Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Касательно военного вопроса

Балканская война 1877 года. Святитель Феофан Затворник у себя в келье в Вышенском монастыре близ Шацка. На столе у затворника — карты военных действий. Своим корреспондентам он пишет следующее:

«Все такие мысли прямо ведут к решению: хочешь не хочешь — а ступай воевать, мать Русь православная. Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестью, и пред историей будем оправданы <...> что сделали свое дело достодолжно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим братьям и воевать не станем, нам будет и пред собой стыдно, и пред другими, и пред историей <...> и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падет Россия без войны ниже, нежели как унизит ее неудача войны.

Но ведь народа у нас достанет, и деньжонок пособерем по грошику, и генералы найдутся. Чего же тут трусить? У турок, конечно, будет множество англичан, венгерцев, поляков и других уродов. Но все же это не армия какая, а подспорье. Неужто Англия открыто станет за турок? И неужто Австрия к ней пристанет? Ничего. Поколотим и их. У Австрии возьмем Галицию, восстановим Чешское королевство, отделим прочих славян от венгров, с особым управлением; частичку возьмем для Румынии. Австрия дорого поплатится за свое лукавство. Англию теперь только на турецкой территории поколотим; но после неизбежна с ней война, чтобы смирить ее и отбить у нее охоту и возможность вмешиваться всюду и липнуть как банный лист...

<...> Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве немало лиц, которые не благоволят к войне и даже к самому заступничеству нашему. Это, должно быть, выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с “высшими взглядами”; но и это все грошевый народ...» (Цит. по: Собрание писем. Из неопубликованного. М.: Правило веры, 2001. С. 326–330.)

Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

В 1893 году в Финском заливе во время учений затонул броненосец «Русалка». Известие о гибели корабля и всей его команды в составе 177 человек в мирное время глубоко взволновало русское общество. Поиски затонувшего корабля длились около года и результатов не дали. Святитель Феофан писал о погибших при исполнении воинского долга как о мучениках. Он напоминал о том, что военный долг установлен Богом, и потому воины, положившие свои жизни во время исполнения своего долга, не могут не быть вознаграждены Им. Предсмертные страдания моряков святитель Феофан сравнивает со страданиями мучеников, считая, что погибшие воины должны быть причислены к их лику.

«Вас поразила участь “Русалки” и бывших на ней... Кого же она не поразила?! Все поражены — и больше всех Государь... Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских? Кажется, имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? Да! Морское воинствование не одинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается, его надо поставить немного впереди и выше...

Теперь судите — люди, исполнявшие свой долг, внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно, без укора <...> и притом как исполнителей долга своего... Говорит Господь: “в чем застану, в том и сужду”. Так и их судить будет — то есть как исполнителей своего долга. Исполнителям же долга предлежит добрый приговор...

Теперь поставьте сие решение с тем вопросом <...> зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор и соответственную тому участь. Не видите ли, что отшедшие от нас на “Русалке” бывшие <...> ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существования? И утешьтесь!

Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики... Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя... За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга. Так терпели и все мученики <...> и, следовательно, скончавшиеся по причине крушения “Русалки” должны быть причислены к сонму мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник с креста прямо в рай поступил, так и они. Я желал бы, чтобы все матери и отцы, братья, сестры и жены умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их и утешились. Я почитаю смерть их в отношении ко спасению вечному лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми.

Да упокоит Господь души их в Царствии Небесном!»





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0