Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Христианский патриотизм в учении Церкви

Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме

Святой праведный Феодор Ушаков

Слова, сказанные в 1812 году, во время наполеоновского нашествия: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. Мне немного остается жить — не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!» (Цит. по: Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков: Последние годы // Журн. для родителей «Виноград». 2006. № 2 (14). https://vinograd.su)

На иконах святой изображен со свитком в руках, на котором написаны эти слова, точнее, первая фраза из них. «Ересь патриотизма» (термин антипатриотов и уранополитов всех мастей) проникла и в иконографию.

Святитель Филарет Московский

«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша» (Воскресная проповедь, 21-я неделя по Пятидесятнице).

«Преподобне Отче Сергие! От юности возлюбив Отечество небесное, ты, однако, и земного Отечества не пренебрег, но возлюбил оное крепкою духовною любовью».

«Когда гласа законов уже почти не слышно было среди шума бранного, тогда закон внутренний говорил сердцу россиянина столь же сильно и повелительно: “Не смущайся сомнением и неизвестностью; в клятве, которую ты дал в верности Царю и Отечеству, ты найдешь ключ к мудрости, разрешающей все недоумения. Находясь целую жизнь под защитой законов и правительства, воспользуйся случаем быть хоть единожды защитой законов и правительства. Не страшись опасностей, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи своей кровью для потомков те блага, которые кровью приобрели для тебя предки. Если ты уклонишься от смерти за честь Веры и за свободу Отечества, то ты умрешь преступником или рабом. А если умрешь за Веру и Отечество — то ты приимешь жизнь и венец на небе”» (Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне [об Отечественной войне 1812 года]).

«Добрая была мысль посвятить храм Богу на месте, где столь многие тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву, в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству, достойны мученического венца и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась мученикам, посвящением Богу храмов над их гробами. Если же некоторые из сих душ, оставляя тело, понесли на себе некоторые тяготы грехов, некоторые нечистоты страстей и, к своему облегчению и очищению, требуют силы церковных молитв и бескровной жертвы, за них приносимой, то за свой подвиг паче других усопших достойны они получить сию помощь» (Слово по освящении храма Святого праведного Филарета в Спасобородинском монастыре, при обновлении сей новоучрежденной обители).

«Посвятить себя подвигам за Царя и Отечество на жизнь и на смерть — какое прекрасное, возвышенное призвание!

Если приятен подвиг по воле отца, и тем более приятен, чем более дает упражнения сыновней преданности в преодолении трудностей, то как должен быть радостен подвиг по воле Отца миллионов народа! И не тем ли более радостен, чем более соединен с самопожертвованием?

Если приятно бодрствовать и трудиться для блага и спокойствия семейства, то как должно быть вожделенно стоять на страже и в подвиге для спокойствия и безопасности Отечества!

Земная жизнь дается человекам на время, и у многих время берет ее обратно даром. Какое же преимущество — обратить жизнь свою в талант для приобретения Царю и Царству спокойствия, победы, славы, — сделать жизнь свою священною жертвою верности и любви к Царю и Отечеству, приближиться чрез самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду самого небесного судии: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13)» (Речь в высочайшем присутствии при молебном пении в Георгиевской зале Императорского Кремлевского дворца).

«558. Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою (Ин. 15, 13)» (Катехизис. Ч. 3: О пятой заповеди).

Святитель Иннокентий Херсонский

«Теперь, благодаря Севастополю, весь свет снова изучил забытый было им урок 1812 года и знает твердо, как дорого приобретается неприятелем каждый шаг на земле Русской и чего стоит одно, так сказать, приражение к сему, как он любит называть нас, северному колоссу. Если так долго и мужественно защищаемо было нами отдаленное от сердца империи и не приготовленное к обороне место, то можно судить, что встретило бы врага, если бы он как-нибудь проторгся в самую середину и приразился ко внутренности Царства Русского...

Как ни важно все это, но мы можем указать еще на большее, что приобрели мы от патриотического упорства нашего при защите Севастополя. Где пала и исчезла едва не вся рать этой гордой и надменной Британии и обнаружилась перед всем светом не только слабость ее в силах военных, но и крайняя немощь в образе внутреннего управления...

Хвала и честь вам, христолюбивые витязи! Вы сделали все, чего требовал от вас долг любви к Отечеству, сделали более, нежели сколько можно было ожидать от обыкновенных сил человеческих, явили чудеса неустрашимости и самоотвержения. За все сие примите полную и совершенную благодарность от имени земли Русской и от лица Святой Церкви Православной! Та и другая величаются вашим подвигом, благословляют ваше мужество и молятся о вас, живых и умерших! Хвала и честь вам, защитники Севастополя!» (20. Слово по случаю уныния и смущения народных мыслей об оставлении нами южной части Севастополя).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Из речи при отпевании капитана I ранга К.Г. Попандопуло 4 марта 1858 года:

«Господь наш Иисус Христос сказал: “Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15, 13). Такую весомую любовь явил жизнию своею, доказал смертию своею почивший раб Божий, воин Константин: он положил душу свою за Веру, Царя и Отечество. Ныне он безмолвствует во гробе, но самое молчание его есть громкая, живая, убедительнейшая проповедь о вечной любви.

Братия! Почившему витязю, принесшему себя в жертву любви, принесем посильный, прощальный дар любви: пролием теплейшие молитвы к Господу, да приимет и вселит душу раба Своего в горние обители вечного покоя, откуда навсегда удалены всякая печаль, всякое воздыхание, где жительствует свет невечерний и блаженство бесконечное. Аминь» (Аскетические опыты. Т. 2).

Из писем cвятителя Игнатия Брянчанинова Н.Н. Муравьеву-Карскому. Письмо 2: «При предстоящем великом подвиге для российского войска, подвиге, в котором Вы должны принять столько значащее участие, призываю на Вас обильное благословение Божие. Во время мира Вы отложили меч, взялись за плуг; когда ж начала скопляться военная гроза — Вы оставили плуг, снова взялись за меч, взялись за него с христианским смиренномудрием, взялись, движимые и руководимые истинною преданностию и любовию к царю и Отечеству. В благословенной России, по духу благочестивого народа, царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых».

Письмо 4: «Уже не страшусь обеспокоить Вас моими строками, видя особенно снисходительное внимание Ваше к моему брату и мне. Я получил от него письмо, в котором выражает решительное намерение свое переместиться в Ставрополь, полагая, что на этом пункте он может быть сколько-нибудь полезен для Вас, по крайней мере, своею преданностию, верностью и правилами честности, этим, увы, анахронизмом в наш век. В письмо ко мне брат вложил незапечатанное письмо к министру внутренних дел, с тем чтоб я, прочитав его, запечатал нашею фамильною печатию и препроводил по назначению, что мною немедленно и исполнено. В этом письме Петр благодарит министра за внимание к нему и просит о переводе его в Ставрополь, представляя в причину природнившуюся ему преданность к Вам. Я ожидал этого от Петра и радуюсь за него, потому что такой образ действия нравственно возвышает человека, упрочивает и изощряет его душевные силы; пред этими моральными сокровищами житейские выгоды — вздор! В Костроме ему было приятно жить, потому что в Вологде и по южному рубежу этой губернии живут наш отец и родственники, неслужащие или служащие на месте; собственно, служба представляла мало пищи уму и особливо сердцу: в настоящее время упомянутые выгоды ничтожны в глазах всякого патриота.

Благословляю Бога, даровавшего мне быть зрителем действий Ваших, которые возбуждают во мне чувство уважения, и откликающихся на них действий моего брата, которые меня утешают. Молю Бога, чтобы благословил труды Ваши по внутреннему управлению краем и благословил подвиг Ваш на поле ратном для истинного блага Отечества...»

Далее специально приводим большой текст, чтобы показать, что и столь нелюбезное противникам патриотизма (уранополитам) слово «патриот» здесь употреблено в положительнейшем смысле...

Письмо адмиралу Нахимову 1 февраля 1854 года: «Милостивый государь Павел Стефанович! Подвиг Ваш, которым Вы и сподвижники Ваши с высоким самоотвержением подвизаетесь за Россию, обратил к Вам сердца русских. Взоры всех устремлены на Вас, все исполнены надежды, что сама судьба избрала Вас для совершения дел, великих для Отечества, спасительных для православного Востока. Не сочтите странным, что пишет Вам русский, не имеющий чести лично быть знакомым с Вами. Примите дружелюбно мои строки, примите присланную при них на благословение Вам от обители преподобного Сергия икону святителя Митрофана Воронежского, новоявленного чудотворца. Пред этой иконой братство здешней обители отслужило молебен угоднику Божию и с нею присылает Вам свои усердные молитвы о том, чтобы святитель Митрофан содействовал Вам к поруганию врагов. Вы спросите: “Почему от обители преподобного Сергия — икона святителя Митрофана?” Когда впервые сооружался Черноморский флот, в Воронеже по повелению Петра Великого — сюда смею относить основание этого флота, святитель Митрофан содействовал гениальному царю казною своею в сооружении судов. “Всякий сын Отечества, — сказал святитель, — должен посвящать остатки издержек своих нужде государственной. Прими же, государь, и от моих издержек сии оставшиеся деньги и употреби против неверных”. При этом епископ Воронежа поднес царю шесть тысяч рублей серебряными копейками. Теперь святой Митрофан сделался богаче и могущественнее, как свыше облеченный благодатию чудодейства. Да снидет он на помощь к тому флоту, от основания которого он присоединил свои усилия великим трудам государя! Да снидет он на брань против тех неверных, против которых возбуждал православного царя, и против гордых помощников их. Снишел некогда ангел Господень в войско фараона, дерзнувшее пуститься по дну расступившегося моря вслед за израильтянами, помрачил взоры египтян, связал колесницы их невидимою силою, потопил врагов народа Божия водами, возвратившимися в свое лоно. Так и ныне да снидет святитель Митрофан с ликом прочих святых земли Русской, всегда отличавшихся любовью к Отечеству, да снидет к флотам иноплеменников, да свяжет и оцепенит машины, на которые они уповают, да потемнит их умы, да расслабит и руки их, а Вам дарует победу» (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова: В 8 т. М.: Паломник, 2007. Т. 8. С. 254–255).

Святитель Феофан Затворник

«В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, “творити молитвы, моления, прошения, благодарения” (1 Тим. 2, 1) за царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и куда хочет направляет его, но и то, что, служа Отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое? Если здесь приносим мы благодарение Богу за прошедшие успехи в служении общественном и просим помощи на дальнейшее в нем преуспеяние, если то есть сие служение отсюда как бы исходит и сюда же возвращается, то когда действительно, может быть, кого отвлекает оно от служения Богу и ослабляет в ком дух благочестия: не зависит ли это от вины нашей, а не от самого служения? Когда Господь говорит: “воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови” (Мф. 22, 21), Он внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Свойство же самого дела показывает, что как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия, так и общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления. В сем несомненно уверимся, если внимательнее рассмотрим учение апостольское о служении общественном (Рим. 13, 1–8)...

...Говорить ли, наконец, о том, какое обширное представляется в обществе поприще для упражнения любви к ближним, которая есть вторая главнейшая заповедь — ближайшее средство к богоугождению (1 Ин. 4, 16) и прямейший путь в Царство Небесное, когда это очевидно само собою, ибо общество есть союз людей, взаимно работающих друг для друга, или, что то же, ходящих в делах любви?» (Из беседы «И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают»).

«Бегай роскоши и всех чувственных наслаждений, удаляйся любостяжания и неправедных прибытков, будь смиренномудр и правдолюбив, возлюби Бога всем сердцем твоим и святой вере Его будь предан всею душою. Господь не сокрыл, что особенно привлекает гнев Его, и основания судов Своих изобразил в слове Своем для того именно, чтоб все последующие роды видели, какими путями ходить должно и каких уклоняться. Итак, вот к чему обязывает нас наша любовь к Отечеству! Вот чем можем мы засвидетельствовать искренность своего ему благожелания и готовность содействовать общему его благу!» (37. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича [Чем мы можем удержать за собой милость Божию, чем продлить и упрочить благосостояние своего Отечества? Благодарным исповеданием милостей Господних; всецелою преданностью святой премудрой воле Божией; исполнением заповедей Божиих]).

Святитель Гурий Таврический

«Но христианин в апостольской заповеди может примечать и другое, гораздо высшее побуждение: это мысль о Боге, о том, что, служа Отечеству, мы служим Господу и что Господь за верную службу готовит воздаяние... если несть власть, аще не от Бога, то нет такой и должности, нет такой и обязанности, усердное исполнение которых не вменялось бы нам как дело, угодное Самому Богу... Притом за усердную службу Отечеству Господь воздает нам вечными благами» (Слово на День святого равноапостольного князя Владимира и Орденский праздник).

Преподобный Антоний Оптинский

Письмо 75 обращено к некоему дворянину, которого призывают в армию во время Крымской войны. Очевидно, молодой дворянин испытывает страх, и преподобный воодушевляет его: «...Вы видите из Высочайшего манифеста, что все сословия в государстве приглашаются к содействию в столь критическом положении всего Отечества. А посему, отбросив от себя женонравную робость, явите себя патриотом, готовым за спасение Отечества не пощадить и своей души».

В письме под № 76 он ободряет супругу этого дворянина, переживающую за мужа: «Государь император наш Высочайшим манифестом своим призывает все сословия в государстве к участию, к сражению всеобщих врагов кто чем может. А посему в обстоятельствах таковых малодушествовать не должно, но готовым быть за спасение Отечества пожертвовать собственным спасением и тем показать себя патриотом, как и предки наши в 1612 и 1812 годах. Оставьте малодушие и предайте себя во всем в волю Божию, ибо силен есть Господь сохранить Вашего супруга от выборов и Вас успокоить» (Наука о преданности воле Божией. Письма).

Преподобный Амвросий Оптинский

«Тогда как государственная власть отправляет воинов карать врагов дерзких и непокорных, св. Церковь, наоборот, внушает воинам не щадить своей собственной жизни, свою собственную кровь проливать за св. православную веру, державу, царя и дорогое Отечество. Так она и молится в св. храмах за убиенных воинов: о упокоении душ всех православных воинов, за веру, царя и Отечество на брани живот свой положивших» (О распространенных мнениях общества: о чудесах Христовых, о театре, о войне, о разводе, о награде за гробом и о духовной литературе).

Святой праведный Илья Чавчавадзе

«Христианство, кроме христианской веры, обозначало у нас всю грузинскую землю, это было признаком принадлежности к грузинскому народу... Наше духовенство хорошо понимало, что Отечество и нация в соединении, в слиянии с вероисповеданием являются непобедимым мечом и неотразимым щитом... Внесение христианского учения проповедью св. Нины и утверждение его у нас спасали нас не только духовно, но и телесно... Христианской верой мы сохранили нашу землю, наш язык, нашу самобытность, наше национальное лицо» (Грузинский народ и заслуги святой Нины, 1888).

«Вот, оказывается, подкладка того либерализма, знамя которого держали “замечательно всесторонне развитые армянские философы” — Деллингеры и Гиацинты: “где увидишь, мол, хлеб, там и селись”. Значит, Родина, Отечество, обиталища дедов и отцов наших — пустые слова, одни звуки! Мы не обвиняем в этом всех армян, но да будет известно грамотеям-ученым их, что “иной раз лучше сказать, нежели смолчать, другой же раз сказать — повредишь делу”» (Армянские ученые и вопиющие камни).

В работе этой св. прав. Илья выступал против национального унижения грузинского народа со стороны некоторых недобросовестных армянских ученых: «Не довольствуясь тем, что позорят наше имя, лишают нас национального достоинства, они, чтобы окончательно сжить нас со света, упраздняют и всю историю нашу, и летописи, и исторические остатки и памятники, все кровью обагренные заслуги наши пред христианством и всё принадлежащее нам, наше историческое достояние, путем разных плутней приписывают себе».

Из его поэмы «Видение»:

VIII

Ни стар, ни мал не ведают сегодня,

О чем скорбит родная сторона.

Забыли мы, что милостью Господней

Нам как святыня Родина дана.

Забыли мы, что перед ликом Бога

Велик лишь тот, кто за родной предел

Всю жизнь свою до смертного порога

Огнем самоотверженным горел.

(Перевод Н.А. Заболоцкого)

Священномученик Хризостом (Калафатис), митрополит Смирнский

Из жизнеописания свщм. Хризостома: «В день своего избрания, обращаясь к патриарху, Хризостом сказал слова, ставшие пророческими: “Полным сердцем и всем разумом я буду служить Церкви и роду (см. нации), и митра, которую ваши святые руки возложили на мою голову, если ей суждено когда-либо утратить блеск своих камней, станет терновым венком иерарха-мученика”.

В греческой и иностранной историографии борьбы за Македонию имя Хризостома упоминается наряду с другими активными иерархами, такими, как Герман (Каравангелис), Григорий Кидонийский, Парфений Дойранский, Анфим Флоринский, Александр Салоникский, и священником, командиром партизанского отряда Пасхалисом Циангасом».

Святитель Нектарий Пентапольский

«Посему надлежит вам и в деле всей жизни вашей явить себя достойными питомцами семинарии, истинными служителями Церкви и оправданий ее, испытанными борцами за Отечество. Выходя из школы, вы вступаете на поприще духовной брани, в которой должны подвизаться и победить. Разразилась жестокая битва, и вам предстоит сражаться с многочисленными и влиятельными врагами Отечества. Ибо эллинский мир наводнен проникающими повсюду инославными миссионерами, а материалистический дух века сего стремится искоренить всякое понятие о правде и истине, добре и благочестии, все, с чем неразрывно связаны идеалы и духовная жизнь человека, истинное его счастье. Немало явилось и чужестранных претендентов на земли, издревле нами унаследованные, на земли, где испокон веков жил и трудился на благо человеческой цивилизации род эллинов. Ныне враги эти уже не столь опрометчивы, как прежде, но куда более расчетливы в злоумышлениях и действиях своих. Враги многочисленны, но бесценное достояние наше — вера и Отечество, всё, что есть у человека самого дорогого, — обязывает нас мужественно и самоотверженно встать на защиту его от покушений и передать потомкам, могущим сохранить унаследованное» (Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский — святой наших дней. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. С. 175).

«Ныне Отчизна и Церковь более чем всегда нуждаются в мужах, преданных началам Креста, мужах неутомимых и живущих не для себя, но для народа и Церкви. На вас, возлюбленные ученики, взирают школа и народ, а Церковь наша ждет от вас патриотических усилий, утверждения делом и словом первооснов истины, первооснов справедливости, законов отеческих и церковных» (Там же. С. 179).

Святитель Николай Японский

«Наказывает Бог Россию, то есть отступил от нее, потому что она отступила от Него... Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать <...> гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нем издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ... Душа стонет, сердце разорваться готово» [3 (16) июля 1905. Воскресенье. Дневники святителя Николая Японского (1870–1911)].

Во время Русско-японской войны, будучи сам горячим русским патриотом, отнесся с уважением к патриотам Японии: «Молитесь Богу, чтоб Он даровал победы вашему императорскому войску, благодарите Бога за дарованные победы, жертвуйте на военные нужды... сражайтесь не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотчичам... Словом, делайте все, что потребует от вас любовь к Отечеству. Любовь к Отечеству есть святое чувство. Спаситель освятил это чувство Своим примером: из любви к Своему земному Отечеству Он плакал о бедственной участи Иерусалима. Но, кроме земного Отечества, у нас есть еще Отечество Небесное. К нему принадлежат люди без различия народностей, потому что все люди одинаково дети Отца Небесного и братья меж собою. Это Отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью. Поэтому-то я не разлучаюсь с вами, братья и сестры, и остаюсь в вашей семье, как в своей семье. И будем исполнять вместе наш долг относительно нашего Небесного Отечества, какой кому надлежит» [30 января / 12 февраля 1904 года].

«В <...> газете плохой репутации по части правдивости напечатано вчера, будто я “употребил 20 тысяч иен на подкуп шпионов из японцев в пользу России”. Так! Да я бы выгнал японца, если бы он и без всякого подкупа стал набиваться в пользу чужой для него России изменить своему собственному Отечеству!» [Дневник, 11/24 октября 1903 года].

Окружное послание: «Если русский император не есть глава Церкви для русских, то тем менее он есть глава для вас. Для вас он есть не более как брат по вере, так же как и все русские, единоверные вам. Над вами русский император не имеет ни тени какой-либо религиозной власти; между вами и вашим императором он отнюдь не становится и вашей верности Отечеству вашему ни на волос не мешает. Как ваш брат по вере, русский император, конечно, только желает, чтобы вы были хорошими христианами, усердно исполняющими все христианские обязанности, а в том числе и блюдение вашей верности и преданности вашей родной стране и вашему императору... Не ясно ли как день, что Православие не только не вредит патриотическому служению своему Отечеству, а, напротив, возвышает, освящает и тем усиливает его?» [29 февраля / 13 марта 1904 года. Крестопоклонное воскресенье. Дневники святителя Николая Японского (1870–1911)].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Теперь приказано отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей, а способных офицеров нет как и нет, а главное — охоты к делу, патриотизма да религии в будущих моряках не предвидится, и морские будущие чудовища опять обречены будут на истребление. Господа, извините, но послушайте болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и Англии» (Выборка из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского).

«Бог призывает вас к этому великому делу — благоустроения и умиротворения Отечества. При этом помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там» (Слово в день восшествия на всероссийский прародительский престол благочестивейшего государя императора Николая Александровича. 21 октября 1907 года).

«Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям, уже не говорю о том, что не стало у нее веры в Церковь, возродившей нас для Бога и небесного Отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством; расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений и посылок; и враги России готовят разложение государства. Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие?!» (Слово на Благовещение 1906 года. Цит. по: Архиеп. Аверкий (Таушев). Была ли у нас Святая Русь?)

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

«“Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас”. Эти царские слова, обращенные к русским людям, послужили основой Союза объединенного русского народа. Союз русского народа не партия или выделившаяся какая-либо часть из среды обитателей русской земли. Нет. Это союз всех патриотических союзов, это — ключ объединенного русского народа. К этому союзу принадлежит и ныне открываемое здесь Русское народное общество “За Веру, Царя и Отечество”. Знамя Союза объединенного русского народа принадлежит всему русскому народу. Под этим знаменем объединялось, укреплялось и возрастало русское государство. Православие, Самодержавие и Русь нераздельная — вот знамя русского народа...» (Речь, произнесенная на торжественном открытии в г. Томске Русского народного общества «За Веру, Царя и Отечество»).

«...Воин, умирающий на поле брани, умирает за свое Отечество. Это значит, что русский воин, идущий на поле брани, идет спасать свою семью, свое родное село, родной город, страну родную — Русь Святую от вторжения вражеского и от тех бедствий, которые могут постигнуть страну вследствие такового вторжения. Когда воин умирает на поле брани, он умирает за отца и мать, за братьев и сестер, за жену и за детей и за весь свой народ. Полагая жизнь свою за други своя, он исполняет самую главнейшую заповедь Христову о любви. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Речь пред отправлением воинов на поле брани).

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

«Итак, спросим противников союза, заслуживает ли горячего сочувствия самый девиз, который носит союз: “За Веру, Царя и Отечество”? Что может иметь кто-либо из искренних радетелей о благе народа против самого этого девиза? Или пусть скажут, можно ли одобрить тот высокий подъем религиозных и патриотических чувств, который спасал землю русскую от ига татарского или бедствий Смутного времени? Не заслуживает ли порицания и сама Церковь, освятившая этот высокий подъем духа своими празднествами, например нынешним в честь Владимирской иконы Божией Матери, по усердным молитвам к Которой народа русского избавилась Россия от бедствий нашествия Тамерлана? Если нет, то не следует ли уже назвать истинно любящими Отечество тех людей, которые во время поражений русских войск со стороны японцев радовались этим поражениям и всячески содействовали, а теперь, руководствуясь принципом “чем хуже, тем лучше”, не перестают разорять землю русскую забастовками, грабежами, убийствами должностных людей и т.д.?» (Речь на молебне по поводу открытия в г. Петрозаводске отдела Союза русского народа в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы).

Священномученик Серафим (Чичагов)

«Да, в такой обстановке, в таких условиях русский народ никогда еще не жил. Просвещение привело к разложению. Русское образованное общество, за небольшими исключениями, потеряло все, что приобретало тысячелетним трудом: знание Христова учения и своей истории, патриотизм, крепость и мудрость русского духа, любовь к своей православной вере и Церкви, стремление к истине, серьезное образование, любовь к труду, преданность своему царю и привычку быть хозяином в своем доме. Между русским обществом и народом образовалась непроходимая пропасть! Народ чувствует еще свою силу, верит еще в свое право, любит свою православную веру, всю надежду полагает на Богом дарованного царя и не может понять своим здравым умом, почему происходит такой упадок порядка в России, быстро развивается общее обнищание и разорение народа, допускается такое унижение великого и сильного государства, терпится такая измена среди покоренных народов. Живя разобщенно по селам, этот народ не в состоянии сказать свое решительное слово изменникам, передать возлюбленному царю свое желание и выразить свою мольбу, и он тоскует, скорбит, мучается, не понимая, что происходит преступное предательство Родины, что задуман заговор против него, затеяно порабощение русской народности. Да, никогда еще не переживала Россия такого времени разложения и развращения, умственного, нравственного и духовного!» (Слово пред молебствием в соборе и благословением хоругвей Союза русского народа) (Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя (часть 1) // Слово 21 декабря, перед молебствием в соборе и благословением хоругвий Союза русского народа. С. 176).

Священномученик Андроник (Никольский)

«После милостивого царского Манифеста 17 октября 1905 года господство красных продолжалось всего только три дня (местами же и того меньше), а с 20 и 21 октября уже пошли быстро собравшиеся народные патриотические манифестации, по численности своих участников несравненно более значительные, чем демонстрации красносотенцев. Сначала обнаглевшие красносотенцы по тупости и глупости никак не могли учесть этого народного движения и хотели настоять на своем, устраивая прежние свои демонстрации и издевательства над народным чувством и над патриотическими манифестациями.

Народ часто не выносил этого и гнал красносотенцев. Местами бывали и побоища, где красносотенцы открыто лезли на взрыв народного против них негодования. Только испытавши на своих боках силу растущего народного движения и действительного возрождения и сознавая свое бессилие, красносотенцы поспешили из-за угла опозорить это народное движение, прозвавши патриотов черносотенцами, погромщиками, человеконенавистниками. А так как предусмотрительно забранная жидами в свои руки вся передовая пресса была к услугам революционеров, то она и обливала помоями и клеветой все проявления глубокого чувства народного патриотизма, не стесняясь красками, тем более что и власть все еще не могла учесть великой силы нарождавшегося тогда народного объединения. Так как, далее, большинство, особенно нашей беспочвенной интеллигенции, живет чужим мнением и руководится больше чувством страха иудейского или европейского, то через эту всемирную державу-газету и пошло гулять по России клеветническое слово “черносотенец” и “погромщик”» (Беседы о Союзе русского народа.)

Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский

«Особенно назидательны были посещение и беседа со старицами Дивеевской обители. Эти отрешившиеся от мира подвижницы, проводя время в постоянной молитве и подвигах, не забывают, однако, о государственной и общественной жизни. Они глубоко страдают, печалятся и проливают слезы по поводу смут и беспорядков в нашей Родине. Эти свои тяжелые чувства и страдания они открыто высказывают посетителям, и становится ясно, как велики эти страдания и что наши муки и печали пред ними совершенно ничтожны. Особенно эти подвижницы молятся о том, чтобы правители России действовали и работали в таком направлении, чтобы их деятельность служила к миру, спокойствию и ко благу веры православной и дорогой нашей Родины. Они скорбят и печалятся, что у государя нет ревностных и надежных помощников в настоящие смутные дни... Видя и чувствуя эти скорби и страдания за нашу Родину, я невольно думал: если эти подвижницы, отказавшиеся всецело от мира, посвятившие себя всецело на служение Богу, так заботятся и думают о судьбах России, то тем более нам, пастырям, живущим среди мира, должно заботиться всеми возможными нам средствами спасти Россию и работать, работать и работать на благо и пользу нашей православной веры, обожаемого государя и нашей дорогой Отчизны. И как жалки и лживы показались мне двусмысленные речи тех, которые вкривь и вкось толкуют, что пастыри не должны принимать участия в политических скорбях и болезнях своего народа и своей Отчизны. В настоящее смутное, тяжелое, опасное революционное время трудно указать и разграничить поле пастырской деятельности церковной от политической, гражданской. Да едва ли это и возможно. Враги государства часто, если не всегда, действуют во вред не только государству, но и Церкви, а также и наоборот» (Газета «Россиянин». 1907. 5 августа. № 23. С. 3).

Священномученик Павел Леващев

«Вот мы видим, как сначала робко и разрозненно, а затем все сильнее и дружнее в разных местностях великой нашей Родины, где больше, где меньше, с молитвой за царя и Отечество на устах, с горячим желанием счастья России на сердце собираются русские люди вместе, чтобы взаимно уверить друг друга в совершенной готовности охранять жизненные начала России — Православие, самодержавие и русскую народность. Возникший в 1905 году в Петербурге по инициативе доктора медицины А.И. Дубровина Союз русского народа стал быстро развиваться, стали открываться отделы союза по всей России, и в настоящее время всех отделов насчитывается уже свыше 900. Необходимость такого официального сплочения русских людей, как известно, особенно чувствуется на наших окраинах, именно на юге и западе России, где с объявлением веротерпимости и всяких свобод инородцы стали открыто, нисколько не стесняясь, выражать свое совершенное презрение к чести России и даже в отдельных случаях позволяли себе издеваться над религией нашей (например, ныне, в 1907 году, в г. Одессе местные евреи позволяли себе требовать, чтобы православные люди, возвращавшиеся в Великий четверг после всенощной с церковными свечами, дали им прикурить папироску от этих свечей). Так сравнительно крепко сорганизован Союз русского народа: в Одессе, на Волыни, в Кишиневе, в Киевской, Полтавской, Черниговской губерниях. Рядом с Союзом русского народа, для той же цели объединения во имя трех исконных начал, составились национальные группы: Общество русских патриотов в Москве, Киевская монархическая партия, Тифлисское патриотическое общество, Киевское русское братство, Брянская торгово-промышленная партия и др. Внутренние враги России, особенно инородцы, замышлявшие под покровом “свобод” — где посредством запугивания, где при помощи забастовок, в иных случаях производя частные возмущения в войске, — объявить себя господами положения и подчинить Россию иноземному игу, сразу же, ввиду такого дружного подъема национального чувства среди значительной части русских, присмирели и, чтобы остановить опасный для них рост патриотизма в России, с совершенной наглостью стали во всех газетах (бывших до самого последнего времени исключительно в инородческих руках) высмеивать это патриотическое движение, издеваясь даже и в Думе (№ 1) над наименованием “Россия” и “патриот”, а всех последователей национальных организаций обозвали “Черной сотней”. Эта кличка, бывшая вначале довольно оскорбительною для русских патриотов, теперь стала почетным для них званием» (Под впечатлениями московского съезда Объединенного русского народа).

Подготовка текста Тимура Давлетшина.
Окончание следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0