девочка вспоминает, как вернулась после каникул в родной город, заходит в класс и видит мальчишку, который ее обижал. Первое чувство этой девочки: «Я так рада, что ты жив!» «Уверена, если бы политики прочитали эти детские чистые, неподкупные рассказы — они совершенно по-другому взглянули бы на ситуацию», — сказала Людмила Семенова.

Свой список книжных новинок для детей озвучила и Лола Звонарева. Во-первых, она отметила книгу Юрия Нечипоренко «Плыви, силач, посвященную детским годам Пушкина. Заголовок представляет собой цитату из письма Жуковского, который пытается помирить расстроенного Пушкина с отцом. Книга написана на новейшем материале, даны ранние стихи, множество интересных деталей, сведений про «веселого дядю» — Василия Львовича, оказавшего влияние на поэта.

Чуть менее удачна книга «Про живой дом», написанная Нечипоренко, доктором наук, нейробиологом, совместно с Егором Егоровым, специалистом по клеткам ДНК. Тема сложнейшая! Авторы попытались рассказать ребенку о клетках мозга. «Интересно, любопытно. Но, например, вышедшая двадцать лет назад познавательная книга Георгия Юдина “Главное чудо света” об устройстве человеческого организма написана веселее и остроумнее».

Также Лола Звонарева рассказала о юных авторах из альманаха «Серебряные сверчки». «Идет очень яркое поколение — независимо видящих и мыслящих людей. В 15 лет эти наши младшие современники побывали уже в двадцати странах, но при этом не стали “чемоданом с наклейками”. В рубрике “Замкадия” мы все время пишем об огромных русских пространствах, которые нужно освоить юному поколению».

Вспоминая прошедшее обсуждение, заметим, что огромные русские пространства, как в историческом, так и в духовном измерении, предстоит освоить и писателям начала XXI века. Этот путь уже прослеживается в творчестве многих художников слова, что видно по темам и сюжетам, затронутым в прозе, поэзии, публицистике. Продолжает волновать язык символов и старинных преданий. Прекрасная незнакомка Блока уступает место деве розовой калитки и муравьиному царю. Обращает на себя внимание диалог между разными культурами, появляются переводы новых поэтических и философских произведений. А в творчестве современных прозаиков причудливо преломляются традиции Фолкнера и Джойса. К сожалению, военная тематика (и не в стиле ретро, а на новом материале) актуальности не утрачивает. Авторы работают в двух направлениях: конкретных рекомендациях, вроде того, как выжить во время боя, и углубленном изучении традиций родного края. Поэты стремятся увидеть в мире не просто тайну, а именно таинство, а это уже иной уровень постижения человеческого бытия. Литературоведы обращаются «к слухам и толкам» для расширения своих представлений о личности того или иного писателя. Установить, прочувствовать связь времен — это творческое желание ярко проявляется в разных видах искусства. Активизируется поиск целостной картины мира, мода на фрагменты и «разрозненные мгновения» постепенно проходит.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0