Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Поэты и странники

Нынешним летом появилось немало глубоких и содержательных книг, повествующих о духовных исканиях и вечных ценностях. Некоторые из этих изданий — в нашем традиционном обзоре.

М.Л. Рейснер, А.Н. Ардашникова. Персидская литература в XIII–XVIII веков. Зрелая и поздняя классика

На творчество поэтов во многом влияет время, в которое им довелось жить, и те события, очевидцами которых они стали. Поэтому не случайно авторы этого научного исследования уделяют большое внимание драматическим событиям того или иного периода рассматриваемой эпохи.

Персия издревле находилась на перекрестке различных культур, по ее территории пролегали караванные дороги, включая и Великий шелковый путь. Однако исторические потрясения на долю жителей этих земель тоже выпадали немалые. «Монгольское завоевание нанесло наибольший ущерб старейшим восточно-иранским культурным центрам. Один за другим подвергались уничтожению цветущие оазисы Самарканда и Бухары, Балха, Герата, Нишапура и т. д. Жители гибли и угонялись в плен, разрушались мечети, дворцы, караван-сараи, горели рукописи в библиотеках».

Но при всей несомненной трагичности этих потерь нашествие монголов привело к расширению ареала персидской культуры и появлению новых центров ее сосредоточения и развития — ими стали города Исфахан, Шираз, Тебриз. С ними впоследствии оказались связаны имена целой плеяды выдающихся поэтов.

Всеволод Гаршин. Лягушка-путешественница

Замечательная поучительная сказка, ставшая последним произведением Гаршина, проиллюстрирована красочными рисунками художника Маши Шебеко. В предисловии приводиться биография писателя, и в книге рассказывается, что история о лягушке-путешественнице первоначально существовала в виде старинной индийской сказке и уже спустя столетия Лафонтен создал известную басню. Но Гаршин по мотивам этих литературных первоисточников написал увлекательную сказку про лягушку-хвастунишку, поселив лягушку в русскую природы и сделал в сказке оптимистический финал.

«Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:

— Это я! Это я придумала!

Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую…»

В книгу включены не только рисунки, но и описания того, кто нарисован в этой книге — словарик насекомых, рыб, птиц, жуков, лягушек, гусениц и других живых существ. «Серебряный карась — пресноводная рыба. Продолговатое тело покрыто крупной серебристо-серой чешуей. Питается карась в основном растительной пищей. Зимой впадает в спячку и выживает, даже если водоем промерзает до дна. Карась — рыба-долгожитель. Он может прожить до 12 лет и набрать вес до трех килограммов». Благодаря выразительному оформлению и подробному разъяснению всех аспектов этой классической истории, она воспринимается не только как сказка, но и позволяет юным читателям сделать первые шаги на пути изучения природы.

А. А. фон Лампе. Мой дневник. 1919. Пути верных

Алексей Александрович фон Лампе был участником трех войн — Русско-японской, Первой мировой, Гражданской… Он прошел путь от офицера Генерального штаба до главы Русского Обще-Воинского Союза. Окончил Николаевское инженерное училище, был назначен в саперный батальон, участвовал в боях с японцами на реке Шахэ. В первые месяцы Первой мировой войны А.А. фон Лампе занимал различные должности офицера Генерального штаба в действующей армии, был удостоен орденов. В августе 1918 года прибыл в Добровольческую армию для активной борьбы с большевиками.

В книге впервые публикуются уцелевшие записи из его дневника за период 1919 и начала 1920 года, посвященные Гражданской войне на юге России, а также сборник статей «Пути верных», рассказывающий о соратниках генерала и событиях первой половины ХХ века. «Перед отъездом был у Врангеля. Принял он меня очень любезно, много говорил о нашей газете, о необходимости руководства ею с моей стороны, словом, полное забвение моих обид на почве неназначения Генквармом и полное желание использовать меня во всех смыслах… Судя по его настроению, дела на фронте поправляются — на прощанье облобызались, словом, расстались друзьями».

Составитель книги и автор подробного предисловия — историк Константин Семёнов, специалист по истории Русской военной эмиграции.

Бехназ Зарабизаде. Голестан, 11

Книга современной иранской писательницы основана на документальных источниках. Она показывает, как выглядит война с точки зрения женщины. Судьба ее героини тесно переплетена с драматическими событиями ирано-иракской войны. Молодая иранская девушка встречает своего избранника, поначалу даже не догадываясь, что скромный молодой человек — один из знаменитых военачальников, уже ставший легендой благодаря своей храбрости и стратегическому таланту. Ради него она, не задумываясь, готова переносить тяготы и опасности жизни в прифронтовом городе. «Помню, когда я хотела поехать с ним в Дезфуль, он сказал: — Там идёт война. Днём и ночью падают бомбы. Я не всегда смогу быть рядом, и ты часто будешь одна. Ты сможешь выдержать это? — Да! Зато там я смогу чаще видеть тебя! — радостно ответила я».

В этой книге нет батальных сцен, о сражениях только рассказывают ненадолго вернувшиеся с фронта солдаты. Зато трагедия мирных жителей показана ярко и выразительно, как и готовность всех, от подростков до убеленных сединами стариков, взяться за оружие, чтобы защищать родину. В годы тяжелейших испытаний особую значимость для каждого человека и всего народа приобретает духовно-нравственный стержень, который становится залогом грядущей победы.

Галина Емельянова: Девочка Бусинка с берегов Охотского моря. Эвенкийские сказки

В красочной книге — шесть сказок о эвенках, охотниках и рыбаках, оленях и волшебных животных, мастерицах и тех, кто порой не хочет помогать другим, схитрив и обманув тех, кого обманывать не надо.

 «Жила в одном стойбище девочка. Имя ее было Лехтыанут, что означает Большая вода. В тот год, когда она пришла в мир, было наводнение. Родители девочки погибли, и жила она с бабушкой.

Слыла бабушка славной мастерицей, учила всех детей рода вышивке бисером. Пыталась она свою внучку обучить этому красивому искусству, но больше всего на свете любила та сладко поспать да вкусно поесть.

Чтобы урок не делать, берет и мешает бисер: зеленый с красным, желтым, черным. Сидит потом бабушка с учениками и снова разбирает бисер по цветам. Красный, не яркий, не малиновый, а теплый, желтовато-красный; зеленый — травянисто зеленый. Белый и черный, чтобы оттенить другие цвета.

Пробовала бабушка отдать внучку учиться резать по кости разные узоры, но словно глупый щенок, закапывала ленивица кости в снег».

И однажды, увидев чужую красивую упряжку с псами, на лохматой шерсти которых блестели яркие звездочки, Лехтыанут решила на ней поехать, схитрив и обманув, и неаккуратно починив упряжку. Быстро побежали псы по тундре, оторвалась упряжка от земли, взмыв в небо. Но тут упряжь, сделанная ленивицей кое-как, порвалась и Лехтыанут вывались из саней, упала с неба и превратилась в нерпу, а ее бабушка, чтобы не расстаться с внучкой, стала островом. Другие сказки посвящены приключениям отважной девочки, которой папа и мама дали прекрасное имя Бусинка.

Мохаммад Реза Юсефи. Рузане — дочь пшеницы

Хлеб — одна из основ жизни, недаром у разных народов так много посвященных ему пословиц, поговорок и историй. Книга известного детского писателя посвящена одному из эпизодов прославленной поэмы «Шахнаме». Речь идет о временах, когда люди еще не умели обрабатывать землю и выращивать пшеницу или ячмень. Поэтому подданным царя Хушанга приходилось собирать зерна диких злаков, выросших в степи. Но люди все равно жили впроголодь, ведь урожай не увеличивался. И однажды девушка по имени Рузане спросила, откуда берутся пшеничные колосья. Получив ответ, что они посылаются свыше, Рузане глубоко задумалась. Автор мастерски передает восприятие мира простодушным, но чистым сердцем человеком, — раз посылаются свыше, значит, падают с неба. А если они просто так из колоса упадут?.. «Рузане взяла из своей связки один пшеничный колос и растёрла его в руке. Ветер унес шелуху, и на её ладони оказались золотые зёрна пшеницы...». Рузане еще не осознает, что зерна — не только сиюминутная пища, но и залог будущего урожая. Ведомая внезапным озарением она сеет их. Весной потрясенные царь и народ видят целое поле пшеницы… Наступает время, когда человек может кормиться благодаря не только удачным находкам, но и собственному труду.

Альберто Пеллай, Барбара Тамборини. Я не буду есть это!

Красочная книга известных психологов предназначена как детей, так и для родителей. Малыш отказывается есть новые блюда, требует сладостей? Как поступить взрослым? Наказать или объяснить? Для детей в книге есть иллюстрированное стихотворение, в котором переплетаются мысли ребенка и взрослого, помогая им правильно понять друг друга в отношении завтрака, обеда и ужина. В главе «Рекомендации психологов» рассказывается о том, что правильное питание необходимо как взрослым, так и детям.

«Часто здоровая пища не имеет такой ярко выраженный вкус, как промышленно переработанные продукты с добавлением большого количества соли, жиров и усилителей вкуса. Мозг привыкает к вкусовой бомбе и вырабатывает потребность получать ее снова и снова. Если ребенок привыкает есть фастфуд и переработанные продукты с ярким вкусом, то сложно будет приучить его к пище с естественными вкусами и ароматами. Поддерживайте и поощряйте ребенка. Малыш должен чувствовать, что и от него зависит то, как семья проводит время за столом».

Задачей родителей является сделать приемы пищи приятными и полезными для детей. Для этого взрослые должны запастись терпением и сосредоточиться на вырабатывании у детей правильных привычек, связанных с едой, в том числе — нельзя использовать еду в качестве награды и есть, смотря телевизор.

Карина Сарсенова. Мамины любимки

В этом сборнике детских стихов красочно отражена радость от первой встречи с чудом огромного и многообразного мира. Двум братишкам удивительным кажется всё — цветы, яблоки на ветках, солнечный и лунный свет. Автор особо замечает, насколько важна — и естественна для чистых детских душ — искренняя доброта и готовность помочь. Бездомного котика, мерзнущего в зимнем парке, семья забирает в свой дом, чтобы избавить от холода, голода и опасностей. Лунный Зайчик приходит пожаловаться на одиночество, потому что ему не с кем поиграть. Он же появляется только ночью, когда благонравные детишки уже спят. Но ради Зайчика даже строгая и заботливая мама простит сыновьям небольшое отступление от распорядка, зато всем радостно.

А маленький паучок в одном из сказочных стихотворений сборника сам приходит людям на помощь. Однажды утром темнота сумрак упорно не желает отступать, оказывается, это небо под тяжестью облаков прогнулось до самой земли. Но даже тоненькая паутинка оказывает достаточно прочна, чтобы общими усилиями восстановить равновесие мира. Главное — искренне стремиться изменить окружающую жизнь к лучшему и уметь дружить.

Сейед Джавад Рахнама. Неизвестная болезнь

Притча-сказка современного писателя повествует о том, как жил на свете учитель, который очень любил демонстрировать свою строгость. Помимо неоправданной строгости, учитель был ленив и невнимателен, поэтому вряд ли мог служить достойным примером. Ученики тоже были не всегда прилежны, но несправедливая суровость казалась им обидной.

Когда он в очередной раз велел детям надолго задержаться после уроков, чтобы многократно написать одну и ту же фразу об их плохом поведении, а сам расположился поспать, школьники решили действовать. «Они написали предложение всего двадцать семь раз, когда один из них тихонько сказал: «Так не пойдёт! Учитель каждый день нас наказывает!» «Да. Но что же делать?» — спросил самый ленивый ученик в классе. Один из смышлёных детей сказал: «У меня есть план».

На следующий день они специально опоздали в школу, на что учитель сильно разозлился. Помимо злости он испытывал удивление, ведь ученики стали проявлять к нему внимательность. Они заботливо спрашивали учителя о здоровье, а каждый из них рассказывал, что его родственника поразил некий таинственный недуг.

Дагмар Гайслер. Я не потеряюсь!

Красочное издание рассказывает, что делать малышу, если он заблудиться, потеряется в людской толпе? К кому обратиться за помощью? В книге подробно описано, как себя нужно вести потерявшемуся ребенку и даются советы родителям, как на всякий случай подготовить ребенка к этой ситуации, так, чтобы он не впадал в панику.

В книге наглядно, с множеством цветных рисунков, рассказывается о том, как однажды мама вместе со своей маленькой дочерью Лу отправилась за покупками на базар. Но там в тот день было очень много людей, в толпе было тесно, и маленькая Лу видела только ноги людей. И в этой суете девочка потерялась. Рядом с ней оказался расстроенный мальчик, который тоже потерялся. Что нужно делать детям, если они потерялись? «Первое правило человека, который потерялся: стой на месте и зови родителей! Если можешь на что-то подняться, поднимись и зови! Лучше никуда не уходить, так родители найдут тебя быстрее». Завершающая страница издания содержит советы родителям, в том числе о том, как заранее — на всякий случай — выбирать место встречи и сделать так, чтобы потерявшегося ребенка можно было быстро найти.

Алекс Громов

 1




Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0