Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

«Россия! Встань и возвышайся!»

Леонид Петрович Решетников родился в 1947 году. Кандидат исторических наук.
В 1970 году окончил исторический факультет Харьковского государственного университета. С 1971 по 1974 год обучался в аспирантуре Софийского университета (Болгария). С 1976 по 2009 год — во внешней разведке.
Последняя должность — начальник информационноаналитического управления СВР России, член коллегии СВР, генерал­лейтенант.
В 2009 году указом президента РФ назначен директором Российского института стратегических исследований.

К 1150-летию празднования образования государства Российского

Вэтом году исполняется 1150 лет со дня образования Российского государства. Сто пятьдесят лет назад эта дата была официально признана в Российской империи, и в 1862 году по повелению императора Александра II было торжественно отмечено 1000-летие России. Понятно, что нынешняя дата является прежде всего поводом для популяризации отечественной истории. Почему же именно сегодня необходимо говорить об историческом просвещении? Думается, ответ очевиден: сегодня подавляющая часть нашего народа не знает истории своей Отчизны.

Вопиющая историческая безграмотность, ставшая у нас обычным явлением, позволяет внедрять в сознание народа негативный образ России. Сегодня всем мыслящим и любящим свою Родину людям стало очевидно, что русская история нуждается в защите. Ибо народ, не знающий своей истории, впадает в духовное и физическое рабство, а затем исчезает вовсе.

Но прежде чем отстаивать российскую историю, надо ответить на вопрос, а что такое Россия? Вопрос на самом деле чрезвычайно сложный, и ответ на него лежит в области духовно-сакральной. Беспристрастный анализ русской истории убедительно показывает, что главной направляющей силой и сверхзадачей нашего государства всегда была духовная идея. «Святая Русь», «Москва — Третий Рим», «Православие, Самодержавие, Народность» — все эти определения были не пропагандистскими формулами дореволюционной России, а смыслом ее существования, ее сверхидеей, сверхзадачей.

Россия — это, конечно, не Российская Федерация, не Советский Союз и даже не Российская империя. «Перестали понимать русские люди,что такое Русь:она есть подножие престола Господня», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский1. В этих словах заключается духовная составляющая России как исторического явления.

Если рассматривать феномен России как государства, то он, на наш взгляд, заключается в следующем: верность Христу и свидетельство о Нем миру через государство,построенное по принципу Небесного Иерусалима.

Конечно, это — идеал. В реальной жизни России случалось всякое, в том числе и серьезные отступления от идеала. Но он был тем критерием, по которому народ мог определять, правильно ли он живет. Вплоть до начала ХХ века барометр русского самосознания всегда верно указывал на отклонение от идеала, и народ через покаяние возвращался на свой путь, предназначенный ему свыше. Отдельные люди могли полностью отпасть от идеала Святой Руси, но такой человек отвергался обществом, получая от народа прозвища «вор» и «злодей».

Русскими нас сделала православ­ная вера. Митрополит Санкт-Петер­бургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал: «Чудо сопровождает Россию сквозь века. В конце Х века вошли в купель святого крещения племена полян,древлян,кривичей,вятичей,радимичей и иных славян. Вышел из купели — русский народ [...]вопреки обстоятельствам,условиям,возможностям,выгоде,расчету. С этого вопрекии начинается русская история»2.

Именно православная вера «очистила,освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству,сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевила героев Донских и Невских,Авраамиев и Гермогенов,Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову»3.

Православная государственность превратилась в нашу характерную черту, в то, что отличало нас от других народов. Но сегодня отечественная историческая наука приуменьшает или игнорирует роль и значение православия в русской истории. Доктор исторических наук А.Н. Боханов верно отмечает: «Продолжаются попытки исказить русскую национальную память и вывести Православие за рамки русской истории,хотя это совершенно невозможно!Ведь без Православия и вне Православия оты­скать смысл в русской истории невозможно;без него она превращается лишь в скучный каталог мировоззренческих представлений об истории определенных групп и лиц,лишенных возможности и способности воспринимать Бытие Божие как объективную реальность»4.

Эта великая объективная реальность, вопреки всему, спасала нас и от монголов, и от псов-рыцарей, и от Карла Шведского, и от Наполеона. Вера в Бога вдохновляла всех лучших людей России на служение ей, будь то ратный подвиг, научная деятельность или художественное творчество. Тем безумнее звучат ныне голоса некоторых так называемых «общественных деятелей», именующих святое православие «главной бедой» России, причиной «ее отсталости». Ненависть к Православию неразрывно связана с ненавистью к России, что в свою очередь неминуемо приводит к неприятию самодержавной монархии. Русское самодержавие часто представляют как некий восточный деспотизм, ничем не удерживаемый и никем не ограниченный. Однако на самом деле самодержец имел самое тяжкое, самое жесткое ограничение своей власти — ограничение верой, ограничение учением церкви. Это означало полное самоотречение во имя России, абсолютную личную ответственность за все, что в ней происходило, полную бескорыстность монаршего служения.

Самодержавие являлось своеобраз­ной формой русской демократии, то есть государственного строя, воспринимаемого большинством нации как справедливого. Царь отвечал за Россию перед Богом, народ отвечал за Россию перед царем. В связи с этим понятия политической и личной свободы, столь важные для Запада, отходили в России на второй план.

Русская самодержавная монархия — исключительное явление мировой истории. Она не может быть поставлена в один ряд ни с республиканским, ни с тоталитарным, ни с каким-либо иным светским государством. Потому что только между православной монархией и православной церковью может быть симфония властей. Республиканская и тем более тоталитарная формы правления не только не стремятся к духовному процветанию человека, не только не пекутся о спасении его души, но часто относятся к этим вопросам враждебно.

Особое неприятие у противников исторической России вызывает император Николай II, который сильно отличался от всех государственных деятелей современной ему эпохи. В нем удивительным образом сочетались мудрость царя Соломона, кротость праведного Иова Многострадального и готовность к мученичеству первых христиан. Православная монархия — это сотрудничество царя и народа, и если это сотрудничество исчезает, то исчезает и монархия. Не Николай Александрович отрекся от престола, большая часть народа вследствие духовного кризиса не захотела иметь царя. Николай II лишь склонился перед Волей Божьей, в точности как это сделал пророк Самуил, когда народ не захотел видеть его больше судьей: «И сказал Господь пророку Самуилу:послушай голоса народа во всем,что они говорят тебе,ибо не тебя они отвергли,но отвергли Меня,чтобы Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8, 7–18).

Святитель Николай Сербский писал в 1932 году: «Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному,царству мелких личных расчетов,себялюбия,он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство,царство жертвы во имя Господне,царство евангельской духовности,за что и сложил свою голову,за что сложили головы его чада и миллионы подданных»5.

Неприятие именно такого царя создавало условия для распространения различных измышлений о профессиональных и человеческих качествах государя. Только маленький секуляризованный ум может рождать сегодня сентенции типа «Николай II проиграл страну». Для такого ума в «проигравших» будет и Сам Христос Спаситель, который отверг помощь Всемогущего Отца во имя исполнения Его Святой Воли.

Может ли Россия снова стать империей? На наш взгляд, ответ на этот вопрос очевиден: Россия может быть только империей,иначе она погибнет как цивилизация. Однако надо четко определиться, что мы понимаем под словом «империя». Оно несет в себе прежде всего духовный смысл. Империя в русском понимании — это конгломерат разных народов, отличных друг от друга по языку и вере, но признающих три скрепляющие основы: единого державного правителя, государствообразующие нацию и веру, а также единство территории. В Российской империи все ее народы были равны перед Богом, царем и законом. Все это вместе взятое создавало особую русскую православную цивилизацию. Многочисленные народы, живя в Российской империи, никогда себя не считали ее колониями и никогда ими не были. Сохраняя свою самобытность и культуру, народы империи называли себя русскими. Слово это означало не национальную, а духовно-нравственную принадлежность к определенной системе ценностей. Можно ли себе представить «французского алжирца» или «анг­лийского индийца»? В России же существовали русский татарин, русский поляк, русский армянин, русский немец, русский еврей.

В 1917 году мы отреклись от Богом предназначенного пути, мы разрушили империю, и от нас отвернулись все проживавшие в ней народы. Как только русский народ согласился поставить земное выше Небесного, другие народы перестали видеть в русских носителей сакральной власти, в их представлениях русский народ стал таким же, как все, а значит, служить стране, стержнем которого он являлся, стало необязательно.

Российская империя и Советский Союз имели в определенной степени территориальную преемственность, но в духовно-нравственном отношении они являлись антиподами. К сожалению, нынешняя Российская Федерация тоже до сих пор является не только правопреемницей СССР, но во многом духовно-нравственной наследницей. А это значит, что, пока мы не вернулись к своим истокам, мы не вернулись в Россию.

Последствия развала империи в 1917 году и даже квазиимперии в 1991 году тяжко сказались на жизни всех народов России, но больше всего — на русском народе. Русский мир искусственно раздроблен. На этом фоне враги исторической России раздувают как местный, так и русский национализм. Любой местный антирусский национализм, в какие бы одежды он ни рядился, является в первую очередь врагом своих собственных народов. Потому что крушение России как единого государства неминуемо приведет к порабощению и гибели всех народов, ее населяющих.

Что касается русского национализма, то он может быть благотворным только тогда, когда является частью державной православной идеологии. Вне ее он становится местечковым лженационализмом, который обязательно приводит в том или ином виде к фашизму, а значит, становится врагом российской государственности. Фашизм, в любом его виде, является такой же богоборческой идеей, привнесенной с Запада, как и марксизм. Похоже, что этого до сих пор не понимают сегодняшние националисты, вопящие: «Хватит кормить Кавказ» и?т.д. Такие примитивные лозунги находят поддержку у части нашей молодежи, брошенной государством в идеологическом плане на полный произвол. Опьяненная безумством толпа кричит: «Москва для москвичей — бей хачей!» — не зная, что слово «хач» на армянском языке означает «крест». Таким образом, так называемые «русские националисты» дословно призывают к следующему: «Москва для москвичей — бей Крест»! Спрашивается, что в этих людях осталось русского? В лучшем случае — имя и фамилия.

Мы, русские, — имперский народ и несем перед Богом ответственность за те народы, которые жили и живут вместе с нами. Любой, кто выступает за образование так называемой «Русской республики», за отделение каких-либо территорий от России, есть вольный или невольный враг российской государственности.

Россия обречена или погибнуть, или вновь стать империей. Не для того, чтобы насильственно властвовать и повелевать чужими народами, а для того, чтобы противостоять мировой лжеимперии, которая стремится покорить весь мир, навязать нам антихрис­тианские лжеценности, уже погубившие некогда христианскую Европу.

В народном восприятии история состоит из мифов. Это совершенно естественно, так как не каждый человек способен воспринимать научные исторические сочинения, точно так же как не каждый способен читать научные книги по физике или медицине.

Исторические мифы, при всем их многообразии, «сущностно разделяются на две группы. Одна включает мифы созидательные,другая — разрушительные»6. В России определенными силами в течение долгого времени народному сознанию навязываются разрушительные мифы,которые стали основой «исторических»знаний значительной части нашего народа.

Известный исследователь доктор исторических наук В.Р. Мединский пишет: «Мифы рождаются в народном сознании. Но их порой используют и политики. А некоторые мифы специально создаются для ведения политической пропаганды. Целью создания подобных мифов является легитимизация власти,полученной в результате переворота или революции»7.

Последнее в полной мере относится к нашей истории. Разрушение в феврале–октябре 1917 года традиционной тысячелетней российской государственности, свержение легитимной царской власти вынуждали сначала февралистов, а затем и большевиков создавать вымышленную историю, которая оправдала бы революцию и делала ее власть в сознании народа законной. С этой целью осуществлен полный слом всего традиционного представления народа о своей истории.

Наше общество и политическая элита никак не хотят расставаться с советским прошлым. Не с героическим подвигом нашего народа в советское время, а с советским идеологическим восприятием отечественной истории.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что русская история относится к числу наиболее оболганных явлений в истории человечества. Задача воссоздания подлинной, многоцветной и многомерной картины русского исторического бытия сродни реставраторской; надлежит медленно, слой за слоем снимать наслоения последующего времени, чтобы открыть во всей красоте первозданный образ России8.

Закончим бессмертными словами А.С. Пушкина: «Россия! Встань и возвышайся!»

 

Примечания

1Кронштадтский Иоанн, святой праведный. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы / Ред. В.Воробьев. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2011.

2Иоанн (Снычев И.М.),митрополит. Самодержавие духа. СПб.: Царское Дело, 1995.

3Иоанн (Снычев И.М.),митрополит. Одоление смуты: Слово русскому народу. СПб.: Царское Дело, 1995. С. 7.

4Боханов А.Н. Деформированное восприятие русского прошлого: истоки и смысл // Научный православный взгляд на ложные исторические учения. М.: Рус. изд. центр, 2011. С. 32.

5Сербский Николай,святитель (Велимирович Н.). Мысли о добре и зле. М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001. С. 111.

6Боханов А.Н. Царь Иоанн IV Грозный. М.: Вече, 2008. С. 68.

7Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. Мифы о России. 2-е изд., испр. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 24.

8Боханов А.Н. Деформированное восприятие русского прошлого: истоки и смысл. С. 32.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0