Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Путеводитель по Средневековью

Франко Кардини

Путеводитель по Средневековью

Среди множества изданий, посвященных Средневековью, это выделяется не только фамилией автора (Кардини - известный историк, одни профессор Флорентийского университета, один из самых известных экспертов по той эпохе) и набору иллюстраций (старинные миниатюры, древние географические карты, фотографии исторических сооружений и предметов). Автор реконструирует не только быт самых разных слоев людей того времени, их привычки, занятия, но и позволяет читателю понять их взгляды, психологию. Несмотря на наличие современной техники, трудно представить нашего современника гением рядом с купцом, сиятельным князем или аббатом, жившим несколько веков назад. Эти далекие прапрапрапредки были любознательны, отправлялись в далекие заморские страны, не имея не путеводителей, ни антибиотиков, шли под парусами, переваливали горные перевалы. Торговали, сражались, проповедовали.

Трудно перечислить, сколько идей и механизмов, используемых и поныне, были придумано людьми Средневековья. Достаточно вспомнить величественные готические соборы, могучие замки, по которым с восхищением ежегодно гуляют сотни туристов, первые университеты и городские корпорации, карнавалы и театры с многочисленными мистериями. Рассматриваются в книге и особенности психологии людей тех былых времен. Сразу вспоминаются романы современного писателя Владимира Торина («Амальгама» и «Амальгама 2. Тантамареска»), в которых показано, что общего есть в психологии наших современников и уроженцев, в том числе, того самого Средневековья. Различия в мировоззрении, конечно, в этих романах тоже показаны ярко и выразительно.

В тексте Кардини рассказывается о нашествиях варваров, чьи племена докатывались до Рима, и папе Льве I, по преданию, выехавшему из Вечного города навстречу Аттиле, и отговорившего его от взятия столицы западного христианского мира. В издании органично сочетаются описания как религиозных, так и бытовых традиций, развитии городов и возникновении аристократии; формирование научных взглядов и зарождении нового изобразительного искусства. Средневековые художники писали не только картины, но и занимались росписью знамен, штандартов, скипетров, держав и праздничных декораций. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры – появились иллюстрированные рыцарские романы и изыскано оформленные богоугодные книги. В готическом искусстве самыми распространенными были сюжеты на библейские темы. Именно в готической живописи стали популярным витражи, вытеснившие фресковую живопись.

В издании уделяется внимание реалиям духовной и светской власти, а также путешествиям и странствиям ради духовных поисков. «Среди путешественников было немало и паломников, которых можно разделить непосредственно на религиозных паломников, которые после прибытия в Иерусалим принимали статус паломника на всю оставшуюся жизни, и кающихся грешников». Отдельные разделы посвящены соборам и появившимся в городах университетам, в которых преподавали право, теологию и другие науки.

Алекс Громов