Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Жизнь и житие русского солдата

Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.

Православие пришло к нам из Греции, его так и называли на Руси — греческая вера. Мы знаем греческих святых и чтим их. Тысячные толпы собирались, чтобы поклониться прибывшим из Греции мощам св. Николая Чудотворца, столько же будет, вне всяких сомнений, у мощей чудотворца св. Спиридона Тримифунтского, собирающих толпы верующих в разных городах России. Но далеко не всем известно, что в Малой Азии и Греции уже несколько столетий творит чудеса, исцеляет, спасает людские жизни св. Иоаннис Росос — св. Иван Русский, простой русский солдат.
 

Иван родился около 1690 года на землях Войска Запорожского, входившего в состав России. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра I, принимал участие в русско-турецкой войне 1710–1713 годов. Во время Прутского похода в битве за Азов был взят в плен, переправлен в Константинополь и продан рабом в хозяйство турецкого аги, командира конных янычар, человека властного и жестокого, который привез пленного к себе на родину — в Каппадокию (Малая Азия), в селение Ургюп (Прокопион). На предложение перейти в ислам Иван твердо заявил: «Никто не может заставить меня отвратиться от Бога. Я — пленный, поэтому обязан слушаться приказаний хозяина относительно моей работы. Но в вере моей ко Спасителю Христу вы мне не хозяева». Окружающие издевались над гяуром (неверным), били, душили, во время сна поджигали волосы, держали в грязном хлеву. Но с течением времени, видя твердость в вере, кротость и трудолюбие Ивана, хозяин и домочадцы стали уважать его, прекратили издевательства и больше не принуждали отречься от христианства. Со временем за искреннее добросердечие он заслужил доверие аги, и тот предложил своему рабу жить как свободному, в отдельном помещении. Но Иван отказался, ответив: «Господь судил мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения». Когда ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе, он связывал это с тем, что в его доме живет праведник.

В житии рассказывается о первом чуде, сотворенном будущим святым. Ага решил совершить хадж. Во время его отсутствия жена хозяина созвала родных и друзей на обед. Когда подали любимое блюдо хозяина — плов, она сказала прислуживавшему им Ивану: «Твой хозяин был бы рад сидеть здесь с нами и вкушать этот плов!» Иван попросил у нее блюдо с пловом, обещая послать его в Мекку. Гости посмеялись, но просьбу выполнили, решив, что Иван съест плов сам или отдаст беднякам. Когда же ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя...

Вести об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане, стали называть Ивана «вели» — святой. Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя ее в тяжелом труде и молитве. Он скончался 27 мая (9 июня) 1730 года. Ага сам передал тело священникам, разрешив похоронить его по православным обычаям. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане — и с почестями похоронили при местной церкви. Могила сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, а позже и всей Малой Азии, на ней совершались чудеса: паралитики начинали ходить, слепые прозревали, бесноватые успокаивались. Святой Иоаннис Росос помогал всем людям доброй воли — православным, католикам, армянам, мусульманам, иудеям.

В 1832 году войска султана Махмуда II разграбили Ургюп. Не найдя в раке ничего ценного, грабители решили сжечь мощи Иоанниса. Но, повествует житие святого, огонь не коснулся мощей. Но все вдруг увидели святого, с грозным видом стоявшего среди огня и жестом руки угрожавшего им. Грабители не выдержали и в ужасе разбежались, бросив все награбленное. На другой день несколько стариков христиан пришли к церкви и нашли мощи святого в целости среди обгоревших углей и пепла и положили их обратно в раку.

В конце 80-х годов XIX века на средства русского монастыря св. Пантелеймона Целителя на Святой горе Афон началось строительство храма в честь св. Иоанна Русского. Оно завершилось в 1898 году.

В 1922 году после разгрома греческой армии в Турции всем грекам пришлось покинуть восточные берега Эгейского моря. Жители Ургюпа забрали с собой самое ценное, что у них было. Так мощи святого в 1925 году оказались в центре острова Эвбея, в селе Ахмет-Ага, которое переименовали, в память о прежней жизни, в Прокопион. В 1930 году началось строительство большого каменного храма, продолжавшееся более 20 лет. Оно закончилось в 1951 году, и мощи святого перенесли туда. Там они находятся и поныне. в серебряной раке. Под стеклом саркофага можно рассмотреть мощи солдата-святого, большую часть лица закрывает золотая маска. К раке обычно стоит длинная очередь.

В 1962 году по решению Элладской православной церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанниса, занимающееся благотворительными делами. В 1962 году в лике праведных св. Иоанн Русский включен в календарь Русской православной церкви. По благословению патриарха Алексия II в 2003–2004 годах в Кунцеве построен первый в России малый деревянный храм в честь святого праведника Иоанна Русского. В 2016 году освящен большой каменный храм, построенный рядом с малым.

Русский солдат по-прежнему остается в строю! Может быть, когда-нибудь мы придем поклониться ему и у нас в Москве...





Сообщение (*):

Дарский Владимир

02.04.2019

Чудес на свете не бывает.Рассказы о чудесах -выдумки,мифы,фантазии.Неужто,чтобы уверовать нужны обязательно чудеса?(такого рода)."Хороша" же ваша вера после этого.Фридрих Ницше писал,что "Бог умер".Если ему поверить,то всякие "чудеса" просто бессмысленны

Комментарии 1 - 1 из 1