Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов веры

В настоящее время вновь приобретает актуальность постановление святейшего патриарха Тихона и Священного Синода Православной Российской Церкви о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти от 28 февраля 1918 года, где, в частности, говорится:

«3. При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовать из прихожан и богомольцев союзы, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств...

12. Священные сосуды и прочие принадлежности богослужения должно всеми мерами оберегать от поругания и расхищения...

13. В случае покушения на захват священных сосудов, принадлежностей богослужения, церковных метрик и прочего имущества церковного не следует добровольно отдавать их, так как... священные сосуды и принадлежности богослужения освящены церковным употреблением...

14. В случаях нападения грабителей и захватчиков на церковное достояние следует призывать православный народ на защиту Церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов...

16. Все восстающие на Святую Церковь, причиняющие поругание святой православной вере и захватывающие церковное достояние подлежат, невзирая на лица, отлучению церковному...»[1]

Итак, этим постановлением Православная Российская Церковь вменяет в обязанность православным прихожанам защищать храмы и святыни Церкви. Причем формулировка 14-го пункта постановления дает основания предполагать, что эта защита может иметь не только форму молитвенного бдения, крестных ходов, но и силовой характер. О таком развитии событий предупреждал большевистские власти в апреле 1919 года сам святитель Тихон, когда предпринимались попытки осквернить мощи преподобного Сергия Радонежского:

«По долгу пастырского служения заявляю вам, что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызовет в нем естественную скорбь, справедливое негодование и может взволновать его даже в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни... Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 30)»[2].

В г. Шуе, когда началось изъятие святынь из собора, произошли столкновения верующих, вооруженных кольями, и отрядов милиции и красноармейцев, которые расстреляли из пулеметов защитников церкви[3].

К сожалению, у большого количества современных православных христиан, оторванных от живого Предания Церкви и испорченных влиянием либерализма и пацифизма, эта идея противления злу силой может вызвать неприятие. Однако если мы обратимся к Священному Писанию и Преданию Церкви, то окажется, что данное постановление вытекает из учения Церкви о святости храма как Дома Божия и всего достояния Церкви.

Так в Ветхом Завете все, кто нарушал неприкосновенность храма и церковных принадлежностей, карались смертью как святотатцы и богохульники (Числ. 1, 51; 3, 10; 3, 38; 18, 7).

Сам Господь, в Своей земной жизни будучи примером кротости, претерпевший поношения, биение, страдания, вплоть до смерти, тем не менее, когда дело касалось осквернения Иерусалимского храма, в праведном гневе бичом изгонял святотатцев из Дома Божия: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул... При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2, 13–17). То есть Тот, Кто своим примером проповедует непротивление злу силой, когда оно направлено лично против тебя, учит применять насилие к врагам Божиим, когда их зло обращается против святыни. Одного этого должно быть достаточно, чтобы каждый именующий себя православным христианином не колеблясь применял силу в защиту храмов Православной Церкви.

Если такова суровость наказания относительно ветхозаветного храма и святынь, которые являются лишь тенью Нового Завета (Кол. 2, 17; Евр. 10, 1), то сколь более страшному осуждению должны подвергаться те, кто святотатствует против Церкви воплотившегося Господа Бога нашего Иисуса Христа! О чем и святой апостол Павел говорит: «Если отвергшийся Закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему... наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета... и Духа благодати оскорб­ляет?» (Евр. 10, 28–29). Повинуясь во всем Своей Главе — Господу Иисусу Христу (Еф. 5, 23; Кол. 1, 18) и будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15), Церковь Божия не упраздняет, как многим кажется, строгость ветхозаветных установлений, а утверждает их и в эпоху Нового Завета. Ведь Сам Господь сказал: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18).

Когда на Церковь восстали, помимо язычников, множество ересей, желающих прельстить верных, выдавая себя за истинную веру Христову, Православная Церковь своими канонами воспретила пускать еретиков в храмы Божии: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий»[4].

А если язычники или еретики силой притесняли христиан, захватывали и оскверняли церкви, то Церковь благословляла православные гражданские власти применять силу и казни в отношении врагов веры на основании Номоканона, то есть правил закона, о котором святые отцы, в частности преподобный Иосиф Волоцкий, свидетельствуют, что он составился не случайно, но «по Божьему Промыслу... воспринят от Святого Духа и святых отцов и сочетается со всем Священным Писанием»[5]. Этими законами Святая Церковь не просто позволяет, но вменяет в обязанность православным царям предавать еретиков смерти и не смущаться этим, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению»[6]. Ему вторит и другой богослов Древней Церкви — свя­-
титель Августин Блаженный
в своем трактате «Об умерщвлении людей, которое не относится к преступлению человекоубийства»[7].

Но если гражданские власти оказывались не в состоянии защитить храмы и даже попустительствовали еретикам, то верные сами обязывались встать на защиту Церкви против кощунников и покрывавших их властей.

Вот как, согласно святителю Иоанну Златоусту, которого Церковь нарекла «вселенским учителем», следует поступать с богохульниками:

«...Я хочу просить всех вас об одной услуге, — именно чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя)... Пусть узнают и иудеи, и эллины, что христиане — хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил... До смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя...»[8].

И святые, жития которых Церковь приводит верным как пример для подражания в шествии в Царство Небесное, били и предавали смерти осквернителей храмов Божиих.

Так, святитель Лев Катанский, когда волхв-язычник Илиодор вошел в храм и стал осквернять его своими волхвованиями, собственноручно вывел его из церкви и сжег на огне, а затем вошел в храм и закончил прерванное отступником богослужение[9].

А святитель Порфирий Газский, когда язычники окружили Дом Божий и дрались с защищавшими храм христианами, своими молитвами исцелил своего ученика блаженного Варуха, который, ожив, тут же взял увесистую палицу, начал бить и гнать безбожников. «И прогнал их от церкви Варух, как некогда Самсон Филистимлян... С того времени все нечестивые боялись Варуха и опасались даже на пути встречаться с ним. А святой Порфирий, возблагодарив Бога о внезапном исцелении Варуха и “о той велицей от Бога приятой крепости телесной и силе”, поставил его диаконом...»[10]

И святитель Кирилл Александрийский, когда христоненавистники истребили в Александрии множество христиан, выбегавших тушить пожар в храме, собрал православных и силой изгнал беззаконное сборище из Александрии[11].

Святитель же Стефан Сурожский посмертно явился варвару, грабившему и осквернявшему храм, где находились его святые мощи, и, сильно побив, принудил его вернуть все награбленное[12].

А какой похвалы и восхищения достоин подвиг святых жен-мучениц во главе с преподобной Феодосией! Когда в 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал воинам снять образ Спасителя над медными воротами в Константинополе, православные женщины во главе с преподобномученицей Феодосией и другими инокинями бросились на защиту иконы и опрокинули лестницу вместе с воином, исполнявшим приказ: «...вместе с тем они низвергли и воина того, который, упав с высоты, весьма расшибся. Они же, влача его по земле, били до тех пор, пока он не умер; затем с поспешностью пошли к патриарху Анастасию и начали поносить нечестие его; они укоряли его как волка, хищника, еретика и врага Церкви Христовой; потом начали метать в него камнями...» За этот подвиг защиты святых икон жены приняли мученическую смерть от иконоборцев. А мощи святой Феодосии Бог прославил множеством чудес[13].

Наши предки, сведущие и в Писании, и в Предании Церкви более, нежели наши православные «образованные» современники, с готовностью следовали примерам святых в защите Святой Церкви. И когда сегодня Православная Церковь терпит притеснения на Украине от униатов и современных язычников-неонацистов, стоит вспомнить освободительную войну православного народа Украины против католиков-униатов в XVII веке, которую возглавило казачество. Как они сами о себе говорили: «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имели, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного христианского народа, будучи всегда радетельно и храбро во всех наших походах, где Бог по милости своей подати изволил, великий помысел на бусурман чинили и радети не переставали... Перси свои кровию неприятельскою обагряли, за веру православную заставляясь и славу бессмертную заробляя». Запорожские вербовщики в казачество кричали на площадях и ярмарках Украины: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти — приставай к нам. Не надо бояться смерти: от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь»[14]. А об умершем казаке его товарищи говорили, что он жил и умер христианином и православным, как и полагалось: «он покаялся, болел крепко, молился усердно, защищал Церковь Божию от бусурманов и униатов, Бог простит его грехи»[15].

В 1599 году казаки и миряне с оружием в руках отстояли Киево-Печерский монастырь и его достояние от подчинения униатскому духовенству.

А в 1610 году, опираясь на вооруженных запорожских казаков, которые «словом рыцерским обещались» защищать и положить головы «за Церковь нашу Восточную, Веру греческую», православные не допустили исполнения намерения униатов захватить киевские церкви и подчинить православное духовенство.

Сами католики жаловались, что «невозможно обращаться к насильственным мерам» против православных, так как этому «препятствуют казаки, народ воинственный и смелый, который встает на защиту православной церкви временами с просьбами, временами с угрозами на устах, но всегда с оружием в руках».

Благодаря вооруженной защите казаков гетмана Петра Сагайдачного, в 1620 году патриархом Иерусалимским Феофаном была восстановлена православная иерархия на Украине, ликвидированная униатами.

В 1625 году казаки запечатанные униатами церкви в Киеве распечатали, а самих униатов, творящих это беззаконие, убили.

Угроза уничтожения православной веры и захваты церквей папистами стали причиной казацкого восстания на Украине в 1631 году под руководством Тараса Федоровича. Причем некоторые казацкие отряды возглавляли представители духовенства.

В 1633 году по благословению святителя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого (день памяти 13 января), вооруженные горожане и казаки отбили у униатов «мать церквей» Софию Киевскую и вернули ее Православной Церкви.

И наконец, борьба с унией стала одной из важнейших причин народно-освободительной войны от польского ига под руководством Богдана Хмельницкого. Требования восставших сводились именно к ликвидации унии и неприкосновенности Православия: «Чтобы греческая вера оставалась неприкосновенной, как раньше, без унии и униатов, и чтобы нигде никакой унии не было»; «Неволя, горше турецкой, которую терпит наш русский народ, придерживающийся древней греческой веры, от унии, чтобы была уничтожена»[16].

Достойно было бы и нам, современным православным, подражать вере святых наших предков и до смерти стоять за церкви православные. Ибо, как учит святитель Григорий Богослов: «Похвальная брань лучше мира, разлучающего с Богом»[17]. И если святые обещали христианским воинам прощение
грехов и Царство Небесное за то, что они проливали свою кровь за церкви святые в походах против неверных, то тем более сподобятся славы Божией защитники храмов и веры от еретиков-униатов и язычников-нацистов у себя в Отчизне:

«Если случится кому из православных христиан на той брани до крови пострадать за святые церкви и за святую веру христианскую и за множество людей православных и потом живым быть, и те поистине пролитием своей крови очистят прежние свои грехи, ими же по святом крещении согрешали и осквернены были... А иже случится кому ныне от православных христиан на том ополчении не токмо кровь свою пролити, но и до смерти пострадати за святые церкви и за православную веру христианскую и за множество людей православных... то и второе мученическое крещение воспримет и пролитием своей крови очистит и омыет от души скверну своих согрешений и восприимет от Господа Бога нетленная и небесная и вхождение в вышнего града Иерусалима наследие... а за мечное усечение и копейное прободение (восприимет) с мученики и ангелы радость неизриченную... ихже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыде...»[18]

В заключение хотелось бы обратиться к верным чадам Православной Церкви Московского Патриархата на Украине словами из воззвания Поместного Собора РПЦ по поводу декрета Совета Народных Комиссаров о свободе совести от 27 января 1918 года:

«Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все — и мужчины и женщины, и старые и малые, — составляйте союзы для защиты заветных святынь. Эти святыни — ваше достояние. Ваши благочестивые предки и вы создали и украсили храмы Божии и посвятили это имущество Богу. Священнослужители — при них только духовная стража, которой святыня эта вверена на хранение. Но пришло время, когда и вы, православные, должны обратиться в неусыпных ее стражей и защитников, ибо “правители народные” хотят отнять у православного народа это Божие достояние, даже не спрашивая вас, как вы к этому относитесь. Оберегайте же и защищайте веками созданное лучшее украшение земли Русской — храмы Божии, не попустите перейти им в дерзкие и нечистые руки неверующих, не попустите совершиться этому страшному кощунству и святотатству. Если бы это совершилось, то ведь Русь святая, православная, обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную, в которой смерть лучше жизни. Громко заявляйте всем забывшим Бога и совесть и на деле показывайте, что вы вняли голосу отца и вождя своего духовного — святейшего патриарха Тихона. В особом послании он зовет вас последовать за собою, идти на подвиг страдания в защиту святынь, повинуясь гласу апостола: “Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1, 29). Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание»[19].



[1] Воспроизводится по публикации: Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М.: Изд-во Библейско-Бого­словского института св. апостола Андрея, 1996. С. 30–35.

[2] Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви (1917–1997) http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-1917-1997//2

[3] Там же.

[4] Правила святого поместного Собора Лаодикийского. Правило 6.

[5] Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 13 (http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/prosvetitel/13#note103_return).

[6] Святитель Иоанн Златоуст. Против иудеев (последователей новозаветного иудаизма): Слово 4.

[7] Блаженный Аврелий Августин. О граде Божьем. Кн. 1. гл. 21.

[8] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу: Беседа 1. Ч. 12 (http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm).

[9] Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых за 20 февраля по ст. ст.

[10] Святитель Димитрий Ростовский. Житие иже во святых отца нашего Порфирия Газского (день памяти 26 февраля по ст. ст.).

[11] «Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского» по житиям Димитрия Ростовского (9 июня по ст. ст. (22 июня по н.с.))

[12] Святитель Макарий. Великие Минеи за 15 декабря.

[13] Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых за 29 мая по ст. ст.

[14] Эварницкий Д.И. История запорожских казаков. В 3 т. СПб.: Типография И.Н. Ско­роходова, 1892. Т. 1. С. 307, 313.

[15] Похороны запорожца в 1772 году // Киевская старина. 1898. № 2. С. 46.

[16] Віталій Щербак. Українське козацтво: Формування соціального стану. Друга половина XV — середина XVII ст. Київ: Видавничий дім «КМ Academia», 2000. 300 с. (http://litopys.org.ua/coss1/shch06.htm).

[17] Святитель Григорий Богослов. Слова. Слово 3.

[18] Святитель Макарий Московский. Речи, обращенные к войску перед началом похода, перед штурмом Казани и по случаю торжественной встречи царя после одержанной победы // Полное собрание русских летописей: В 24 т. СПб.: Археографическая комиссия, 1841–1921. Т. 13, ч. 1. С. 192–197.

[19] Воззваніе Священнаго Собора Православной Русской Церкви // Богословскiй Вестник. 1918. Т. 1. Январь–февраль. С. 76–78.

 





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0