Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Территория и население Москвы

Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»
 

Территория

Территория Москвы делилась на четыре исторически сложившиеся части: Кремль, Китай-город, Белый город (в Бульварном кольце) и Земляной город (в Садовом кольце). Окрестности между Земляным и Камер-Коллежским валами называли «За Земляным городом». Они состояли из бывших слобод, монастырских и других земель, сохранявших неофициально наименования прошлых веков. За Земляным городом на юго-западе, между Крымским мостом, Лужниками и Дорогомиловским мостом, простирались Хамовники; к западу от Дорогомиловского моста — Дорогомилово; между Москвой-рекой и Пресненскими прудами — Новинское и западнее — Пресня; к северу от Пресни — Грузины. На северо-западе, за Грузинами, лежали 1-я, 2-я и 3-я Тверские-Ямские слободы; к востоку от них — Сущево и Новая слобода. За рекой Неглинной и ее притоком рекой Напрудной располагались четыре Мещанские слободы; восточнее их — села Красное, Елохово и Покровское. За рекой Яузой к востоку лежало Лефортово; к западу от Яузы — Немецкая слобода и Басманные Новая и Старая слободы; на юго-востоке — Таганка и Симоново. За Земляным валом в Замоскворечье находились огороды Данилова и Донского монастыря, многочисленные мануфактуры.

Окружавшие Москву Земляной и Камер-Коллежский валы подчеркивали кольцевую планировку города. Радиальная планировка складывалась от больших улиц, пучками отходивших во все стороны от Кремля и Китай-города.

Между Садовым кольцом и заставами во второй половине XIX века и в начале XX века были построены все московские пассажирские вокзалы железных дорог. Николаевский (ныне Ленинградский), Ярославский и Рязанский (ныне Казанский) вокзалы располагались на Каланчевской (ныне Комсомольской) площади, Курский и Нижегородский — на Садово-Земляном валу (ныне улица Земляной вал), Саратовский (ныне Павелецкий) — в Замоскворечье, Брянский (ныне Киевский) — в Дорогомилове, Смоленский (ныне Белорусский) — у Тверской заставы, Савеловский — у Бутырской заставы и Виндавский (ныне Рижский) — у Крестовской заставы. Вокзалы вызвали большое жилищное и торгово-промышленное строительство вокруг них. К ним же пришли первые линии конки, замененные в начале ХХ века трамваями.

На окраинах к концу XIX века образуются обширные промышленные районы. Но и этого мало. В путеводителе 1890 года сказано: «В настоящее время Москва разрослась далеко за пределы этого вала, и некоторые населенные места за валом считаются в полицейском отношении частью Москвы». Несмотря на это, местность за заставами, за исключением Петровского и Сокольнического парков, до 1917 года официально не входила в городскую черту, входила в состав Московского уезда и управлялась Московским уездным земством.

В 90-х годах XIX столетия от всей территории Москвы застройка составляла 40%, общественные зеленые насаждения (бульвары, сады, парки и кладбища) — 16% и сельскохозяйственная территория (огороды и пустыри) — 24%. К 1911 году застройка выросла до 48%, озеленение составило 9%, сельскохозяйственные земли — 21%.

Территорию Москвы 1 февраля 1906 года расширили за счет пяти новых участков. Этим участкам даны названия: Марьинский (в него входит Марьина роща), Алексеевский (с селом Алексеевским за Крестовской заставой), Богородский, Хохловский и Симоновский.

Большинство этих территорий в начале ХХ века сохраняли сельский уклад, о чем вспоминал историк М.Н. Тихомиров: «За Симоновым монастырем располагались различного рода картофельные и капустные поля, доходя до Тюфелевой рощи на берегу Москвы-реки. Это, собственно, была уже не Москва, а пригородное место. Громадные пространства заняты были здесь капустой, картофелем, морковью, свеклой, огурцами и прочими огородными растениями. Огородный пояс занимал большие площади и доходил до Чесменки (Текстильщики) и Перервы... Замоскворечьем город заканчивался за Садовым кольцом. Дальше тянулись различного рода слободы, селения и луга. Например, у деревни Котлы существовали большие огороды. Зюзино лежало в пяти километрах от города и отделено было от него различного рода полями. Коломенское казалось далеким селом, и от Москвы его отделяло расстояние примерно в пять–семь километров».

24 мая 1906 года газета «Московский листок» сообщала: «Присоединение подмосковных местностей к Москве вызывает недоразумение в разных селах, которые теперь стали подведомственны московской полиции. Так, например, крестьяне села Алексеевского протестуют против требования полиции заводить номера домов, фонари с фамилиями домовладельцев и т.п. По этому поводу крестьяне подали прошение в Уездную земскую управу, ходатайствуя “о защите их от всяких новшеств”».

11 июля 1907 года газета «Русские ведомости» сообщала: «Московский градоначальник уведомил городского голову, что государь император соизволил городскому общественному управлению, согласно представлению городской думы, переименовать существующие в районе Сретенской части улицы: Драчевку — в Трубную, переулки Пильников — в Печатников, Сумников — в Пушкарев, Соболев — в Головин, Головин — в Малый Головин, Большой и Малый Колосовы — в Большой и Малый Сухаревы, Толбинский — в Цветной».

В июле 1908 года замкнулось очередное кольцо вокруг Москвы — закончено строительство Окружной железной дороги протяженностью 54 километра, соединившей подходившие к городу радиальные железнодорожные магистрали. Она больше напоминала не круг, а овал — в 12 километрах от Кремля на северо-западе и в 5 километрах на юге. Проходила через леса, болота, пашни, дачные местности, рядом с промышленными предприятиями, а в южной части — невдалеке от жилых кварталов. Имела станции-вокзалы Владыкино, Воробьевы горы, Потылиха, Братцево, Серебряный бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и другие. Окружная железная дорога стала фактической границей города.

К числу наиболее сложных вопросов планировки Москвы начала ХХ века относилась увязка городских проездов с расположенными вокруг и внутри города железнодорожными путями.

В 1915 году в Москве было 123 площади, некоторые из них занимали постоянные рынки (Сухаревская, Смоленская), на других производилась только воскресная торговля (Трубная). Были площади, предназначенные для воинских учений (Хамовнический и Кадетский плацы). По состоянию на 1 января 1915 года в пределах муниципальной черты имелось 374 улицы, 794 переулка, 144 проезда, 79 тупиков и 32 набережные.

Решением городской думы от 23 мая 1917 года новой границей Москвы стала внешняя сторона Окружной железной дороги. Площадь Москвы увеличилась почти втрое.
 

Население

На рубеже XIV–XV веков в Москве проживало 30–40 тысяч человек, в XVIII веке достигло 200 тысяч. Бурный рост населения начался после отмены крепостного права в 1861 году, когда стала интенсивно развиваться городская промышленность и началось железнодорожное строительство.

Московское население, включая пригороды, в 1892 году составляло 911,8 тысячи жителей. Перепись населения 1897 года показала, что Москва по количеству населения немного отставала от Петербурга, но в несколько раз превосходила другие крупные города центра России. Рост населения шел главным образом за счет крестьян и рабочих Московской губернии и соседних Владимирской, Ярославской, Тверской, Тульской, Калужской, Рязанской и Смоленской губерний, приезжавших в город в поисках работы. Мужчин в городе было гораздо больше, чем женщин, в 1897 году на 1000 мужчин приходилось 755 женщин.

Основная масса населения проживала внутри городской черты, в пригородах — 15%. Половина жителей сосредоточивалась в кольце между Садовыми улицами и городской чертой.

Большая и Малая Никитские улицы и прилегающие к ним переулки были заселены преподавателями Московского университета и Московской консерватории. Бронные улицы издавна стали пристанищем студентов. В окрестностях Сухаревой башни и Сретенки проживали мелкие торговцы и барышники. Рогожка и Таганка оставались районами преимущественно старообрядцев. Марьина роща, Пресня и окраина Замоскворечья — приют фабрично-заводских рабочих.

Плотность населения убывала от центра к окраинам, но эта разница с годами уменьшалась, так как рост населения на окраинах происходил все быстрее, особенно в пригородных территориях. 29 ноября 1901 года закончилась работа статистического отделения городской управы по подведению итогов предварительной переписи населения Москвы. Жителей в ней насчитали 1 126 750 человек. Особая склонность к росту населения проявляется на городских окраинах — за счет оскудевающего центра и притока людей из провинции.

В 1902 году ремесленников и кустарей, работавших самостоятельно или с помощью членов семьи, насчитывалось 43 187 человек. Около 20% населения составляли государственные чиновники, так как в Москве было сосредоточено большое количество государственных учреждений, банков и прочих контор. Около 37% населения в 1912 году составляли фабрично-заводские рабочие.

Статистическое отделение 7 марта 1907 года приблизительно определило цифру численности населения Москвы по результатам квартирной переписи. В городе насчитывается 1 336 000 жителей. Но многие москвичи селились за пределами муниципальной черты, в пригородах: в Марьиной Роще, Черкизове, Симоновой слободе и других. С ними население Москвы в 1912 году уже составляло 1 617 000 человек. Потомственных москвичей (то есть родившихся здесь) из них было всего 29%.

Москву было трудно назвать многонациональным городом, как многие города Европы. В начале ХХ века более полутора миллионов ее жителей считали себя русскими. Родным языком признавали немецкий 21 300 человек, польский — 17 200, татарский — 9700, еврейский — 6800, армянский — 3200, французский — 2800.

Население Москвы с конца XIX века стремительно росло и составило в начале 1917 года 2 017 100 человек. Мужчин в городе на протяжении всего XIX века оставалось гораздо больше, чем женщин, но постепенно в начале ХХ века соотношение полов стало уравниваться, и в 1917 году на 1000 мужчин приходилось уже 982 женщины.

Продолжение следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0