Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Может ли православный говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

Нет, не может — так как вера в то, что Николай угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви.
Православная Церковь содержит Божественное Откровение посредством Священного Предания и Священного Писания.
«Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» (Пространный христианский катихизис. Введение).
Богослужебные книги православной Церкви, общепринятые Церковью жития святых, хранимая Церковью в лицевых иконописных подлинниках и чтимых иконах иконография святых угодников Божиих являются хранилищем неповрежденной истины Священного Предания и в этом качестве — предметом веры в Церковь.
Является ли житие святителя Николая Чудотворца «учением веры»?
Несомненно. Иначе не называла бы его Церковь «правилом веры». Его житие назидает не в чем ином, как в вере православной:
«Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой божественной апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что, одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту.
Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой — Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь как великому угоднику Божию» (Жития Святых святителя Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6-й).
«Вопрос. Что значит веровать в Церковь?
Ответ. Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа» (Пространный христианский катехизис. часть вторая «О вере»).
Благодать Божия учит, а мы — согласно Символу веры — веруем, то есть повинуемся ее учению.
Церковь учит нас, что пощечина была. Иначе бы не повторяли «выдумку» о ней бесчисленные святые — от Димитрия Ростовского до Иоанна Кронштадтского. Бог не скрывает от Церкви такие вещи. И Бог не попускает Своей Церкви заблуждаться относительно таких вещей, хранит верных Своих от лжи. Бог не играет со Своей Церковью в прятки, но открывает Ей Своим Духом то, что скрывает от мира. Церковь же фиксирует и неповрежденно держит сие Откровение своим Преданием. Мы веруем в Успение и Введение Божией Матери. Мы веруем и в рождество святителя Николая от благочестивых Феофана и Нонны.
Веруем в Благодатный Огонь.
Веруем в Церковь.
«Политкорректную версию» неверующих транслирует, в частности, протодьякон Андрей Кураев в своей статье «День Святого Валентина»:
«Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869–1873 гг., имена родителей — Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, заимствованы из жития святителя Николая Пинарского.
Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII веке кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского, однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, о дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели. А вот история о пощечине, данной Николаем Арию, отсутствует в древних версиях жития и встречается лишь начиная с XVI века — с новогреческого жития, составленного студийским иноком Дамаскином».
Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение святителя Николая его архиерейского достоинства есть твердое церковное предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую 1294 годом. Господь и Богородица подают своему угоднику Евангелие и омофор — знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография.
«Пощечины не было». «Годунов не посылал убийц к царевичу Димитрию». «Грозный не убивал своего сына, это выдумка масонов». «Террора не было, была борьба за единство государства». «Отречения Николая Второго не было, это подмена». «У Распутина (и у Ельцина) был двойник».
Нет ли двойника у отца Андрея Кураева?
Церковь не гадает и не предполагает, выбирая из версий земной археологии подходящую, но верует в то, что ей раз и навсегда открыто Богом. Эта вера не зависит ни от доказательств, ни от экзистенциального «опыта», она — дар Божий. И она требует от христиан подвига: испытывайте себя, в вере ли вы? (2 Кор. 13, 5).




Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0