Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

Слыша о случающихся чудесах и знамениях, православным христианам не следует забывать, что не все чудеса имеют божественное происхождение. Когда чудеса вокруг умножаются и умножаются, православным христианам нужно быть весьма осторожными. «Чудеса» могут быть и от князя тьмы. Они могут быть устроены и некоторыми людьми с нечистой совестью. Как пишет известный обличитель масонства Ю.Воробьевский, ему «известен случай, когда устроители одного крестного хода тайком капали благовонным маслом из шприца на иконы, а потом всем кагалом поднимали истерический гвалт»[1].

Очевидно, что устроители таковых «мироточений» не видят никакого греха в своих действиях. Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а общественное мнение пока «не созрело» для этого, то «мироточение» может помочь «благому» с их точки зрения делу — «подтолкнуть» общественное мнение к вере в святость их избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага рода человеческого.

Известно, что приснопамятный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов; †2001) после появления мироточения у нескольких икон в одном из храмов его епархии приказал опечатать этот храм. И мироточения сразу прекратились. «Есть у нас приход в Богородском районе, — рассказывал митрополит. — Вдруг подняли шум и гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью»[2].

Публикации о мироточениях, слезоточениях и кровоточениях в некоторых церковных средствах массовой информации в последние годы стали обыденным явлением: мироточат тысячи и тысячи икон, бумажных репродукций, а в иных случаях начали мироточить даже памятники...

Мироточения (слезоточения) не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (см. Мф. 24, 24). Не так давно по телевидению показали сюжет, как в Индии каменные идолы пили и источали молоко. Есть даже случаи благовонного мироточения статуй Будды. Несколько лет назад в телерепортажах передавалась новость, как в Израиле вдруг «заплакала» Стена Плача, в чем некоторые иудеи поначалу увидели скорый приход Машиаха. Но даже и они по случаю «слезоточения» Стены Плача назначили комиссию, которая пришла к выводу о естественности характера истечения влаги.

По телевидению показывали репортаж, как в Клину у некой женщины в доме годами мироточит все подряд, чуть ли не мебель и утварь.

Если же без всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех случаев «чудесных» явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от православной веры, потому что вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у Святых Отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон Волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).

Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).

Следует сказать, что автора сей статьи Господь несколько лет назад удостоил видеть мироточение от бумажной иконы: постоянно проступающее множество маленьких капелек можно было стереть, но они вновь начинали появляться. Это явление я не могу никак расценивать в качестве божественного знамения, повлекшего за собой какие-либо необычные события в моей жизни, в жизни Церкви или нашего общества. Просто свидетельствую об этом как факт. От Бога ли было сие мироточение, либо нет — не вем и судить об этом не дерзаю.

Принятие ложных чудес за истинные, как показывает опыт Церкви, повреждает душу. Посему в отношении любых встретившихся на жизненном пути человека случаев проявления чудес следует руководствоваться святоотеческим правилом «не отвергать и не принимать». Ибо ежели мы примем ложное чудо — можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное — можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.

Область непонятного в нашей духовной жизни — нормальная и даже необходимая часть нашего внутреннего мира. Поэтому недоверчиво относиться к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека.

А нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности к мироточениям, свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры. Вера же православная основана на величайшем чуде — чуде Воскресения Христова.

Вместе с тем недопустимо и недушеполезно впадать и в иную крайность: стать апологетом так называемого «асфальтового православия». «Асфальтовое православие», ярким проповедником которого является протодиакон Андрей Кураев, полностью исключает наличие каких-либо чудес в истории Церкви Христовой, в агиографии святых, в повседневной жизни отдельного христианина, да и, наверное, в самом Евангелии, хотя об этом А.Кураев пока еще не решается открыто поведать своей «пастве», ибо такое «революционное» признание в неверии в евангельские чудеса неизбежно может повлечь за собой извержение протодиакона из сана и отлучение от Церкви Христовой.

Плеяда апологетов «асфальтового православия» — неверующих богословов, или «новых саддукеев», представляет собой крайний случай рационалистического подхода уже не только к Священному Преданию Церкви, но и к Священному Писанию. Именно рационалистическое исследование нашими протестантствующими священнослужителями и историками («новыми саддукеями») правдивости чудес, содержащихся как в житиях святых Церкви Христовой, так и в Евангелии, рано или поздно способно довести их до полного отрицания и евангельских чудес, а тем самым и до отрицания божественного естества Господа нашего Иисуса Христа и Его спасительной миссии. Эта позиция хорошо известна нам из древности. В Евангелии ее выражали иудейские священники, входящие в секту саддукеев. Именно они преобладали в Синедрионе. Саддукеи не верили ни в ангелов, ни в Воскресение. Как написано в Синаксаре недели о мытаре и фарисее, «саддукеи, иже ниже Воскресению, ниже Ангелу, ниже Духу быти приемляху».

Господь не полемизировал с саддукеями. Это было бесполезно. Когда они видели силу ангелов — они отрицали существование ангелов. Когда им предъявлялся факт Воскресения — они отрицали возможность Воскресения. Для них духовной нормой являлась хула на Духа Святого, поэтому Христос Спаситель отказался показать им знамение (кроме знамения пророка Ионы), так как их скептический ответ был предрешен. Какими были саддукеи во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, такими «новые саддукеи» остаются и поныне. Но Бог поругаем не бывает.

Отличать подлинное Божие чудо от диавольской «чудесной» подделки способны не все. Да и настоящих старцев, которые помогли бы нам, немощным, разобраться в вопросах духовной жизни, сейчас уже нет. Поэтому только величайшая христианская добродетель — рассудительность да святоотеческое правило «не принимать и не отвергать» в отношении чудес могут помочь православному верующему не сбиться в духовном устроении и в распознании благой воли Божией для спасения нашей души.

 

[1] Воробьевский Ю. Наступить на аспида: Неожиданный Афон. М.: Б/и, 2000. С. 160.

[2] http://www.ng.ru/ng_religii/2001-04-25/1_authorities.html





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0