Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выбранные места... из либеральных заблуждений

Недавно я перечитал известное письмо В.Г. Белинского писателю Н.В. Гоголю по поводу его книги «Выбранные места из переписки с друзьями». Перечитал и удивился: как я не замечал раньше, что это материал для «программы» нынешних либералов по демократическому преобразованию России! И подготовлен он в Зальцбрунне 15 июля 1847 года. Белинский в своем письме Гоголю утверждает, что наше российское общество нельзя улучшить моральными проповедями. «...Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их), не молитвы (довольно она твердила их), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства... права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью и строгое, по возможности, их выполнение».

Задумывался ли Виссарион Григорьевич о том, что заявленные гражданские права и свободы без нравственных скреп и «тормозов» при их осуществлении на практике могут привести к чудовищному расслоению общества и попранию всякого чувства справедливости? Вряд ли! По крайней мере, не предложил ничего конкретного. И вся эта атеистическая «легкость» в суждениях по этим вопросам идет еще от него. «Расправившись» в письме с «гнусным русским духовенством», а заодно и со всей Православной Церковью, Виссарион Григорьевич настойчиво указывал на единственно верный путь развития России: издать справедливые законы, а потом строго их исполнять! Вот и все! Непонятно, правда, с какой стати «глубоко атеистический» (по его оценке) русский народ, которого в течение веков не убедили ни проповеди, ни молитвы, вдруг дружно откликнется на призывы демократов к свободе, равенству и братству! И поймет эти призывы правильно, как сознательный гражданин, а не как разбойник или самодур!

Не задает себе этого ключевого вопроса либеральная интеллигенция и теперь. Посмотрев в Интернете сотни выступлений, «поединков» с ее участием, вновь и вновь убеждаешься в том, что она уповает только на экономическую и правовую составляющую всяких реформ, как черт ладана боясь даже упоминания об идеологическом обеспечении преобразований в России.

Белинский утверждал, что духовенство находится «во всеобщем презрении русского общества и русского народа». Так может писать только человек, который не знает, среди какого народа он живет, и знать не хочет, чем живет! Современником критика был преподобный отец Макарий, старец из Оптиной пустыни. В житии о нем повествуется, что отец Макарий имел обыкновение «в четырнадцать часов отправляться из скита в монастырские гостиницы, где его дожидались посетители из высших и обеспеченных сословий  помещики, военные и государственные чиновники, купцы, ученые, литераторы и богословы. Слово старца целительно действовало на их души, открывало зрение грехов и двери покаяния. Для встреч и бесед приезжали в Оптину и известные писатели: братья Иван и Петр Киреевские, Н.В. Гоголь». Ясное дело, что среди посетителей не могло быть Белинского, который не желал видеть реальной духовной жизни в России. Не только в Оптину пустынь, но и во многие другие монастыри к старцам за советом и врачеванием души стекались десятки тысяч верующих со всех концов России! Лучшие люди отдавали служению России все силы, знания и время. Купцы на свои сбережения строили школы и больницы, а также большие храмы. В истории каждой епархии были сотни самоотверженных служителей Церкви. О каждом из них можно было написать целые тома. Вокруг таких людей стихийно, в силу их авторитета образовывались центры духовной жизни регионов, городов и сел.

Но «западники» не верили в искренность религиозных переживаний своих соотечественников! И письмо Белинского очень хорошо это иллюстрирует. Вместо трепетного отношения к самому предмету веры автор отвлекается на самые пустые и никчемные вещи: «...русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу». Имя Божие пишется критиком с маленькой буквы. Но русский простой обыватель хоть и почесывает известное место, а Бога и его наказания за грехи подспудно боится! Русский интеллигент-западник ничего и никого не боится! Трудно даже сказать, кого и что в мирской повседневной жизни он по-настоящему любит! Вот и среди служителей церкви Белинский видит только никчемных людей, страдающих обжорством, низкопоклонством, скупостью! Смирение, проповедуемое Гоголем, заведомо, без всяких доказательств критик считает «страшной гордостью», «позорным унижением человеческого достоинства, ведущим к лицемерию, ханжеству, китаизму». Гордыня — один из самых тяжких смертных грехов у христиан. Обвиняя в сём грехе Гоголя, Белинский в ответ демонстрирует собственную непомерную гордыню! Вот, например, у критика Вольтер, «орудием насмешки потушивший костры фанатизма и невежества, больше сын Христа, нежели все наши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные». Неистовый «Виссарион», как иногда называли его критики, считал, что эта истина известна «всякому гимназисту». Но всякий гимназист также знал, что христианскую религию Вольтер не признавал, а только «терпел», потому что ее признавало большинство сограждан. Философ справедливо обвинял западную католическую церковь в многочисленных преступлениях «во имя веры». Но на Христа и историю Церкви французский философ смотрел холодно — рассудочным взглядом историка-исследователя. С помощью логически безупречных рассуждений он пробует «исследовать» и само учение нашего Спасителя. Это свойство европейского духа, который очень точно охарактеризовал Гегель. Принципом этого духа «является разум, достигший своего самосознания, в такой мере доверяющий самому себе, что он уже не допускает, чтобы что-либо было для него непреодолимым пределом».

Так и Вольтер совершенно не допускает мысли, что нельзя рассматривать глубочайшие вопросы христианской веры с позиций формальной логики и обычных понятий и представлений. Вера — процесс духовный, то есть внутренний, сокровенный! Все внешние средства служат только делу духовного постижения Бога, защитой от мировых сил зла. Очень образно сказал свт. Феофан Затворник: «...кто лишает себя сих средств, тот и стал как сад разгороженный, по которому рыщут звери и всё в нем губят».

Каких только домыслов и небылиц не обрушивает Вольтер на христианство. Но так устроен западный мир. Он все «переварит». Любой вменяемый читатель из западной Европы эту жуткую ересь философа, скорее всего, воспринял с легкой улыбкой. Но в своих частных действиях (согласно определению того же Гегеля) европеец продолжал руководствоваться твердо установленными всеобщими принципами». То есть старательно исполнял законы государства, указания своего епископа — трудился и молился, как обычно. Всему у него свое место и время.

Но православные русские люди мыслят и чувствуют иначе! Не совсем по-европейски. Это надо всегда учитывать. Православные в своем служении Богу никогда не пытаются «поверять алгеброй гармонию» религиозных чувств. Они счастливы сердцем, а не разумом. Иисуса Христа они просто любят и почитают. Церковь — их родной дом, а преданные делу веры священнослужители — их утешители и помощники. Нельзя навязывать им западноевропейскую «модель» религиозного сознания, «изучать историю Иисуса с позиций разума», как настаивал Вольтер. А само учение подвергать беспощадному логическому анализу. В России можно построить справедливое общество только в том случае, если и религию, и демократию люди примут всей душой!

Только одержимый абстрактными идеями демократии Белинский может обвинять всю нашу церковь в том, что она стала «поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей равенства между людьми». Эта ложь благополучно дожила до наших дней, прочно утвердившись в рассуждениях либералов. И Гоголь, и любой другой блюститель здоровой морали и нравственности для этой части интеллигенции представляется не учителем, а досадной помехой на пути к «светлому» демократическому будущему, которое (по их мнению) организуется само собой — только под воздействием беспощадной критики существующих порядков! Надо только показать всю гнусность государства, «обсмеять» религиозный «фанатизм и невежество», как Вольтер в своих произведениях, и со временем само российское общество захочет быть добрым и справедливым! Какая наивность! С 90-х годов прошлого века наш соотечественник представляет собой непонятную смесь из самых противоречивых человеческих качеств! Элемент созидания и творчества, заботы об общем благе в этой гремучей смеси почти не встречается!

Гоголь, как никто, знал натуру русского человека, самое дно его души. Но высшие силы, давшие ему способность видеть это самое «дно», видимо, послали Николаю Васильевичу еще одно откровение! Гоголь словно прозрел и убедился, что на этом «дне» — еще мрак, и оттого вместо людей выходят в свет почти одни карикатуры! И ни смехом, ни критикой, ни гениальным описанием их образов сами «оригиналы» в людей уже никогда не переделаешь. Если не начать духовную борьбу за душу человека — собакевичи, ноздревы, коробочки и чичиковы будут воспроизводиться снова и снова, и так без конца! Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» впервые во весь голос говорит о том, что надо вернуть в общественную жизнь христианскую серьезность и ответственность в оценке каждым гражданином России своей роли в обществе! Да, предстоит долгая борьба, тяжелая воспитательная работа. Она скучна, а по мнению либеральных демократов, «реакционна»! Ведь речь идет о методах принуждения со стороны органов власти, других общественных институтов на основе общепринятых норм. В наше время это, например, мог быть свод правил поведения деловых людей в бизнесе.

Практика общественной жизни наших дней подтверждает правоту Гоголя. В средствах массовой информации уже не раз высказывалась мысль, что сейчас мы живем в режиме полной анархии: то есть ни по законам, ни даже не по понятиям криминального мира! Нужен общественный договор, и создавать его необходимо, опираясь на внятные и доступные для большинства людей нравственные понятия и моральные правила! Здоровая часть российского общества все острее и острее чувствует необходимость духовного обновления. И прихожан в церквах и храмах становится все больше. Православная Церковь помогает всем, кто хочет воспитать свою душу, чтобы она была способна на общение с Богом и достойна помощи и милости Его!

Так и хочется сказать сторонникам Белинского: что ж вы всё, заблудшие, смотрите по сторонам, когда счастье — в глубинах вашего сердца! В свое время один мудрец сказал, что человек, который относится к религии неправильно, и по всем остальным вопросам будет мыслить неправильно! Истина эта подтверждается на каждом шагу.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0