Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Присоединение к ВТО

Вячеслав Михайлович Холодков родился в 1949 году в Москве. Окончил Институт народного хозяйст­ва им. Г.В. Плеханова.
Работал в Министерстве внешней торговли СССР, Министерстве экономического развития России, Торгово­промышленной палате России, Администрации Президента России (аппарат Совета безопасности Российской Федерации).
В настоящее время — начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ.

Влияние на экономику России и адаптация отечественных предприятий к новым конкурентным условиям


Во время переговоров с ВТО в российском экспертном сообществе преобладала точка зрения, что в средне­ и долгосрочной перспективе вступление в ВТО несет благо, поскольку создаст нормальную конкурентную среду в российской экономике и будет способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий за счет повышения эффективности производства.

Краткосрочные последствия для России, как ожидалось ранее, будут более сложными, как негативными, так и позитивными.

Наиболее сильное влияние, по оценке экспертов, вступление России в ВТО должно было оказать на внешнюю торговлю нашей страны. При общем росте объемов товарооборота ожидался быстрый рост импорта вследствие снижения импортных пошлин. Прогнозировалось, что наплыв импортных товаров может привести к массовому банкротству наиболее слабых и неконкурентоспособных производителей. Одновременно предполагалось, что российские экспортеры смогут увеличить поставки за рубеж в связи со снижением ввозных пошлин на российские товары в соответствующих странах, а также с отменой дискриминационных мер в отношении продукции отечественных предприятий. При этом импорт, как ожидалось, будет расти быстрее экспорта, что повлечет за собой существенное сокращение положительного сальдо внешнеторгового баланса.

В связи с этим важно понять, насколько экономические реалии соответствуют превалировавшим ранее представлениям о характере воздействия вступления России в ВТО на внешнюю торговлю и внутреннее производство. Ответ на этот вопрос может дать изучение динамики внешней торговли России с момента присоединения к ВТО (сентябрь 2012 года) в сопоставлении с соответствующими показателями за предшествующий период.

Статистика свидетельствует, что в 2003–2011 годах внешнеторговый оборот России в стоимостном выражении увеличивался ежегодно на 27–30% (за исключением кризисного 2009 года), причем и экспорт, и импорт росли примерно в равных пропорциях. В 2012 году произошло резкое замедление роста: товарооборот вырос всего на 3,6%. Изменилось и соотношение динамики экспорта и импорта: темпы роста ввоза товаров (5,4%) в 2 раза превысили темпы роста их вывоза (2,4%).

В 2013 году объем внешней торговли (865,9 млрд долларов) остался практически на том же уровне, что и в 2012 году (рост на 0,3%). При этом ввоз и вывоз товаров показали разнонаправленные тенденции: импорт увеличился на 2,6%, а экспорт уменьшился на 1,2%, что обусловило сокращение положительного сальдо внешней торговли нашей страны (177,3 млрд долларов против 192,3 млрд в 2012 году).

По данным за январь–март 2014 го­да, внешнеторговый оборот РФ составил 194,5 млрд долларов, что на 3,9% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. При этом наметилась новая тенденция: снизился не только экспорт (на 1,8%), но и импорт, который падал значительно быстрее экспорта (на 7,2%). Такая динамика экспорта и импорта обусловила увеличение положительного внешнеторгового сальдо, которое по сравнению с соответствующим периодом 2013 года выросло на 6,8% — до 51,3 млрд долларов.

Итак, вступление России в ВТО не привело к заметному увеличению объемов внешней торговли. Более того, в 2012 году (то есть до вступления в ВТО) и в 2013 году обозначилась тенденция резкого замедления темпов роста внешней торговли, которая сохранилась и в I квартале 2014 года. Естественно, возникает вопрос: является ли эта тенденция следствием вступления России в ВТО, или она вызвана воздействием каких­то других факторов?
 

Динамика импорта

Напомним, что в ходе подготовки России к присоединению к ВТО была проведена работа по адаптации Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС) к уровню обязательств перед ВТО. Первый адаптированный ЕТТ ТС (документ должен ежегодно пересматриваться в конце августа в течение всего переходного периода, который составляет 7 лет) вступил в силу 1 сентября 2012 года. На 89% он остался неизменным в сравнении с действовавшим ЕТТ ТС. Понижение ставок ввозных таможенных пошлин до уровней, предусмотренных тарифными обязательствами России перед ВТО, затронуло около 7% номенклатуры (примерно 800 тарифных линий). Почти половина случаев касается товаров продовольственной группы: мясные продукты, фрукты, некоторые злаковые, масличные. Средневзвешенная ставка импортного тарифа снизилась с 9,9 до 8,6%.

В сентябре 2013 года состоялся очередной пересмотр ЕТТ ТС. На этот раз изменения затронули около 5 тыс. товарных позиций. В результате агрегированный тариф понизился с 8,6 до 7,7%.

Наибольшими темпами стоимостный объем импорта увеличивался в первые месяцы после вступления в силу (с 1 сентября 2012 года) новой редакции Единого таможенного тарифа. Так, в октябре 2012 года было импортировано товаров общей стоимостью 30,7 млрд долларов, то есть рост по сравнению с октябрем 2011 года составил почти 10%. В январе 2013 года, несмотря на сезонный спад, рост объемов импорта в годовом выражении увеличился до 11,6%, а в апреле того же года достиг 14,5%.

Однако затем наметилась явная тенденция к снижению темпов роста импорта. Существенные «провалы» в мае и особенно в августе 2013 года (на 6,5% и 7,2% соответственно по сравнению с аналогичными периодами 2012 года) можно было бы объяснить выжидательной позицией импортеров в преддверии следующего этапа имплементации Россией своих обязательств перед ВТО, который начался 1 сентября 2013 года.

Тем не менее в IV квартале 2013 года сокращение объемов импорта продолжилось, составив 5,2% по отношению к IV кварталу 2012 года. Как было отмечено выше, в I квартале 2014 года импорт сократился на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Таким образом, во II, III и IV кварталах 2013 года снижение тарифов перестало оказывать стимулирующий эффект на импорт либо это воздействие было ослаблено другими факторами.

К ним, безусловно, следует отнести наблюдавшуюся на протяжении всего 2013 года тенденцию к ослаблению российской национальной денежной единицы по отношению к ключевым мировым валютам, что привело к удорожанию импортных товаров и сокращению внутреннего спроса на них. По оценке Минэкономразвития, в 2013 году курс доллара США по отношению к рублю вырос на 7,5%, составив 32,6587 рублей за 1 доллар по состоянию на 1 января 2014 года, а курс евро — на 12% (45,0559 рублей за 1 евро на аналогичную дату). Стоимость бивалютной корзины увеличилась на 9,9% — до 38,2374 рубля на 1 января 2014 года.

Эта тенденция продолжилась и даже усилилась в I квартале 2014 года. В январе–марте текущего года официальный курс доллара США к руб­лю повысился еще на 9%, курс евро к рублю — на 8,7%, а стоимость бивалютной корзины увеличилась на 8,8%. По­видимому, именно этот фактор в основном обусловил падение импорта на 7,2%. При этом следует отметить, что особенно заметно сократился ввоз товаров широкого потребления: мяса (на 12,5%), лекарственных средств (на 19,6%), текстильных изделий и обуви (на 10%), легковых автомобилей (на 20,9%).

В целом итоги внешней торговли в 2013 году и в I квартале 2014 года свидетельствуют о том, что алармистские прогнозы относительно быстрого роста импорта и резкого сокращения положительного сальдо внешней торговли в результате снижения уровня таможенных пошлин в рамках наших обязательств перед ВТО не оправдались.


Адаптация отдельных секторов российской экономики к новым конкурентным условиям

На совещании в правительстве в октябре 2013 года, посвященном итогам первого года членства России во Всемирной торговой организации, председатель Правительства РФ Д.Медведев обозначил наиболее «проблемные» секторы российской экономики с точки зрения их конкурентоспособности и возможности адаптации к условиям ВТО. К ним он отнес сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкую и пищевую промышленность.

Темпы роста импорта в 2013 году по различным группам товаров существенно отличались друг от друга, то есть выходили за рамки общей тенденции. Наряду с ростом ввоза по одним товарным позициям имело место его сокращение по другим, что привело к некоторым изменениям в структуре импорта.

В частности, динамика ввоза по группе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в значительной мере была обусловлена снижением ставок таможенной пошлины.

Так, ставка ввозной пошлины на живых свиней была понижена в 8 раз — с 40 до 5%, но не менее 0,5 евро за 1 кг. Значительное снижение тарифной защиты было осуществлено также в отношении мяса свинины, ставка на его ввоз в рамках квоты сократилась с 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг, до 0%; на ввоз сверх квоты — с 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг, до 65%.

Были снижены таможенные барьеры на молоко и молочные продукты (на сухое молоко и сливки — с 25 до 20%). На сливочное масло специфическая составляющая была понижена на 28% — с 0,4 до 0,29 евро за 1 кг, адвалорная составляющая (то есть фиксированный процент от стоимости груза) была сохранена в размере 15% от таможенной стоимости товара. По различным видам сыров специфическая составляющая таможенной пошлины сократилась с 0,6 евро до 0,5–0,3 евро за 1 кг.

Одновременно с ослаблением таможенных барьеров правительство принимало энергичные меры, направленные на поддержку наиболее проб­лемных секторов экономики, чтобы обеспечить их выживание в новых конкурентных условиях. В октябре 2012 года подкомиссией по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции был рассмотрен и утвержден План мероприятий по адаптации российской экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

В частности, негативные последствия снижения пошлин были фактически нивелированы временным запретом на ввоз живого скота, в том числе свиней, из стран ЕС, который был введен Россельхознадзором в марте 2012 года, то есть еще до официального присоединения России к ВТО. В результате во II квартале 2012 года импорт свиней в живом весе упал на 79% по сравнению с I кварталом.

После резкого роста объема поставок в IV квартале 2012 года (как в стоимостном выражении — на 26,4%, так и в натуральном — на 22,9%) импорт свинины начал сокращаться. Решением Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в марте 2013 года свинина была исключена из перечня товаров, по которым предоставляются преференции развивающимся странам. В IV квартале 2013 года объем ее ввоза фактически вернулся к тому уровню, который существовал до снижения таможенных пошлин. По итогам 2013 года снижение физического объема импорта живых свиней составило 80% по сравнению с 2012 годом.

В целом за 2013 год объем ввоза свинины в натуральном выражении сократился по сравнению с 2012 годом на 16,9%, в том числе в торговле со странами дальнего зарубежья — на 15,7%, а со странами СНГ — на 29,4%. При этом резкое падение ввоза свинины с Украины (на 78,8%) было в значительной степени компенсировано поставками из Белоруссии (рост на 71,5%).

Снижение таможенных барьеров на молоко и молочные продукты сопровождалось устойчивым повышением импорта: физический объем ввоза по товарной группе «молоко и сливки сгущенные» в 2013 году увеличился на 46,9%, а его стоимость выросла в 2 раза. Физический объем ввоза сливочного масла увеличился на 23,7%, а стоимостный — в 1,5 раза. Увеличение физического объема импорта по товарной группе «сыры и творог» за 2013 год составило 6,8%, тогда как его стоимость выросла на 15,2%.

Решение Совета ЕЭК о временном повышении с 1 апреля 2013 года таможенных пошлин на ряд молочных продуктов (в частности, на сливочное масло до 18,3%) существенного эффекта не произвело. Лишь в III квартале 2013 года имело место некоторое сокращение темпа роста объема импорта.

Помимо тарифного фактора, на динамику ввоза молочной продукции существенное влияние оказал дефицит, сложившийся на внутреннем рынке сырья. Производство молока в 2013 году, по данным Министерства сельского хозяйства, в Российской Федерации сократилось на 1,2 млн тонн, или на 3,7%, по сравнению с 2012 годом, в том числе в сельскохозяйственных организациях оно уменьшилось на 4,8%, в подсобных хозяйствах населения — на 3,6%, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось на 5%.

В пределах лимитов поддержки сельскохозяйственного сектора, зафиксированных в протоколе о присоединении к ВТО, правительство оказывало отечественным аграриям финансовую помощь. Как сообщил на заседании коллегии Минсельхоза 1 октября 2013 года заместитель министра Д.Юрьев, в рамках госпрограммы меры «зеленой корзины» консолидированного бюджета составляют на 2013 год 104,8 млрд рублей, а на весь период действия программы — 1,1 трлн рублей. В рамках «желтой корзины» консолидированного бюджета на 2013 год выделено 134,3 млрд рублей, а на весь период реализации госпрограммы — 1,2 трлн рублей. По его словам, статистические данные показывают, что присоединение России к ВТО пока не оказало существенного влияния на объемы производимой отечественной сельхозпродукции: заметного изменения баланса по вывозу и ввозу продовольственных товаров и сельхозсырья не отмечено.

Схожие тенденции наблюдались и в импорте других товарных групп.

Динамика ввоза продукции химической промышленности определялась не столько изменением таможенных пошлин, сколько состоянием потребительского и производственного спроса. В частности, снижение ставок таможенной пошлины на шины и покрышки новые (для легковых автомобилей с 20%, но не менее 6,9 евро за штуку, до 18%, но не менее 5,27 евро за штуку, а для грузовых машин с 15 до 13,3%) никак не повлияло на масштабы их ввоза. За первый год членства России в ВТО (сентябрь 2012 года — август 2013 года) объем их импорта из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении даже снизился на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 годов. В 2013 году ежемесячные поставки шин и покрышек в натуральном выражении продемонстрировали незначительное снижение, тогда как стоимостный объем импорта оставался практически неизменным.

Снижение ставок ввозных пошлин на текстильную продукцию по большей части не носило критического характера. При сохранении неизменной адвалорной составляющей в размере 10% от таможенной стоимости товара была снижена специфическая часть на конкретные виды товаров: пальто и полупальто (с 5 до 3 евро за кг), костюмы мужские и женские (с 4 до 2,5 евро за кг) и рубашки (с 3 до 2 евро за кг). Тем не менее это снижение в определенной степени сказалось на росте импорта текстиля и швейных изделий. Стоимостный объем импорта одежды вырос за 2013 год на 6,6%.

Отрицательная динамика импорта машин и оборудования была вызвана в первую очередь сокращением ввоза грузовых и легковых автомобилей. Снижение адвалорной составляющей таможенной пошлины на легковые автомобили в среднем достигло 15%, на новые грузовые автомобили — 10–20% и бывшие в употреблении — 5–15%, на автобусы — в 1,5–2,5 раза. Однако весь эффект от такого снижения был фактически перекрыт введением правительством РФ утилизационного сбора с моторных транспортных средств. В результате стоимостный объем импорта легковых и грузовых автомобилей за 2013 год сократился по сравнению с 2012 годом, соответственно, на 15,9 и 23,1% (при снижении физических объемов ввоза на 16,9 и 26%).

Пожалуй, наибольшее влияние присоединение к ВТО и снижение таможенных барьеров оказало на импорт сельскохозяйственной техники.

Ввозные пошлины на зерноуборочные комбайны были снижены по адвалорной составляющей в 3 раза. Решением ЕЭК от 25 февраля 2013 года введена специальная защитная пошлина в размере 27,5%, которая, однако, была отменена по требованию Казахстана 5 июля 2013 года. Тем не менее импорт зерноуборочных комбайнов увеличился за 2013 год по сравнению с 2012 годом на 132% — с 1,215 тыс. штук до 2,813 тыс. Из них 2061 комбайн был ввезен из Белоруссии, тогда как из стран дальнего зарубежья импортировано только 748 комбайнов.

Таким образом, можно сделать вывод, что снижение таможенных пошлин в соответствии с обязательствами, принятыми Россией перед ВТО, как правило, сопровождалось увеличением объемов импорта соответствующей товарной группы. Вместе с тем величина этого роста не была напрямую связана со степенью уменьшения тарифной защиты. Решающее воздействие на нее оказывали другие факторы — прежде всего динамика внутреннего спроса, курс национальной валюты, а также принимаемые правительством защитные меры и механизмы поддержки отечественных производителей. В частности, существенное падение курса рубля по отношению к доллару и евро в последнем квартале 2013 года и первом квартале 2014 года спровоцировало чувствительное сокращение импорта, которое произошло, несмотря на очередное снижение ввозных пошлин в сентябре 2013 года.


Динамика и структура экспорта

Предполагалось, что вступление России в ВТО окажет стимулирующее воздействие на экспорт прежде всего из­за наших обязательств о постепенном снижении («связывании») экспортных пошлин на российские товары в соответствующих странах, а также отмены дискриминационных мер в отношении продукции отечественных предприятий.

Исследуя вопрос о стимулирующем влиянии на экспорт фактора членства в ВТО, важно учитывать, что вступление России в эту организацию совпало со сложным периодом в развитии мировой экономики. Глобальный финансово­экономический кризис 2008–2009 годов крайне болезненно сказался на экономике подавляющего большинства стран, в том числе западных. В частности, в еврозоне из­за так называемого долгового кризиса ВВП в 2012 году упал на 0,6%. К вялому спросу со стороны ЕС и США в первой половине 2013 года добавилось замедление темпов экономического роста в Китае.

В 2009 году оборот мировой торговли сократился на 12% в физическом выражении и на 23% в денежном, продемонстрировав наибольшее падение со времени окончания Второй мировой войны. После некоторого оживления в 2010–2011 годах международная торговля вновь замедлилась: темпы ее роста сократились с 5,4% в 2011 году до 2,3% в 2012 году и 2,5% в 2013­м.

Эти факторы, особенно рецессия в Европе, стали главной причиной падения объемов экспорта России, так как больше половины отечественных товарных поставок за рубеж, в том числе сырья, приходится на страны Евросоюза.

При общем снижении в 2013 году экспорта из России на 1,2% в IV квартале 2013 года стала просматриваться слабая тенденция к увеличению объемов товарных поставок за рубеж. Месячная стоимость экспорта выросла с 42,2 млрд долларов в июне до 49,6 млрд долларов в декабре. За этот период по сравнению со вторым полугодием 2012 года прирост экспорта составил 3,1%.

Однако эта тенденция оказалась неустойчивой, и в 2014 году экспорт вновь стал сокращаться. В I квартале 2014 года он упал на 1,8% по сравнению с тем же периодом 2013 года. В итоговые показатели этого квартала основной вклад внесло падение вывоза сырой нефти (на 11,8%), нефтепродуктов (10,7%), удобрений (13%), никеля (20%).

На фоне значительного сокращения вывоза металлов, а также продукции химической промышленности, в первую очередь минеральных удобрений, рост экспорта в IV квартале 2012 года был обеспечен за счет увеличения поставок древесины, которое было обусловлено фактором присоединения России к ВТО.

В ходе переговоров о вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательства по «связыванию» экспортных пошлин в отношении почти 700 тарифных линий. В течение определенного периода (от 1 до 5 лет) они должны быть снижены до согласованной величины, в том числе до нуля (например, по меди и никелю). В отношении экспорта углеводородного сырья предусмотрено сохранение действующего порядка, при котором ставка вывозной пошлины увязана с мировыми ценами на нефть.

В отношении экспорта необработанной древесины хвойных пород соглашением с ЕС предусматривалась увязка снижения пошлин с введением соответствующих тарифных квот. В целях выполнения своих обязательств перед ВТО 21 июля 2012 года правительство РФ приняло постановление за № 756, которое вводило новые ставки вывозных пошлин: пошлина на экспорт необработанной древесины в рамках квоты снижалась с 25% (но не менее 15 евро за кубометр) до 13% — на вывоз ели обыкновенной и пихты белой европейской, до 15% — на вывоз сосны обыкновенной. Одновременно пошлина на вывоз древесины этих пород сверх квоты была повышена до 80%, но не менее 55,2 евро за кубометр. Ставки пошлины на экспорт необработанной древесины прочих хвойных пород остались без изменения.

Величина тарифных квот была утверждена постановлением правительства РФ от 30 июля 2012 года № 779. На экспорт ели обыкновенной или белой европейской пихты она составила 2082,2 тыс. м3 в 2012 году и 6246,2 тыс. м3 ежегодно начиная с 2013 года. В том числе для ЕС — 1986,9 тыс. м3 и 5960,6 тыс. м3 соответственно. Квота на вывоз сосны обыкновенной была предусмотрена в размере 5346,1 тыс. м3 в 2012 году и 16 038,2 тыс. м3 ежегодно начиная с 2013 года. Для стран ЕС — 1215,3 тыс. м3 и 3645,9 тыс. м3 соответственно.

На этом фоне экспорт необработанных лесоматериалов существенно увеличился. За 2013 год физический объем вывоза «круглого» леса вырос на 8,2% при незначительном снижении экспортных цен. Одновременно имел место и рост вывоза продукции деревообрабатывающей промышленности. Физический объем экспорта обработанных лесоматериалов увеличился в 2013 году на 8,6%. Продолжился рост поставок фанеры клееной, который составил 7,8% по итогам 2013 года. На 22% увеличился физический объем экспорта фанеры в США, чему немало способствовало введение там антидемпинговых пошлин на импорт ее из Китая.

Противоположная тенденция наб­людалась в вывозе цветных металлов. Россия приняла обязательства по «обнулению» пошлин на экспорт меди и никеля не позднее 2016 года. На первом этапе имплементации правительство отказалось от принятой в 2011 году прогрессивной системы расчета ставки вывозной пошлины, которая ежеквартально пересчитывалась в привязке к ценам на Лондонской бирже металлов. Вместо этого упомянутым выше постановлением правительства № 756 были установлены фиксированные ставки вывозных пошлин в размере 10% на медь и 5% на никель. В рамках второго этапа постановлением правительства РФ от 30 августа 2013 года № 754 ставка пошлины на экспорт никеля была снижена до 3,75%, а на медь оставлена без изменений.

Снижение вывозных пошлин позволило в 2013 году увеличить физический объем экспорта никеля на 8,8%, тогда как поставки меди за границу сократились на 12,4%. В то же время из­за снижения мировых цен стоимостные показатели экспорта обоих металлов значительно сократились (на 2,5 и 15,8% соответственно). Никель на Лондонской бирже металлов подешевел в 2013 году на 14,3%, до 15 тыс. долларов за тонну, медь — на 7,8%, до 7330 долларов за тонну.

Сдерживающим фактором роста российского экспорта остается сохранение антидемпинговых пошлин и других ограничительных мер. Больше половины из них действуют в отношении вывоза из России черных металлов и изделий из них, на втором месте находятся минеральные удобрения, то есть эти пошлины распространяются как раз на те товары, сокращение экспорта которых в 2013 году было наиболее значительным.

Экономический ущерб от применения зарубежными странами ограничительных мер в отношении российских товаров оценивается в 1–1,5 млрд долларов.

Ратификация Россией соглашений по ВТО, вопреки распространенному заблуждению, не означала автоматической отмены всех ограничительных мер в отношении экспорта из нашей страны. Прекратили свое действие только те меры, которые явно не соответствовали нормам и требованиям данной организации, а таких было немного. В отношении прочих Россия должна доказать, что они носят дискриминационный характер и в силу этого противоречат правилам ВТО.

Как показала практика, членство в ВТО само по себе не является гарантией от введения новых мер ограничительного характера. Так, по состоянию на 1 октября 2012 года, по данным Минэкономразвития, против российского экспорта действовали 73 ограничительные меры, из них 39 — антидемпинговые пошлины. В январе 2013 года число действующих мер такого рода незначительно сократилось (до 71), но за год вновь увеличилось. На 1 апреля 2014 года против России применялись уже 82 меры, препятствующие доступу отечественных товаров на зарубежные рынки, в том числе 40 антидемпинговых пошлин.

Растет также число начатых антидемпинговых и специальных защитных расследований в отношении российского экспорта. Если на 1 октября 2012 года проводилось пять таких расследований, в том числе четыре антидемпинговых и одно специальное, то к 1 апреля 2014 года количество проводимых расследований увеличилось до девяти, в том числе три антидемпинговых и шесть специальных.

Более половины всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и продукция химической промышленности. Наиболее уязвимой с точки зрения применения антидемпинговых и специальных защитных мер стала российская металлопродукция.

Можно сделать вывод, что «связывание» экспортных пошлин в определенной степени стимулировало рост вывоза за рубеж отдельных видов продукции, однако в целом влияние членства в ВТО на объемы экспорта было незначительным. Не удалось также добиться снижения числа дискриминационных мер в отношении продукции отечественных предприятий.


Влияние вступления в ВТО на производство в России

Снижение уровня таможенной защиты в ряде случаев влекло за собой рост импорта и усиливало конкуренцию на российском рынке, что могло негативно сказаться на объемах реализации соответствующей продукции отечественными компаниями и послужить одной из причин сокращения производства.

Наибольшие опасения накануне присоединения России к ВТО вызывало состояние агропромышленного комплекса, в частности свиноводства. В первые месяцы членства в ВТО, как говорилось выше, отмечался существенный рост импорта свинины, что подкрепляло указанные настроения. Однако благодаря принятым правительством защитным мерам в 2013 году ситуация изменилась. По итогам 2013 года поголовье свиней в России увеличилось на 2% (до 19 186 000 голов), а производство свинины — на 10,3% (2 658 000 тонн в убойном весе). Весь рост был обеспечен за счет крупных сельскохозяйственных организаций (увеличение поголовья на 7,5% и производства мяса на 24,7%), тогда как в крестьянско­фермерских и хозяйствах населения на фоне неблагоприятной эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней наблюдалась устойчивая тенденция к снижению производства.

Ситуация в молочной отрасли оставалась неблагоприятной, однако не была связана со вступлением России в ВТО и либерализацией таможенного режима. Тенденция к снижению поголовья молочного скота наблюдалась уже на протяжении нескольких лет, при этом меры государственной поддержки ожидаемого эффекта до сих пор не дали. В результате число коров в 2013 году сократилось на 4%, а производство молока — на 3,7%.

Тем не менее по итогам 2013 года производство молока и цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) по сравнению с 2012 годом увеличилось на 1,5 и 2,1% соответственно. Производство сливочного масла тоже выросло (на 2,8%), тогда как сыров, а также творога сократилось (на 4,3 и 2,7% соответственно).

В целом увеличение импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия не стало препятствием для роста отечественного аграрного сектора. В 2013 году производство здесь увеличилось на 6,2%, в том числе продукции растениеводства на 12,3%, животноводства — на 0,5%. В то же время происходило снижение рентабельности сельскохозяйственных организаций. С учетом субсидий она сократилась с 13,9% в 2012 году до 9,3% в 2013­м. Тем не менее это не отразилось на инвестиционной активности. По предварительным данным, инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве выросли в прошлом году на 3,5% по сравнению с увеличением на 0,6% в 2012 году.

Таким образом, пока нет оснований говорить о серьезном негативном влиянии членства России в ВТО на развитие отечественного АПК. Риски могут проявиться в среднесрочной перспективе, через 5–7 лет.

Серьезные опасения вызывало влияние присоединения к ВТО на оте­чественное производство машин для сельского хозяйства. Однако решающее значение здесь имело не столько само вступление, сколько недостаточная эффективность мер государственной поддержки, предусмотренных для адаптации отрасли к новым условиям хозяйствования. Наряду с другими факторами это способствовало снижению объема производства сельхозтехники в 2013 году на 29,8% по сравнению с 2012 годом. В частности, производство тракторов для сельского и лесного хозяйств сократилось с 13 513 в 2012 году до 7565 в 2013­м, или на 44%.

Вместе с тем на 4% увеличилось производство зерноуборочных комбайнов. В 2013 году оно составило 6023 по сравнению с 5794 в 2012 году. Кроме того, вырос экспорт сельскохозяйственной техники. Так, в 2013 году, по данным Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Рос­агромаш», он составил 169 млн долларов, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 14,2%. Основные поставки российской сельхозтехники осуществлялись в страны ближнего зарубежья (на 153,5 млн долларов), из них 78% пришлось на Казахстан. В частности, в эту республику было направлено 533 зерноуборочных комбайна (68% общего числа экспортированных машин) на сумму 62,7 млн долларов (79% общей стоимости экспорта).

По оценке «Росагромаша», продажи на экспорт позволят диверсифицировать риски от снижения спроса на внутреннем рынке, причем их важность для российских производителей сельхозтехники будет увеличиваться.

Неоднозначное влияние оказало вступление в ВТО и на легкую промышленность России. На фоне общей стагнации в обрабатывающей промышленности (рост на 0,1% по итогам 2013 года) производство текстиля и швейных изделий выросло на 4,9% против сокращения на 3,4% в 2012 году. При этом сальдированный финансовый результат деятельности предприятий отрасли увеличился за 2013 год на 32,8% и составил 4,2 млрд рублей.

В целом влияние членства России в ВТО на объемы производства в России достаточно ограниченно и заметно уступает воздействию других факторов, таких, например, как динамика платежеспособного спроса или обменного курса рубля. Вместе с тем в среднесрочной перспективе, после завершения переходного периода, риски для российской экономики от снижения таможенных барьеров и либерализации доступа к сфере услуг сохранятся.


* * *

Анализ статистических показателей развития российской экономики за 2012, 2013 годы и I квартал 2014 года позволяет сделать следующие выводы.

Исполнение Россией своих обязательств перед ВТО по снижению уровня таможенно­тарифной защиты оказывает ограниченное влияние на отечественную внешнюю торговлю. Определяющее значение имеют другие факторы — состояние конъюнктуры на мировых рынках сырья, которое составляет 3/4 российского экспорта, и динамика обменного курса рубля.

Уменьшение таможенных пошлин, как правило, сопровождается увеличением импорта соответствующего товара, но эта зависимость не носит линейного характера. Более того, по мере дальнейшей либерализации внеш­ней торговли влияние сокращения таможенных барьеров на рост объемов импорта становится все менее заметным.

То же самое можно сказать и в отношении экспорта. Снижение вывозных пошлин на ряд сырьевых товаров способствовало увеличению их экспорта, однако, вопреки опасениям, это не нанесло ущерба отечественной обрабатывающей промышленности, использующей это сырье.

Воздействие членства в ВТО на производство было неоднозначным. Увеличение конкуренции под влиянием роста импорта, по всей видимости, сказалось на сокращении объемов выпуска продукции в некоторых отраслях. Однако гораздо большее значение для динамики отечественной промышленности и сельского хозяйства имели такие факторы, как состояние конъюнктуры и потребительский спрос. Об этом свидетельствует, в частности, увеличение объемов производства по тем товарам, где имел место рост импорта (зерноуборочные комбайны, некоторые товары легкой промышленности) и, наоборот, сокращение производства ряда других товаров на фоне снижения импорта (легковые и грузовые машины).

Вместе с тем в среднесрочной перспективе риски для российской экономики в связи с членством в ВТО сохранятся. Многое будет зависеть от того, насколько эффективными окажутся меры правительства РФ по адаптации российской экономики к нормам и требованиям ВТО. До настоящего времени российское правительство принимало преимущественно меры нетарифного характера, в частности в сфере санитарного и фитосанитарного контроля, однако их применение в целях защиты внутреннего рынка противоречит принципам ВТО и вызывает обвинения России в несоблюдении своих обязательств. В этих условиях органам исполнительной власти РФ в сотрудничестве с отраслевыми и региональными союзами предпринимателей нужно шире применять те меры, которые разрешены правилами ВТО, в том числе антидемпинговые и специальные защитные расследования.

Очевидно также, что защита интересов отечественных компаний не должна сводиться к ограничению допуска иностранных товаров на внутренний рынок. Необходимо содействовать повышению конкурентоспособности российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках за счет модернизации производства и повышения производительности труда. Было бы целесообразно положить этот принцип в основу распределения денежной помощи со стороны государства. При этом упор следует делать на устойчивые, динамично развивающиеся предприятия малого и среднего бизнеса, которые, в отличие от крупных компаний, не имеют достаточных собственных финансовых ресурсов для развития производства.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0