Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Вакцинация как вероучительный вопрос

Конфронтация, возникшая между сторонниками и противниками вакцинации в православной среде, не так безобидна, как может показаться на первый взгляд, и имеет глубокую и опасную подоплеку. Очевидно, что она дает богатую почву для опаснейшего греха осуждения и разгорания страстей на почве отстаивания своей точки зрения, которую каждая из сторон, основательно или безосновательно, считает совершенно правильной.

Я не хотел бы, чтобы меня приняли за человека, якобы «стоящего над схваткой» и с философской отрешенностью считающего, что каждая из сторон по-своему права. Я определенно считаю, что среди аргументов, приводимых противниками вакцинации, до сих пор не было ни одного, на который не был бы дан разумный и обоснованный ответ в пользу вакцинации. Более того, некоторые из «аргументов» противников вакцины очевидно нелепы, но тем более опасны, поскольку принявшие их выводят себя вне поля рационального обсуждения проблемы. Все доказательства того, что через тонкую иглу шприца невозможно ввести в тело человека чип, что фантастических «жидких чипов» просто не существует в природе, что «чипизацию» населения можно производить гораздо менее фантастическими и удобными способами, не воспринимаются теми, кто эти нелепые доводы принял и тем самым лишил себя возможности рационально обсуждать проблему. Подобный эффект наблюдается достаточно давно в сектах и сектоподобных обществах, следующих самым нелепым и фантастическим идеям. Вспомним хотя бы пресловутого «бога Кузю», одно имя которого у нормального человека вызывает усмешку, но у его последователей стало предметом ложного благоговения.

В истории религии много примеров фанатически настроенных сообществ, которые следовали самым нелепым выдумкам своих лидеров, требовавших себе поклонения и почитания, которых достоин один Бог. Особенно печально выглядят те из них, что возникли на почве искажения евангельского учения, которое дает человеку свет разума, воссиявший с пришествием в наш мир Сына Божия Иисуса Христа. Однако сектантское извращенное сознание даже святые слова Евангелия извращает на погибель себе и многим. Одни названия сект — «прыгуны», «дырники», «рябиновцы», «трясуны», «немоляки», «скакуны» и тому подобные — вполне отражают нелепый характер их учений. Но, к сожалению, нелепость учения не является гарантией ни безобидности, ни безопасности этого учения. Чем большую нелепость усвоит как истину человек, тем с большим рвением он старается ее отстаивать, ей следовать, навязывать ее другим людям. Почему это происходит? Потому что нелепое учение вызывает вполне справедливые непроизвольные насмешки тех, кто не поддался его дурману. Но поскольку одурманенные им воспринимают свои взгляды как священные, то такие насмешки вызывают резкую, болезненную реакцию. Кроме того, чтобы отказаться от такого лжесвященного учения, его последователю надо признать, что он был обманут. И крепко обманут. Обманут настолько, что стал предметом справедливых насмешек окружающих. Признать это для исправления положения нужно, но этот единственный спасительный путь становится крайне болезненным для гордого человека. Нужно обладать поистине детской простотой и незлобием, чтобы сказать, что король голый, а мы, называвшие его несуществующее новое платье роскошным, попросту оказались обманутыми. Этот простой путь очень труден для гордого ума.

Нельзя сказать, что стоящие по другую сторону спора лишены той гордости, которая мешает заблудшим осознать свою ошибку. Гордостью и прочими духовными недугами больны мы все, даже если нам, по Божьей милости, а не по нашим заслугам, посчастливилось стать на правильную точку зрения. Гордость тех, кто придерживается правильных взглядов, заставляет их осуждать заблудших, язвить их, называть обидными прозвищами, испытывать к ним неприязнь, а себя ощущать непогрешимыми исполнителями «воли Божией». Труднее всего в этом положении исполнить завет апостола: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6, 1). Но кто из нас назовет себя духовным? Скорее мы — душевные, следующие страстным движениям своих душ, стремящиеся осудить ближнего, увидевши его неправду, а то и придумав ее. Осуждающие не грех, а грешника.

Можно ли применить к вопросу отношения к прививке от болезни, уничтожающей в России уже второй месяц по восемьсот (!) человек в день, слова апостола Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 3), перефразировав их: «Привитый непривитого да не укоряет»? Наверное, можно, но в той же степени, что и в случаях: «Тушащий пожар поджигателя да не укоряет», «Защищающий на фронте Родину дезертира да не осуждает», «Спасающий отданных на смерть убийце да не мешает» и т.п.

Конечно, осуждать никого не надо, мы не судьи друг другу, об этом также говорит апостол: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10).

Но значит ли это, что все дозволено каждому, что можно и не поститься, и нарушать заповеди? Конечно, нет, ведь ранее тот же апостол Павел осуждает греховное поведение: «будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 13–14).

Также говорит апостол: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 12–13). Но в равной ли степени противники и сторонники прививки «не подают брату случая к преткновению и соблазну»? Думаю, что тут позиции не равны. Так же как у тушащего пожар и поджигателя, защитника Родины и дезертира, спасающего от смерти и убийцы.

Нынешняя эпидемия — угроза каждому из нас и всему нашему народу в целом. Угроза новая, быстро распространяющаяся и наносящая огромный ущерб. С этой угрозой надо бороться. В силу ее новизны средства борьбы приходится искать и применять срочно, в экстренном порядке, но к этому вынуждает обстановка. Разумно ли на пожаре требовать, чтобы к тушению огня допускались только те ведра, шланги, пожарные краны и т.д., которые во время пожара будут проходить комиссионную проверку на пригодность к тушению огня? Комичность комиссии, заседающей во время пожара и неторопливо рассуждающей о «должном качестве мер по борьбе с огнем», просто очевидна. Почему же некоторые требуют, чтобы вакцины и другие средства борьбы с пандемией ковида «испытывались в течение десяти–пятнадцати лет»? Такие требования равносильны требованиям «лечить больного только после полного его выздоровления», поскольку «ослабленный болезнью организм может не выдержать применения лекарственных средств». Как показывает практика, при всех возможных издержках польза от вакцинации превосходит вред от ковида. Но если послушать противников вакцинации, то все в мире вредно, один только ковид «полезен».

Случаи побочных эффектов от вакцинации, хотя каждый из них раздувается противниками, единичны. Тогда как, по официальным заявлениям, больницы заполнены в основном непривитыми людьми, на которые и приходится наибольшее число тяжелых случаев болезни. Следовательно, и среди умерших от ковида подавляющее количество приходится именно на непривитых.

Однако особое раздражение сомневающихся вызывает фраза «официальные заявления». Если официальные, то, по мнению антипрививочников, заведомо ложные. Вспомним, что сопротивление любым мерам борьбы с распространением ковида возникло с первых дней пандемии. Сначала кто-то заявлял, что ковида вовсе не существует, и в доказательство своего утверждения зачем-то облизывал унитазы, снимая это все на видео и выкладывая в соцсети. Потом появились «шутники», которые в людных местах изображали из себя санитаров в защитных костюмах и ловили мнимых больных ковидом. Потом начали сбегать из изоляторов те, кто должен был выдержать карантинный срок после прибытия из-за границы. Кто-то, невзирая на все запреты, не стеснялся съездить в заграничный отпуск и привезти оттуда заразу. Потом поднялись вопли о нарушении конституционных прав граждан из-за карантинных ограничений. Потом рассказы о «бесполезности» масок и самоизоляции. Теперь добрались и до войны с вакцинацией. Возмущаются тем, что вакцинация насильственная. Но ведь никто никому не мешает привиться добровольно! Это напоминает жалобу одной девочки, которая лила слезы оттого, что в летнем лагере ее «каждый день заставляли есть мороженое». Таким детям обычно говорят, что надо бы им пожить, как жили их бабушки и дедушки после Великой Отечественной войны, когда кусок черного хлебушка, смазанный постным маслом, считался пирожным. И возмущаются бесплатными прививками часто те, кто огульно ругает нашу не лишенную недостатков, но работающую систему здравоохранения.

Во всех этих разнообразных действиях один корень — непослушание властям предержащим, недоверие власти, огульное осуждение властей. Конечно, многие представители власти своим поведением кого-то возмущают. Но что стали бы делать на их месте те, кто вопит о том, что все «не так»? А знают ли они, как «так»? Что они предлагают? Пока из всего спектра этих предложений встречаются одно другого нелепей.

Все сказанное касается всего пестрого множества тех, кто выступает против вакцинации. Но нам, православным людям, особенно нужно обратить внимание на то, что касается исключительно вопросов нашей православной веры. От многих православных противников прививок можно услышать фразу: «Православным прививаться нельзя». Прививку от ковида, в отличие от других видов медицинской помощи, почему-то приравнивают чуть ли не к идоложертвенному! Антипрививочное убеждение у некоторых было и до появления вируса ковида, но с новой заразой оно приобрело и новых сторонников, и особенную остроту. Трудно сказать, откуда взялась эта вера в несовместимость прививок с Православием. Но несомненно, что оно стало частью странного вероучения, которого придерживаются антипрививочники. Вероучения, которого никогда не знала Православная Церковь! Но такого рода новшества, выдаваемые за православное вероучение, всегда признавались ересью! Все Вселенские Соборы осуждали ересиархов за то, что они «вносили в вероучение новшества, которых Церковь никогда не знала»!

Вот духовная опасность нелепого убеждения, что «православным делать прививки нельзя»! Опасность страшная, которая способна породить и церковный раскол, и новые еретические учения. Опасность, которая способна отторгать от Церкви, от спасения многие души!

Уже появились и явные попытки «богословского обоснования» недопустимости прививки, потому что она якобы способна исказить образ Божий в человеке через изменение генетического кода. Утверждение нелепое и с научной точки зрения, и с точки зрения православного богословия.

В заключение хотелось бы сказать тем, кто сетует, что нынешние прививки от ковида недостаточно испытаны. Если вы не боитесь умереть от этой болезни, если вы не боитесь, что, заразившись от вас, умрут многие люди, то почему вы боитесь пострадать от никому не ведомых последствий вакцинации? Ведь, сделав прививку, вы станете испытателями, которые позволят доказать вред, бесполезность или все-таки пользу этого средства борьбы с болезнью. Многие врачи, жертвуя собой, сознательно заражали себя болезнями, чтобы исследовать их течение на себе и через это помочь многим людям. Разработчики российских вакцин, по давней традиции русских врачей, первыми испытывают на себе и на своих близких новые препараты, показывая всем, что считают их безвредными. Почему же вы, сетующие на «недостаточную испытанность» вакцин и гордящиеся своим «православием», не хотите по-христиански пожертвовать собой «за други своя»? Ведь вы же не боитесь умереть от ковида, считая эту смерть чуть ли не исповедничеством. А может быть, вы просто боитесь, что ваш опыт опровергнет ваши же ошибочные убеждения? Может, вы просто боитесь, что вам придется признаться, что вы на все лады хвалили свои выдуманную веру и мнимое «исповедничество» как «невидимое новое платье короля»? Но ведь лучше признать свою ошибку или, если вы правы, своим страданием доказать свою правоту и спасти многих от опасности, в которой вы уверены, чем оставаться в числе хвалящих это платье, которое «только дураки не видят».

Миллионы людей, которые, не мудрствуя лукаво, сделали себе прививки, внесли свой вклад в борьбу с пандемией или хотя бы в статистику испытаний новых препаратов. А что сделали те, кто ругает все предпринимаемые меры борьбы с заразой и при этом считает привитых то ли «чипированными», то ли «принявшими печать антихриста»?

Не лучше ли отвергнуть или хотя бы подвергнуть сомнению собственные взгляды, которые никогда не были вероучением Церкви, и признать, что «король голый» и нет на нем никакого «восхитительного нового платья»? А то, что придется признать свою неправду, — в этом нет ничего страшного, это и есть спасительное покаяние. Признавший собственную глупость становится умнее всякого, кто упорствует в своем заблуждении. Разве пожалел Давид, когда с болью в душе, осознав свои преступления, произнес: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония моя» (Пс. 50)? А вот фараон, до конца противящийся воле Божией, был поглощен пучиной моря (Исх. 14, 22).

Чего хотим? С кем хотим быть? С теми, кто продолжает хвалить несуществующее «новое платье короля», или с тем малышом, который, к возмущению всех, сказал очевидную правду?

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 2–3).





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0