Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Человек-эпоха

Николай Алексеевич Головкин — поэт, прозаик, публицист — родился в 1954 году в Ашхабаде (Туркмения), в семье потомственных моск­вичей. Окончил Туркменский государственный университет имени А.М. Горького, Институт повышения квалификации работников куль­туры и ГИТИС.
Печатается с 1968 года. Автор книг «Поэтическое излучение» (1994), «Свет в конце тоннеля: Лирический дневник “репатрианта” о Времени и о Судьбе» (1999) и др.
Лауреат Международного Рубцовского конкурса «Звезда полей» (2010). В 2012 году руководил Первым Международным фестивалем поэзии (Владимирская область).
Член Союза писателей России, член Союза театральных деятелей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия».
Живет в Москве.

140 лет со дня рождения отца Павла Флоренского

Он оказал глубокое влияние на целое поколение русских мыслителей XX века. Недаром современники называли его «русский Леонардо».

Выдающийся философ, ученый-естествоиспытатель и инженер-изобретатель, филолог и математик, энциклопедист и теоретик искусства, художник и поэт — все это грани таланта отца Павла Флоренского (1882–1937).

Однако при всей своей разносторонности он оставался всегда богословом и священником, то есть пастырем душ человеческих, водителем их по пути истины, добра и красоты.

Флоренский с терпением истинного христианина пронес через всю свою недолгую жизнь крест гениальности, ясно сознавая и физически ощущая его тяжесть.

Павел Александрович Флоренский родился 21 января 1882 года в небольшом местечке Евлах в Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Его отец Александр Иванович Флоренский был русским. Он работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать Ольга (Саломия) Павловна Сапарова (Сапарашвили-Сапарьян) родом из города Сигнахи (Грузия), из древнего рода карабахских армян.

Среди увлечений Павла была и поэзия. Подготовленный в 1905 году в Тифлисе поэтический сборник «Ступени» не был издан (он сохранился в архиве семьи Флоренских). Сборник «В вечной лазури» (1907), отмеченный влияниями младших символистов, остался единственным.

Окончив в 1899 году с золотой медалью Вторую гимназию в Тифлисе, юноша стал студентом физико-математического факультета Московского университета.

В студенческие годы он знакомится с Андреем Белым, а через него с Константином Бальмонтом, Александром Блоком, Валерием Брюсовым...

В этот же период Павел Флоренский с интересом отнесся к учению Владимира Соловьева, изучал работы, написанные архимандритом Серапионом (Машкиным). Тогда же он впервые начал публиковаться в журналах «Весы» и «Новый путь».

* * *

Без малого 30 лет Павел Флоренский прожил в Сергиевом Посаде. Здесь сложились его дружеские отношения и сотрудничество с выдающимися современниками — художниками В.А. Фаворским, М.В. Нестеровым, учеными Ю.А. Олсуфьевым, И.Ф. Огневым, пианисткой М.В. Юдиной.

По благословению епископа Антония (Флоренсова) в 1904 году Павел Флоренский поступил в Московскую духовную академию. По окончании учебы он остался в академии преподавать историю философии.

В академии у него возник замысел сочинения «Столп и утверждение Истины», которое он защищает в качестве магистерской диссертации и которое было опубликовано издательством «Путь» в 1914 году. Это главный труд его жизни. Павел Флоренский был удостоен за него Макариевской премии.

В 1911 году Флоренский был рукоположен сначала в диаконы, а затем в священники. В том же году великая княгиня Елизавета Феодоровна пригласила его стать настоятелем больничной церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины Мариинского убежища (приюта) сестер милосердия Российского общества Красного Креста, здание которого построили недалеко от Вифанской улицы, возле линии железной дороги. Здесь он служил до мая 1921 года.

* * *

В 1910 году Павел Флоренский женился на Анне Михайловне Гиацинтовой. В браке у них родилось пятеро детей (трое сыновей и две дочери): Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария.

В 1915 году Флоренские поселились в Сергиевом Посаде, в доме на Дворянской улице (ныне улица Пионерская, д. 19).

В гости к Флоренским приезжали Максимилиан Волошин, Борис Шергин. Часто навещал их философ Сергей Булгаков. Вспоминая об их встречах с о. Павлом, он писал: «Отец Павел был для меня не только явлением гениальности, но и произведением искусства — так был гармоничен и прекрасен его образ. Нужно слово, или кисть, или резец великого мастера, чтобы о нем миру поведать. При этом он сам не только родился таким, но был и собственным произведением духовного художества, для чего ему была присуща вся тонкость духовного и художественного вкуса. Черты его внешнего лика запечатлены на известном нестеровском портрете: благодатная тихость и просветленность, образ как бы некоего небожителя, который, однако, был сыном и земли, ее тягости изведал и преодолел».

В мае 1917 года Михаил Нестеров создал в саду дома Флоренских на Дворянской улице полотно «Философы» — двойной портрет Флоренского и Булгакова.

* * *

В годы советской власти о. Павел Флоренский, не оставляя священнического сана, стал служить Родине своими универсальными научными знаниями.

Он был членом Центрального электротехнического совета Главэлектро ВСНХ, стоял у истоков плана ГОЭЛРО, возглавил отдел материаловедения и вел научную работу во Всесоюзном электротехническом институте. Вошел в Комиссию по стандартизации научно-технических обозначений при Совете труда и обороны СССР, возглавил ряд крупных научных инициатив и разработок на самом переднем фронте науки и техники. Его технические разработки дали большую экономию и независимость от внешнего рынка.

Отец Павел не только остался верен всем взятым на себя духовным обетам, но и мужественно встал на защиту святынь Церкви и духовного достояния России.

В 1918 году он вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины лавры, тем самым сохранив культурное достояние Троице-Сергиевой лавры до наших дней.

«Чтобы понять Россию, — писал о. Павел, — надо понять лавру, а чтобы вникнуть в лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни “чюдного старца, святого Сергия”, как свидетельствуют о нем его современники».

В связи с деятельностью комиссии о. Павлом Флоренским были разработаны принципы музейного дела, составлены и опубликованы описи произведений искусства из монастырского собрания, созданы такие работы, как «Иконостас», «Моленные иконы преподобного Сергия», «Храмовое искусство как синтез».

Старший внук священника Павла Флоренского, академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Павел Васильевич Флоренский рассказал мне о семейном предании Флоренских об истории сохранения святых мощей преподобного Сергия Радонежского, что стало одним из главных духовных деяний о. Павла Флоренского.

По словам Павла Васильевича, поздно вечером (предположительно 26–30 марта 1920 года) отец Павел Флоренский через Успенские ворота прошел в лавру и направился в келью наместника. Только Господь знает, о чем говорили они с архимандритом Кронидом. Свидетелями «тайной вечери», на которую сошлись затем у отца наместника члены Комиссии по охране памятников искусства и старины лавры П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, а также, вероятно, граф В.А. Комаровский и ставшие впоследствии священниками С.П. Мансуров и М.В. Шик, были лишь стены древней обители.

Участники совещания тайно вошли в Троицкий собор и сотворили молитву у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Затем вскрыли раку и изъяли честную главу преподобного, а на ее место положили череп князя Трубецкого.

Основное погребение князей Трубецких в Троице-Сергиевой лавре находится под Троицким собором, с западной стороны, в третьей палате. Останки какого из князей послужили преподобному Сергию, неизвестно, но изъять череп из каменной гробницы под Троицким собором было действительно удобно и вполне возможно.

А главу преподобного схоронили временно в ризнице. Затем отец Павел и те, кто был с ним, покинули лавру, дав обет молчания, не нарушимый ими во всех тяготах их земного бытия.

Вскоре граф Олсуфьев тайно переместил главу преподобного в дубовый ковчег и перенес из ризницы лавры к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова, ставшего после Великой Отечественной архиепископом Новгородским и Старорусским. Голубцову удалось тайно переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря, близ Люберец, под Москвой.

24 января 1938 года был арестован Ю.А. Олсуфьев. После начала войны хранить главу преподобного в Люберцах было слишком рискованно, так как С.В. Олсуфьеву могли арестовать каждый день (что и случилось 1 ноября 1941 года), а П.А. Голубцова каждый день могли призвать в армию.

Е.П. Васильчикова, приемная дочь графа Олсуфьева, тогда бы осталась единственной, кто знал, где находится глава преподобного Сергия, а это было слишком рискованно, тем более при наступлении немцев.

Вероятно, в промежутке от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941 года) Голубцов и перенес главу из Люберец к старцу схиархимандриту Илариону (Удодову; 1863–1951), который с 1936 года служил в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове под Москвой (по Савеловской железной дороге, близ станции Долгопрудная).

После демобилизации П.А. Голубцов перенес дубовый ковчег с главой в дом Е.П. Васильчиковой, которая и стала последней хранительницей святыни.

На Пасху, 21 апреля 1946 года, Троице-Сергиева лавра была вновь открыта. Мощи преподобного были возвращены Церкви.

Е.П. Васильчикова тайно передала главу преподобного Сергия патриарху Алексию I. По его благословению, опять же тайно, она заняла свое прежнее место в раке.

* * *

В 1933 году, как и сотни священнослужителей, о. Павел был осужден на десять лет лагерей. Первый год заключения он провел на Дальнем Востоке, в восточносибирском лагере «Свободный», где работал в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа.

Затем, в 1934 году, был направлен в поселок Сковородино и занимался исследованиями вечной мерзлоты на опытной мерзлотной научно-исследовательской станции. Провел ряд важнейших исследований.

В сентябре 1934 года о. Павла Флоренского перевели в Соловецкий лагерь особого назначения, реорганизованный впоследствии в тюрьму (СЛОН). Отец Павел и в заключении оставался исповедником и подвижником православной веры.

В Загорск (такое название получил Сергиев Посад) шли и шли его письма — около 150: жене, маме, детям. Письма о. Павла Флоренского из лагерей занимают особое место в его наследии. Они исполнены удивительной силы духа, ощущения глубины и гармонии бытия. Адресованные самым близким людям, они обращены к «сокровенному» человеку.

Несмотря на тяжелые условия, он продолжал научные исследования. Отца Павла Флоренского интересовал в том числе и йод. В Соловецком лагерном заводе «Йодпром» (1935–1937) Патентное бюро зарегистрировало 12 его изобретений. Сохранилось 50 заявок на изобретения, поданных о. Павлом Флоренским.

Йод — одно из самых загадочных веществ на земле, 53-й элемент таблицы Менделеева, жизненно необходимый человеку для нормальной умственной и физической деятельности. Для повышения уровня этого вещества в организме широко применяется препарат «Йод-актив». Но мало кто знает, что так называемый «умный йод» придумал наш соотечественник, священник Павел Флоренский. На московском заводе «Диод» в наши дни реализуют его идею.

* * *

85 лет назад, 8 декабря 1937 года, под Ленинградом был расстрелян второй соловецкий этап — 509 заключенных СЛОНа, люди разных сословий и вероисповеданий: священнослужители, писатели, актеры, ученые, педагоги, государственные служащие, военные и крестьяне... Среди них — отец Павел Флоренский.

Реабилитирован о. Павел Флоренский в 1958 году по приговору 1933 года и в 1959 году по приговору 1937 года — за отсутствием «доказательств виновности в антисоветской деятельности».

* * *

Первый в России памятник о. Павлу Флоренскому установлен в центре Сергиева Посада, на пересечении улиц Вифанской (д. 2) и Пионерской (д. 16), на территории историко-мемориального комплекса федерального значения «Всем пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий».

18 июля 2019 года мемориальный комплекс освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Помимо памятника о. Павлу Флоренскому, в мемориальном комплексе открыты бюсты новомучеников и его духовных сподвижников, с которыми он разделил часть своего жизненного и крестного пути: преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны и преподобномученика Кронида, последнего наместника Троице-Сергиевой лавры до ее закрытия в 1921 году, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне.

Мемориальный комплекс создавался по инициативе Фонда науки и православной культуры Павла Флоренского. Автор — соучредитель фонда художник-монументалист Мария Тихонова.

К этому знаменательному событию было приурочено и открытие музейного центра о. Павла Флоренского, в котором представлена экспозиция, посвященная подвижникам и новомученикам и их деятельности в Сергиевом Посаде.

* * *

Вспоминая о. Павла Флоренского, бывший заключенный Соловецкого лагеря академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999) писал:

«В чем же принципиальная целостность мировоззрения по П.А. Флоренскому, что из оставленного им наследия надлежит усвоить нашей эпохе?

П.А. Флоренский, сложившийся как мыслитель в среде слияния культур — русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной, — один из первых возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути. И то, что наше время настойчиво обратилось к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, свидетельствует, что П.А. Флоренский был прав в своих прозрениях.

Его сравнивают с Леонардо да Винчи, Б.Паскалем. Это говорит о том, что Флоренский — явление не только русской, но и мировой культуры.

Однако у П.А. Флоренского есть черта, которая делает его преимущественно русским мыслителем. Как у всякого русского мыслителя, слово П.А. Флоренского всегда искало опоры в утверждении себя через явления жизни, в воплощении, в деле.

Это, несомненно, обострило и сделало неизбежным трагический конец жизни П.А. Флоренского».

Многочисленные изобретения, открытия и провидения о. Павла Флоренского в области точных наук послужили укреплению обороноспособности нашей страны и поставили его имя в ряд крупнейших ученых мира.

Ныне труды богослова, философа, ученого-энциклопедиста о. Павла Флоренского переведены на большинство европейских языков, а многочисленные публикации и исследования его наследия учеными всего мира свидетельствуют о том, что жизнь и труды о. Павла имеют общекультурное значение.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0