Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Познание воли Божией

Я сделал выписку из книги Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия» (дед покойного о. Феодора Соколова, настоятеля храма Преображения Господня в Тушине, г. Москва) с небольшими дополнениями по поводу того, как познать волю Божию в жизни. Понятно, что в большом, «интегрально» воля Божия состоит в том, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем. Но как узнать волю Божию о себе в конкретных обстоятельствах жизни? Например, менять или не менять место жительства, работу, как выбирать духовного руководителя и пр.


Познание воли Божией

1. При принятии решений необходимо спокойствие духа. Нельзя принимать решения в немирном состоянии: в раздражении, в обиде и пр.

2. Необходимо сообразоваться с заповедями: если поступить определенным образом означает нарушить заповедь, то этот вариант нельзя рассматривать.

3. Знать примеры того, как поступали святые в подобных случаях, для чего необходимо знать жития святых!

4. Судить по внешним признакам — складывающиеся обстоятельства, особенно если есть молитва, нет своеволия, спокойствие при неисполнении прошений — если предать себя в волю Божию, то и это ответ.

5. Если нет таких внешних указаний и нет возможности получить совет руководителя, то решаем по внутреннему чувству.

Прпп. Варсонофий и Иоанн: «Трижды помолиться; если есть возможность, то трижды в течение трех дней (3´3). Образ такой молитвы — Гефсиманская молитва Спасителя, трижды “тожде слово рек”. Потом смотри, куда приклонилось сердце, “хотя на волос”, так и поступи. Если же извещения не получишь, то знай, что сам виноват, укори себя, и Бог помилует. При усиленной молитве Господь всегда дает сердцу ясность Своей воли для всякого дела. При борении помыслов о том, как поступить, если при молитве наступает ясность, узнаём, что дело это угодно Богу, хотя и остается при этом противоположный помысел, потому что всякое благое дело сопровождается завистью дьявола».

Итак, при неясности, как поступить, и невозможности ни получить ответ духовного руководителя, ни иметь перед собой пример того, как поступали святые в данном случае, нужно помолиться усердно, потом смотреть, как сложится дело вне зависимости от твоей воли (то есть по воле Божией). Тем, кто привык следить за своим внутренним состоянием и узнавать, когда сопребывает с нами Бог, можно узнавать волю Бога по состоянию своего сердца.

Дополнение: условие — чистота сердца.

Прп. Серафим Саровский: «Сердце, приняв от Бога что-либо, не требует убеждения, что это именно от Господа, но самым тем действием убеждается, что восприятие его — небесное, ибо ощущает в себе плоды Духа (любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: Гал. 5, 22–6, 2)».

Если мы делаем что-то противно воле Бога, то мы теряем покой и мир души, у нас появляются беспокойство, томление духа, теряется радость.

Проверять решения временем и молитвой.

Если решение важное и неясно, как поступить, надо подождать, пока не будет ясности в том, что есть воля Божия в данном случае.

В житейских вещах лучше подчиняться более опытному человеку и руководствоваться его советами. По хозяйству — жена, в более важном — муж (но бывают исключения).

Приучить себя не доверять себе, предпочитать волю ближнего своей воле. Просят помощи — немедленно оставить свое дело и помочь. Благо ближнего предпочитать своему. Действуем по убеждению, что через ближних нами руководит Сам Бог. Почему мы своевольничаем? Мы не слушаем ближнего в большинстве случаев потому, что мы не хотим терпеть, жертвовать своими интересами, уступать, проявлять великодушие.

При искании воли Божией через ближних не надо проявлять маловерия.

Прп. Варсонофий Великий: «Надо вопрошать того, к кому имеешь веру, как Богу, что он может “понести помыслы”, а вопрошать об этом же еще и кого-то другого — дело неверия и пытливости. Какая надобность искушать Бога о том же самом, если Его святой уже сказал тебе?!»

Дополнение: если, обретя истину, мы продолжаем доискиваться, то мы ищем лжи (о. Иоанн (Крестьянкин)).

Ни один христианин не обманется в своем уповании в том, что ему будет открыта воля Божия, если только он решится ее искать и исполнять. У всемогущего Бога есть множество путей сообщить Свою волю нам, даже если мы недостойны непосредственного откровения, лишь бы мы ее искали, ненавидя свою волю.

Если мы действительно готовы узнать волю Божию в каком-либо вопросе, это значит, что мы готовы отказаться от своего взгляда на этот вопрос, от своего опыта, желаний, планов и пр. Свободный от всего «своего», человек молится о том, чтобы воля Божия была ему открыта, и первое, что «родится» в душе после этой молитвы, принимает как указание свыше.

Старец Парфений Киевский: «Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он являлся и благ. Испытывать временем. Враг всевает свое в наши помыслы».

Прп. Анатолий Оптинский: «Если нет старца и не у кого спросить, то можно после усердной молитвы открыть Евангелие или Псалтырь и прочесть первое попавшееся на глаза место. Однако это применять нужно не часто, и только в исключительных случаях».

Свт. Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: не гадайте на Евангелии!


О жребии

Жребий применять со страхом Божиим, только в крайних случаях — при неясности в важнейших вопросах жизни, при невозможности получить совет духовника и только после усердной молитвы. Пример: выбор апостола Матфея (кн. Деяний). Жребий бросают при обязательном дополнительном условии: учесть в жребии все возможные варианты, иначе возможно искажение. Например, кого выбрать в мужья: Петра, Ивана? Написать две записки — одну с именем Ивана, другую с именем Петра — недостаточно. Нужна третья записка: «Ни того ни другого».

Дополнение: и даже сам этот вопрос о замужестве уже предполагает, что не рассматривается вариант «остаться не замужем» (не рассматривается либо по ошибке, либо преднамеренно, либо уже прежде решен).

Жребий — это только крайний случай, когда нет духовника и нет чувства, в чем воля Божия (см. выше). И только с прилежной молитвой не менее трех раз через известные промежутки времени. И уж если жребий по молитве бросили, то если что-то выпало, обязательно исполнять. Шутить с этим нельзя, это как обет. Бог может наказать, невыполнение вменяется в грех.

Познавая волю Божию и творя только ее, христианин максимально преумножает данные ему Богом таланты, принося сторичный урожай семени слова Божия.

Схиигумен Савва (Остапенко): «Если помолились и сделали по молитве, нельзя терзаться: а как оно выйдет?»





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0