Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Служение женщины в житиях святых жен Руси

В данной работе будет рассматриваться тема на примере житий святых дев. Среди наиболее известных и почитаемых дев досинодального периода (X — начало XVII века) четыре монахини: великая княжна Анна, прозванная Янкой (XI век), преподобная Евфросиния, в миру Предслава, княжна Полоцкая (†1173), преподобная Евфросиния, в миру Феодулия, княжна Суздальская (†1250), преподобная Харитина Новгородская, княжна (XIII век)1 и две девы-мирянки (XVI век) — праведные Гликерия Новгородская и Иулиания Ольшанская. Известно о церковной канонизации прп. Евфросинии Полоцкой2, прп. Евфросинии Суздальской3, праведных дев Гликерии Новгородской4 и Иулиании Ольшанской5. О канонизации прп. Харитины свидетельства противоречивые6.

Два полюса представлены их житиями. С одной стороны — активное общественное служение и явленность, за исключением прп. Харитины, монашеских подвигов, с другой — полная неизвестность, кроме имени святой и времени жизни.

Первую группу образуют девы-монахини из княжеских родов.

Княжна Анна была старшей дочерью великого князя Киевского Всеволода I Ярославича (1078–1093) и греческой царевны Марии, дочери Константина IX Мономаха (1042–1055), сестрой Владимира Мономаха (1113–1125). Думаю, не будет преувеличением предположить исключительную для времени образованность княжны Анны7, писавшей отцу письма на греческом языке из Константинополя8. Князь Всеволод особенно чтил св. апостола Андрея, поэтому построил в Киеве каменную церковь, ему посвященную, при церкви был устроен женский монастырь. В этом монастыре в 1086 году приняла постриг княжна Анна. В русской истории княжна Анна — первая девственница княжеского рода, ставшая монахиней, и вторая, после благоверной княгини Анны Новгородской (†1050), монахиня. Два события связаны с Янкой — так называли ее родственники, с этим именем она вошла и в русскую историю. Княжна Анна путешествовала в Константинополь, на родину своей матери, и возвратилась с новым митрополитом Иоанном-скопцом. Как сообщает Степенная книга, ее поездка продиктована желанием научиться иноческому благочинию в Византии: «...но яко да сугубо желанiя своего пользу получитъ, себѣ же и прочим в Рустей земли инокинямъ»9. Также есть сведения, что целью поездки княжны Анны было изучение вопроса о св. апостоле Андрее и его проповеди на Руси10, что интересовало ее отца. Едва минуло 100 лет после принятия христианства, а в Киеве уже два женских монастыря! Киево-Печерский патерик рассказывает о постриге в одном из них матери прп. Феодосия (†1074)11. Современная исследовательница М.И. Бълхо-
ва сообщает, что в Киеве с середины XI до середины XIV века было создано около 22 монастырей, преимущественно княжеских, среди которых четыре женских12.

В 1106 году в монастырь княжны Анны после несчастного и скандального второго брака с германским императором Генрихом IV (король в 1056–1106, император с 1084) поступает ее сестра Евпраксия (†1109); вторая супруга великого князя Всеволода, ее мачеха, изъявляет желание быть погребенной в Янчиной обители. Монахинями были и племянницы ее, Евфимия и Мария, дочери великого князя Владимира Мономаха. Много черноризиц собрала вокруг себя Анна. В своем монастыре она создала школу, в которой обучала юных девиц чтению, пению, письму и некоторым полезным рукоделиям. Проведя 26 лет в иноческих подвигах, княжна скончалась 3 ноября 1112 года. Монастырь еще долго после ее смерти назывался Янчиным.

Прп. Евфросиния — дочь Святослава Всеславича, праправнучка великого князя Изяслава, сына св. князя Владимира и Рогнеды. Род Всеславичей, полоцких князей, был могущественным и влиятельным: родная тетка прп. Евфросинии была замужем за сыном греческого императора Алексея Комнина. Житие рисует характер Предславы рано сложившимся. Будучи юных лет, Предслава задумывается о тленности земной славы. Автор жития вкладывает в ее уста такие слова: «...что бо успѣша прежде нас бывшiи роди наши? женишася, посягаша и княжиша, но не вѣчноваша; житие их мимо тече и слава их погибе яко прахъ и хуже паутины...»13 Также в житии говорится о рано проявившихся способностях и особенной любви Предславы к учению. Она много времени проводила с книгами, хорошо знала Псалтырь, Священное Писание, так что отец дивился столь редкому для девочки свойству. Решение покинуть родительский дом было самостоятельным, о своем уходе Предслава никого не поставила в известность. В этом поступке отражается родовой женский характер полоцких княгинь — решительность и самостоятельность выбора. Возможно, тайный характер пострига был продиктован намерением отца выдать дочь замуж, чего она желала избежать. В житии Предславы впервые семейная жизнь для женщины характеризуется как пример тленных забот. Внутренняя зрелость двенадцатилетней девушки подтверждается ее отношением к скорби родных: она «всего сего небрежаши»14. Предслава избрала повиновение игуменье, которая была, кстати, ее родственницей, сестрам обители и «учиться страх Божий утвердить в сердце своем»15. Позднее Евфросиния попросила разрешение у епископа Илии жить при Софийском соборе. В этом желании просвечивает стремление к отшельнической жизни. Здесь она продолжила свое любимое занятие — изучение книг из библиотеки Софийского собора, занималась переписыванием книг; деньги, вырученные от продажи этих книг, тайно раздавала нищим. Любовь к книгам у Евфросинии была столь велика, что, отправляясь на новое место жительства, в Сельцо, она взяла с собой только книги — «все имение свое». «Ими же утешает ми ся душа и сердце веселит»16. В местечке Сельцо была основана девическая обитель, при ней открыто второе на Руси училище для девушек. В нем обучали грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и другим ремеслам. Учебными книгами до конца XVII века на Руси были букварь, Часослов, Псалтырь, Евангелие. В Сельце Евфросиния вместо деревянной церкви построила каменную, а позднее воздвигла церковь Пресвятой Богородицы, при которой был учрежден и мужской монастырь. Прп. Евфросиния приняла в число инокинь обители в разное время свою младшую сестру Евдокию, двоюродную сестру Евпраксию и двух племянниц. С именем преподобной связано собирание духовных ценностей на Руси. Для храма Пресвятой Богородицы в мужском монастыре из Константинополя была прислана икона (копия? подлинник?) Ефесской Божией Матери, по преданию, написанной апостолом Лукой. В России Ефесская икона известна под именем Корсунской. Эта икона знаменита в русской истории еще и тем, что перед ней в 1239 году венчался Александр Ярославич Невский с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце, куда эта икона и была специально доставлена17. В церкви Спасителя женского монастыря хранился напрестольный крест-ковчежец, в нем находились мощи святых, которые прп. Евфросиния выписывала из Константинополя и Иерусалима. Вся совокупность святынь креста «представляет почти всю историю Нового Завета и первобытной Церкви среди обуревавших ее гонений»18. Крест по имевшимся святыням и их расположению являет собой яркое свидетельство кафоличности сознания прп. Евфросинии и богословского характера ее мышления.

В конце жизни прп. Евфросиния предприняла путешествие в Иерусалим, при Гробе Господнем поставила золотую кадильницу от Русской земли. Получив свыше известие о своей близкой кончине, желала быть похороненной в обители Св. Саввы, что не могло быть исполнено, так как противоречило канонам монастыря. Преподобная была погребена в монастыре Пресвятой Богородицы в Иерусалиме.

Житие содержит в своем составе два небольших поучения прп. Евфросинии. Идея одного из них — сокрушение о недостаточной ревности инокинь в трудах спасения. Житие прп. Евфросинии вполне свободно от описания чудес, творимых святой, но сообщает об имевшемся у нее даре предвидения о тех, кто предназначен для иноческого служения. Дочерей своего брата Всеслава Кирианну и Ольгу «повелела острищи» с именами Агафия и Евфимия19.

Архиепископ Филарет (Черниговский) находил три вида иночества в первом периоде истории Церкви на Руси (988–1237): жизнь в затворе, жизнь общественную и жизнь на столпе20. Характер иноческой жизни прп. Евфросинии, как его рисует нам ее житие, относится ко второму виду. Жизнь прп. Евфросинии целиком включена в жизнь древнерусского общества. Она просветительница: сама учила в созданной ею же школе, переписывала книги. Полоцкая игуменья — миротворица: сохранились свидетельства о том, что преподобная в силу своего авторитета и родственных связей умиротворяла соседей, предотвращая распри и ссоры. Она храмостроительница, духовная попечительница.

Житие прп. Евфросинии сохранилось в составе Минеи Макария (XVI век). По замечанию В.О. Ключевского, «состав и литературный характер жития напоминает риторические жития XV–XVI веков, но живость и обилие биографических черт вместе с остатками старинного языка заставляет предполагать у биографа какой-нибудь древний источник»21.

Житие прп. Евфросинии Суздальской написано иноком Спасо-Евфимьева22 монастыря Григорием в период между 1558 и 1576 годами, позднее, между 1579 и 1586 годами, к нему была присоединена епископом Суздальским Варлаамом Повесть о последующих чудесах Евфросинии и установлении ей общерусского (?) празднования23. Другими словами, как первое, так и второе упоминаемое нами житие одинаково далеко отстоят от времени жизни святых инокинь. По периодизации Ф.Г. Спасского эти жития относятся к третьему периоду агиографического и литургического творчества на Руси — «времени его расцвета»24. Сквозь типичные черты житий довольно отчетливо прорисовываются их характерные отличия. Именно они позволяют сделать заключения об особенностях аскетического монашеского пути каждой из преподобных инокинь.

Прп. Евфросиния25, княжна Суздальская, была дочерью св. князя Михаила Черниговского, убитого в Орде в 1246 году вместе с боярином Феодором. Автор жития восхваляет благочестие родителей прп. Евфросинии, чему служит подтверждением поведение молодых супругов при первом семейном испытании — неплодстве. Князь Феодор с супругой усердно молятся дома и в церкви, посещают Киево-Печерскую лавру, дают богатые милостыни «игумену и братии, яко да и ти помолятся о нихъ к Богу, хотѣние ею совершити плод на веселие»26.

Григорий рассказами о чудесных явлениях и поездках в Киево-Печерский монастырь родителей Феодулии выражает мысль о духовном родстве преподобной. Постнические труды будущей святой — от рождения, она отказывалась брать грудь кормилицы, когда та вкушала мяса, что соответствовало сказанному о ней Богородицей. Мать воспитывала дочь «боголюбезне и смыслено», отец — «уча ю книгам и прочим премудростем; недостаточная же проучаше еи болярин его Феодор, бе бо тои мудр зело, учи бо ся от философ»27. Когда же Феодулия подросла и пришла пора решать вопрос о замужестве, родители пошли по пути земного устроения жизни дочери — дали согласие на брак Феодулии с суздальским князем Миной Иоанновичем. На этом решении закончилось их участие в будущих событиях жизни Феодулии. Автор жития далее действующим лицом выводит саму Феодулию. Инок Григорий сообщает об откровениях, получаемых девой. В них раскрывается избранничество Феодулии для особого служения и то, что они предназначены подготовить ее для этого пути. Видение Страшного суда сопровождалось наказом Пресвятой Богородицы: «...покажи житие богоугодно... всякие злобы не твори, и всем добродѣтелем предлежи, да всѣх лютых избыв, уготованных любящим Бога, вѣчных благъ получиши»28. Второе видение указало жизненный путь: «муж в белых одеждах» привел ее на службу в Печерскую обитель. О скором приходе в монастырь новой и необычной девы было открыто игуменье Елене — настоятельнице монастыря в городе Суздале. Так устроялись пути Феодулии: от родителей по плоти она передавалась духовной наставнице как имеющая «благословение прп. Антония и прп. Феодосия»29. Одно удерживало Феодулию — согласие ее родителей на брак. По дороге в Суздаль Феодулия получает известие о внезапной кончине своего жениха, но не возвращается к родителям, а продолжает путь и приходит в монастырь Пресвятой Богородицы, где и принимает постриг с именем Евфросиния.

Какова жизнь молодой инокини? Следуя первому наставлению игуменьи, Евфросиния все делала своими руками, «преспѣваше же разумом и мудростию, никому не стужая»30. Постническое воздержание постепенно усиливала: сначала ела один раз в сутки, вечером, потом через сутки принимала пищу, затем — через двое суток, «иногда же и всю седмицу без пища пребываша; и пияше мало воды»31. На службах пела, в келье читала Св. Писание, молилась. В толковании непонятных Евфросинии мест священных текстов Ветхого и Нового Завета наставницей была игуменья. Житие преподобной Евфросинии — первое женское житие, в котором присутствует демонология и описываются ступени духовной борьбы.

Евфросиния уже более десяти лет в монастыре, она под руководством игуменьи. На борьбу с бесом Евфросиния выходит подкрепляемая свыше (ей было дано видеть область власти дьявола, различных злых духов — пронырства, забвения, лености, самолюбия, ненависти, сребролюбия), а также духовными наставлениями «старшей».

Нападения дьявола на подвижницу многоразличны и зависят от степени ее духовной зрелости. Сначала это страхования во сне, затем — явление в виде отца с увещеванием о возвращении. Евфросиния не виделась с родителями после того, как выехала из Чернигова в Суздаль и поступила в монастырь. Явление беса в образе отца едва не прельстило Евфросинию — столь сильным оно было. Затем бес являлся в образе молодых людей с яствами, пришедших якобы от жениха. Самой трудной была борьба, когда бес «нача убо влагати еи помыслы скверныя»32. В ответ преподобная усилила пост, молитву, наступая на свое тело, через которое ее искушали. «Толма убо преболством алчьбным исушися, яко же едва костем ея от телеснаго видѣния сдержатися»33. Ночное нападение в образе шумной толпы было последним. После победы в духовной брани начинается общественное служение преподобной: автор сообщает о приходе к ней «жен старѣишин града и болярыни», многие из них приходили с дочерьми. Проповедует преподобная и перед монахинями монастыря по благословению игуменьи. И понятно, почему в ее поучении на первом месте стоит задача очищать ум от помыслов: «человека утвержает его претерпѣвати находящая скорби и мысли неподобныя, тьи учит отвращати, да не удержимся ими»34. В своих проповедях преподобная ссылается на сочинения прп. Иоанна Лествичника и послания апостола Павла.

При содействии прп. Евфросинии в монастыре произошло разделение на девическую обитель и монастырь для вдов, с разными настоятельницами и запретом общаться монахиням обеих частей монастыря. Это разделение — уже в традиции строго женского монашества на Руси. Первый такой опыт был у прп. Евфросинии Полоцкой. Кстати сказать, монастырь прп. Евфросинии Полоцкой находился вне города, как и монастырь, в котором подвизалась прп. Евфросиния Суздальская.

Новая ступень духовного роста прп. Евфросинии связана с народным испытанием — нашествием Батыя. И, как прежде, новый этап жизни начинается откровением — умирающая игуменья предсказывает мученическую гибель отца Евфросинии и боярина Феодора. Прп. Евфросиния усиливает пост, берет на себя подвиг молитвенного предстояния за народ и Русь. Пребывая в молчании по нескольку дней, преподобная, как говорит житие, «возбраняше себе еже и свѣта сего мало зрети»35. Не означает ли это затвор или жизнь в пещере?

Милость прп. Евфросинии, кажется, не знает предела. Сознавая земную людскую неправду, она продолжает просить о спасении людей. Ее устремления расходятся с господствующими в обществе настроениями настолько, что Пресвятая Богородица ставит ей в упрек любовь к столь грешным людям: «Не болѣ убо любишь сих, паче Сына Моего и Бога Моего»36.

Даже обличение (единственное в житии!) немилостивого богатого человека прп. Евфросиния вплетает в ткань рассуждения об истинном руководстве, равно как дома, в монастыре или на корабле. Некто из богатых, придя в монастырь и увидев преподобную в разодранной и ветхой ризе, «зело дряхлу лицем», предложил ей новую одежду. За отказом последовал совет творить милость домашним, а в монастырь можно дать свечи, масло для лампад и фимиам (перечислено только все необходимое для службы!). Получив уведомление о скором конце, прп. Евфросиния, немного поболев, «блаженным отиде путем в вѣчную жизнь».

Сравнивая жития преподобных дев, находим типичными следующие черты:

— отличительные способности и любовь к учению, чтению Св. Писания;

— рано оформившееся желание иноческой жизни;

— аскетические труды, в случае с прп. Евфросинией Суздальской — от рождения;

— общественное служение проповедью: в житиях святые девы показаны как проповедницы среди людей близкого им по происхождению социального круга;

— духовное руководство в обители на посту игуменьи (прп. Евфросиния Полоцкая) и в положении старицы (прп. Евфросиния Суздальская).

Характерными особенностями аскетического пути прп. Евфросинии Суздальской выступают следующие моменты:

— избранность ее к иноческому служению указана родителям до рождения дочери;

— дар чудотворения как при жизни, так и после смерти;

— крайняя степень аскезы, вплоть до затвора и молчания, что вписывается в аскетическую традицию прп. Антония и прп. Феодосия Печерских;

— борьба с помыслами и хранение ума как необходимая часть монашеского делания.

В отличие от прп. Евфросинии Полоцкой и прп. Евфросинии Суздальской, о Харитине Новгородской ничего не известно, кроме ее знатного происхождения. Ее называют то «княжной Чехиней», то «из рода королей Литовских». По преданию, Харитина прибыла в Новгород для обручения, но свадьба не состоялась из-за смерти жениха. По уже сложившейся традиции, девушки в таких случаях удалялись в монастырь. Выбор монастыря определялся возможностью видеть место вечного упокоения жениха. Ничего не сказано о монашеских подвигах прп. Харитины, ставшей позднее игуменьей монастыря37. Два акцента делается в рассказе о ней: на ее высокое происхождение и рано наступившее одиночество.

Неизвестность подвига и таинственная жизнь в Боге свидетельствуются образами праведных дев Гликерии и княжны Ольшанской. Выраженное в исторических источниках отношение к ним говорит о характере церковного сознания людей времени обретения их мощей. Сознание новгородцев по сравнению с сознанием киевлян можно охарактеризовать как наиболее соответствующее Евангелию, поскольку святость лица ими не связывалась напрямую с полом и возрастом. Тело Гликерии было обретено случайно, его нетленность явилось достаточным основанием для торжественного погребения в храме. Так же случайно обнаружили гроб с телом княжны Иулиании. Табличка на гробе указала имя почившей. Молодая и красивая, богато одетая девушка (в патерике очень подробно описывается ее убранство) не была воспринята как угодница Божия. И только после того, как митрополиту Киевскому и архимандриту монастыря Петру Могиле явилась «в чудесном видении эта святая... обличая за небрежение святых мощей ее и за маловерие к ним (по обретении мощи были оставлены без достойного украшения, им не воздавали почитания)»38, положение изменилось.

Какие выводы позволяет сделать вышеизложенный материал?

Служение преподобных Анны, Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Суздальской можно охарактеризовать как служение диаконисс в части распространения и утверждения христианской веры прежде всего среди женщин своего сословия. В этом они явились продолжательницами дела княгини Ольги. Начиная с членов своей семьи, они со временем становились духовными наставницами всех приходящих к ним людей. Преподобные девы — книжницы и просветительницы. Будучи представительницами знаменитых и влиятельных княжеских родов, они в силу своего социального положения стали участницами церковно-политической жизни Руси. Эта вовлеченность была производной, а не произвольной, и она свидетельствует о складывании традиции церковно-политического участия женщины на основе личного авторитета.

Отчетливо видятся два духовных направления в женском монашестве в Древней Руси — молитвенно-созерцательное (прп. Евфросиния Суздальская) и молитвенно-трудовое (прп. Евфросиния Полоцкая), сопряженные с общественным служением. Ясно выражена мысль о связи аскетических подвигов с состоянием общества: необходимость противостояния враждебным внешним условиям (распространение эпидемии, вражеское нашествие, господство внешнего благочестия) вызывает усиление аскетизма.

Образы праведных дев и характер их служения свидетельствуют о глубоком внутреннем согласии между государственной властью (в лице князей) и Церкви. С одной стороны, монашеские постриги княжеских дочерей делали сильной и привлекательной идею социального умаления и служения. С другой — княжеская власть, как ограниченная обстоятельствами места и времени, получала поддержку благодаря их духовному авторитету.

Жизни как тайне «сокровенного сердца» человека учат образы праведных дев Гликерии и Иулиании Ольшанской. В этом выражена мысль об избранности свыше, о которой, может быть, не должно знать человеку «здесь» и «теперь». Мотив неизвестности подвига, характерный для части преподобных и праведных дев, сближает их жития с житиями отроков (например, праведного Артемия Веркольского). Характерно время появления этих святых дев — XVI век, время первой на Руси «ревизии» почитаемых святых — на церковных Соборах 1547 и 1549 годов. Местное почитание праведных дев, особенно в случае праведной Гликерии Новгородской, свидетельствует о живом церковном чувстве и сознании народа: Церковь есть прежде всего жизнь в Боге, а не человеческое учреждение. Сокрытость мирской праведности — другая сторона образов св. Гликерии и св. Иулиании.

Примечания

1 По арх. Филарету — преставилась в 1281 году. См.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Жития святых, чтимых Православною Церковию, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. Январь–декабрь: В 12 т. 3-е изд., доп. Т. 10: Октябрь. СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1900. С. 54.

2 Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем Отечестве: В 12 вып. Вып. 5–12: Январь–август (Прибавление к «Тверским епархиальным ведомостям»). Тверь: Тип. Губ. правл., 1897–1902. С. 612.

3 Клосс Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 376.

4 Печников М.В. Гликерия Новгородская // Православная энциклопедия: В 50 т. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. 8. С. 575–576.

5 Русские святые: 1000 лет русской святости. Жития собрала монахиня Таисия (Татиана Георгиевна Карцева). СПб.: Азбука, 2000. С. 435.

6 Не канонизирована — в кн.: Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVII века) обще- и местночтимых. Изложены в таблицах, с картою России и планом Киевских пещер: Справочная книжка по русской агиографии / Сост. архимандрит Леонид. СПб.: Изд. графа С.Д. Шереметьева (Тип. М.Стасюлевича), 1891. С. 40.; Канонизирована неизвестно когда — в кн.: Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1894. С. 102.

7 Об образованности княжеского семейства Вл. Мономаха в кн.: Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). 2-е изд., испр. и доп. для русского перевода. СПб.: Византинороссика, 1996. С. 247.

8 Русские святые: 1000 лет русской святости... С. 647; Подскальски Г. Христианство и богословская литература... С. 247.

9 Книга Степенная царского родословия: В 2 ч. // Полное собрание русских летописей: В 46 т. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. Т. 21, ч. 1. С. 174.

10 Русские святые: 1000 лет русской святости... С. 647.

11 Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т. 1: XI–XII веков. СПб.: Наука, 1997. С. 352–433, 368.

12 Бълхова М.И. Монастыри на Руси XI — середины XIV века // Монашество и монастыри в России XI–XX веков: Исторические очерки. М.: Наука, 2002. С. 25–56, 29.

13 Житие преподобныя Евфросинии, княжны Полотския (Из «Степенной книги» и «Сборники XVI века Троицкой лавры»). Витебск: Изд. А.Сапунова, 1888. С. 3.

14 Там же. С. 6.

15 Там же. С. 4.

16 Там же. С. 9.

17 Хитров М.И. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. М.: Междунар. объединение ИИИ: Панорама, 1991. С. 20.

18 Житие преподобныя Евфросинии... С. 26.

19 Там же. С. 16–17.

20 Сокращенная история Русской Церкви // [Соч.] Филарета, архиепископа Черниговского. СПб.: Синод. тип., 1869. С. 49.

21 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Изд. К.Солдатенкова, 1871. С. 262.

22 Клосс Б.М. Избранные труды... С. 374.

23 Там же. С. 375–376.

24 Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж: YMCA press, 1951. С. 311.

25 Не обсуждаем вопроса об исторической правдивости родословной прп. Евфросинии Суздальской, приводимой в житии. См. об этом: Спасский И. Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская (К 700-летию со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 1. С. 59–65.

26 Житие Евфросинии Суздальской // Клосс Б.М. Избранные труды... С. 379.

27 Там же. С. 381.

28 Там же. С. 382.

29 Там же.

30 Там же. С. 384.

31 Там же.

32 Там же. С. 387.

33 Там же.

34 Там же. С. 388.

35 Там же. С. 392.

36 Там же. С. 399.

37 Русские святые: 1000 лет русской святости... С. 53–54.

38 Жития и подвиги святых Киево-Печерской лавры с приложением избранных акафистов. Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, 2005. С. 366.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0