Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Читалка

Поль Фурнель

Читалка

Одна из самых избитых тем в разговорах современных литературных людей – что будет с книгой? Продажи издательские стремительно сокращаются, электронная эра пожирает бумажную реальность, и, кажется, нет никаких надежд, скоро всякая и вся литература уйдет в читалки, а физически ощутимая книга, останется в виде антиквариата.

Роман французского писателя Поля Фурнеля, совсем, кстати, недавно вышедший во Франции, дает возможность убедиться, что те же самые проблемы волнуют и людей на западном краю Европы.

« - Дело, видите ли, в том, что контроль над ситуацией полностью утрачен. Если так пойдет и дальше, то через два года во Франции не останется ни одного книжного магазина, производители бумаги разорятся, типографии сдадут свое оборудование в металлолом, авторы будут сочинять мини-тексты на английском языке и печатать их самым мелким шрифтом, а издатели толпой ринутся в «Гугл» и «Амазон», умоляя, чтобы их взяли на работу».

Этот роман вышел в Париже три года назад, знакомые доносят, что книжные магазины и доселе с парижских улиц никуда не делись, но отмахиваться от мыслей, приведенных в этой цитате, конечно, нельзя. Только возникает ряд вопросов, например такой – будет ли конец, или почти полный конец бумажной книги, означать конец литературы?

Достаточно вспомнить, что литература появилась еще до возникновения письменности. Гомер свои знаменитые сочинения отправлял публике не в виде букв, а виде звуков, только позднее они были записаны. Потом очень долго литература существовала в форме рукописной, на папирусе, на пергаменте… Явился Гутенберг со своим станком. Кстати, еще сто лет после этого, переписанная от руки книга стоила дешевле напечатанной. Но, в конце концов, печать победила.

Роман написан от имени главы довольно большого издательства, которому его партнер дарит читалку, чтобы избавить от возни с неудобными рукописями. Герой проходит стадию борьбы с вторгшимся в его профессиональную, и не только, жизнь предметом, затем у него возникает роман с ней, с читалкой. В результате он платит страшную цену за это увлечение, упускает из виду болезнь жены, и все кончается трагически.

Читалка победила.

Хорошо это или плохо? Вопрос, на мой взгляд, лишенный смысла. Конечно, от вида носителя текста литература в значительной мере зависит, но есть в ней что-то, что самодостаточное, и оно сопротивляется всем способам тиражирования и распространения. Есть в структурах народного менталитета помимо текучести, торопливости за модой, и удивляющая устойчивость. Например, если посмотреть на берестяные грамоты, найденные в новгородских раскопах, то выяснится, что тексты на н х нанесенные, по своей конструкции, по функциональному предназначению, разительно напоминают то, что мы знаем под названием СМС.

Люди всегда будут хотеть интересных, поучительных, душещипательных историй, и, причем, подробно рассказанных, а каким техническим способом сочинитель, доведет их до сознания читателя не так уж и важно. «Человек, подлец, ко всему привыкает», сказано у классика. Согласен с мыслью, за выключением слова «подлец».