Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

Очень часто поступки, слова, проповеди и суждения многих наших архипастырей и священников являются совершенно оторванными от духовного понимания современной жизни. Это прискорбно, ибо в последнее время в современной церковной жизни мы наблюдаем недопустимый перекос в проповеди внешним: попытка говорить на их языке, на языке мира сего, угождая его интересам, пользуясь не духовным оружием, к владению которым призвано православное духовенство и от которого у оппонента не будет защиты и ответа, а мирским, интеллектуальным. Духовный путь практически мало кому знаком, в том числе и некоторым высокопоставленным представителям нашей Церкви. Однако играть на поле противника его же методами — это заранее обречь свою проповедь на поражение.

Беда, когда забвение евангельского предупреждения о недопустимости метания бисера служит оправданием участия в сомнительных шоу-мероприятиях, рассматриваемых самими православными участниками их как некий важный массовый миссионерский проект.

Желание встроиться в мир и современность, заменить Церковь духовную, неотмирную, Божественную на земное сообщество — комьюнити, где обыкновенному плотскому мудрованию будет все понятно, все доступно и комфортно, и даже весело и радостно (о радостях Православия и «влюбленности» в него зазывалы постмиссионерства не устают кричать на всех перекрестках), — пагубная тенденция современного миссионерства. Сейчас же неутомимые труженики миссии ради успеха их сомнительных «миссионерских» проектов готовы приспособить себя и всю Церковь к стихиям мира сего, к любым человеческим слабостям, страстям и порокам. Миссия для этих людей становится самоцелью, и Православие воспринимается этими «миссионерами» ровно настолько, насколько оно способно встроиться в мир и современность, в либеральную систему ценностей. Церковь по их концепции «агрессивного миссионерства» должна агрессивно вторгаться во все сферы светского общества и субкультуры, включая даже откровенно антихристианские структуры и сферы шоу-бизнеса.

Когда сакральное в угоду мира сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Для многих уже становится совершенно очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда некоторые представители Церкви настырно лезут во все сферы светской жизни и тем самым сама Церковь все более сливается с миром, в результате чего размываются традиционные формы православной духовности, абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви, раздражение на всех священнослужителей без разбора, а нередко и даже агрессию.

В результате мы видим, как в обществе наблюдается рост антиклерикальных настроений, иногда полным ходом идет высмеивание Церкви в антихристианских СМИ, доходит до поругания святынь и дискредитации духовенства. Поэтому нужно крайне жестко выступать против секуляризации Церкви, против выхолащивания из нее Святого Духа. Не исключено, что такая разрушительная «миссионерская идеология» последних лет была сознательно заточена на разрушение Русской Православной Церкви.

Сегодня еще существует остаточная инерция благожелательного отношения к Церкви (по недавним данным ВЦИОМ, 25% россиян разочаровались в положительном влиянии Церкви на общество), но она истощается с каждым годом, так что не будем удивляться, если скоро наступит новая «безбожная пятилетка».

Миссия Православия — это не вербовка новых адептов. Задача миссии — просвещать людей Благой Вестью о Христе Спасителе, Распятом и Воскресшем, «Светом Тихим», а не подстраиваться под вкусы и нормы мира. Ведь Церковь в силу этого начинает восприниматься этим миром только в качестве светской организации, осуществляющей «эффективный менеджмент», не более того.

И если наши архипастыри благословляют участие священников в светских музыкальных шоу-проектах, то не стоит особенно удивляться, если мы получаем в качестве «симметричного ответа» то, что получили в 2012 году на амвоне в храме Христа Спасителя.


 

* * *

Особенно печально и недопустимо, когда подобное миссионерское безумие охватывает некоторых представителей монашества. Монашество сейчас проходит через многие и большие искушения, главное из которых — это его обмирщение, когда, вопреки своему высокому эсхатологическому призванию, монашество в Церкви перестает искать Царство Небесное и начинает заботиться о своем устроении в царстве земном, как если бы оно было окончательным. Это опасное движение называют обмирщением, потому что оно выражается в погружении в дух времени. Обмирщение — феномен наиболее враждебный по отношению не только к монашеству, но и ко всей Церкви; у него нет лица, он проявляется как радиация, без цвета, вкуса или запаха, но с непоправимыми последствиями для духовной жизни. Об этом предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов), который опытно познал истинный путь монашества и передал свой бесценный опыт инокам и монахам наших времен, всем тем, кто желает пройти этот путь без преткновения и спасительно для своей души:

«Важная примета кончины монашества: повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам».

Неужели кто-то всерьез полагает, что народ, насмотревшись на так называемое миссионерское монашеское делание (например, гламурного эстрадного иеромонаха о. Фотия), повалит в храм как на концерт, а потом втянется, воцерковится? Никогда так не бывало, а бывало ровно наоборот, пример католиков перед глазами. Святые отцы напоминают нам, что свет для мирян — это монахи, а свет для монахов — ангелы. Монахи — это свет миру. Гламурные же монахи — это соблазн для мирян и беда для всей Церкви. Ныне идет обмирщение, принесение мира в Церковь.

Задача монаха — внутреннее духовное делание. Следует всегда помнить, что молитвами праведников, которые оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве, мир держится. Монахи, которые дали обет отречения от мира, нестяжания и послушания и умерли для мирских греховных страстей, чтобы душой общаться с Духом Святым и через благодать приводить людей к Богу, не должны участвовать в мирских шоу-мероприятиях. Тем более для иеромонаха, который предстоит в храме пред престолом Божиим, выступать на светском зрелище, не имеющем никакого отношения ни к Церкви, ни к Богу, ни к проповеди о Христе, недопустимо. Да и кого выступление монаха на светском шоу сможет привлечь ко Христу?!

Но перед нами предстает постмодернистская картина: иеромонах идет в мир «миссионерить» языком не евангельской проповеди, а этого самого мира! Он выступает по телевидению, развлекая праздную толпу. Апостол Иоанн строго предупреждает: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15–16). Как же можно монаху, посвятившему себя Богу, возвращаться обратно в мир, исполнять чувственные романсы, будоражащие страсти, срывать аплодисменты и говорить о некоем миссионерстве?! Какой огромный вред для своей бессмертной души понесет монах, вырванный из монастыря и помещенный в развратную горловину кипящих человеческих страстей! О его душе не подумали, а сказали: «Иди помиссионерь!»

Идет жуткая подмена: духовное заменяется душевным, чуждым Христа. Нередко именно из-за подобного «миссионерского» подстраивания Церкви к миру сему, когда Церковь утрачивает евангельскую соль, простые люди, желавшие видеть в Церкви неотмирную божественную структуру, разочаровываются в Церкви, видя в ней всего лишь один из множества светских социальных институтов.

И самое опасное заключается в том, что такие «гламурные» монахи, которым по духу чужда монашеская и монастырская жизнь, со временем возводятся в архиерейское достоинство и наполняют собой епископат Русской Церкви. Результаты такой архипастырской деятельности бывают весьма плачевными, вызывающими немалый соблазн у простых верующих: это и тяга владыки к непомерной роскоши, это и скандальные случаи содомии, это и светский образ жизни, не соответствующий монашеским обетам, это и склонность таких епископов, не стяжавших подлинного монашеского духа в стенах монастырей, к модернизму, обновленческим нововведениям и экуменизму... Покойный патриарх Алексий II старался подбирать ставленников в епископский сан из числа братий Троице-Сергиевой лавры, славящейся глубокими и древними монашескими традициями.


 

* * *

Господь предупреждает нас от неуместной миссионерской ретивости и желания насаждать свою веру тем, кто этого совершенно не желает: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом» (Рим. 14, 22). Подобная миссионерская настырность сравни насаждению либеральной демократии по лекалам США с помощью цветных революций и военно-политической интервенции тем странам и регионам, где еще не ступала нога американского либерализатора и где народы не желают жить в условиях несвойственной им демократии. «Миссионерский» экспорт Православия — это самый настоящий церковный троцкизм, ибо по своей сути и методике ничем не отличается от экспорта всему человечеству как всемирной революции и коммунистического учения, так и новой глобальной религии — евро-атлантического всемирного либерального проекта демократии и прав человека. А устроение всевозможных «миссионерских перформансов» на территории обитания светского общества (миссионерские телешоу, рок-концерты, листовки и т.п.) с целью завлечь население в церковь аналогично политическому «миссионерству от демократии» — расширению НАТО на восток и насаждению либеральных европейских ценностей местным аборигенам.

«Вы еще не православные? Тогда мы летим к вам!»

Напомним слова духоносного подвижника и миссионера ХХ века иеромонаха Серафима (Роуза): «Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении “миссионерского отдела”».





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0