Николай Туроверов: принять все, что выпало на долю

Мы живем в такое время, когда к читателю возвращаются забытые литературные имена. Шмелев, Никифоров-Волгин, неожиданный Бунин и Солоневич… Или творчество писателей-казаков. Что знаем мы, например, про писателя Романа Петровича Кумова, уроженца станицы Казанской на Дону? Когда-то его пьесы ставились во многих театрах России, а редактора журналов с нетерпением ждали новых рассказов. Он много писал в разных жанрах, задушевно изображал духовенство, составлял житийные тексты. До последнего жил в родной станице. Уходил под пулями в Новочеркасск, если станицу захватывали красные. Потом возвращался обратно. Умер от тифа в 1919 году, в 36 лет, и погребен с почестями как национальный писатель. Последние произведения Романа Кумова, посвященные гражданской войне, до читателя пока не дошли… Писатель закопал их, когда в станицу пришли большевики.

Или другой писатель, донской казак и офицер белой армии, Николай Николаевич Туроверов. В июне 2019 года была успешно защищена первая кандидатская диссертация, посвященная его творчеству. Автор диссертации, Анна Кротова, приняла участие в заседании литературного клуба «Соты» (ведущая Анастасия Чернова) и рассказала о ключевых моментах своего исследования. Наша встреча состоялась 21 июня в редакции журнала «Москва».

В 1920 году Николай Туроверов покидает Крым с женой и братом. Родители остаются в России, больше он никогда их не увидит. Туроверов – автор того самого знаменитого стихотворения, которое многие слышали в исполнении Николая Расторгуева и ансамбля «Любэ»: «Уходили мы из Крыма…»

«В образе тонущего в водах Черного моря коня можно усмотреть и всю Россию, которая гибнет, тонет в крови революции», – заметила Анна.

Все книги Николая Туроверова вышли в изгнании, а в России стихотворения переписывались от руки. Его первая книга «Путь» выходит в 1928 году. Мотив странничества будет характерен для всего творчества поэта. В Париже он работает банковским служащим, но затем, как писал своему другу, «не усидел». Записывается во французский легион и воюет в Африке (время второй мировой войны). Этому посвящен цикл стихов «Легион».

Основные темы поэзии Туроверова: мотив потери Родины, гражданской войны. Писатель верил в возрождение казачества. При этом в его лирике не видно и следа злости на врага, ожесточения и чувства мести за поруганные святыни, уничтоженный многовековой казачий уклад. Писатель смиряется, во всех жизненных невзгодах учится радоваться простым вещам. Характерно в этом плане стихотворение «Товарищ». Поэт, прямой продолжатель пушкинской традиции, обращается к мировой гармонии, к надземному и вечному. Явно выражено в поэзии Туроверова и эпическое начало. Например, в его поэмах дана не только судьба лирического героя, конкретного человека, но также и всего народа, а панорама событий отличается масштабностью.

Участники клуба задавали вопрос, можно ли сравнить поэзию Туроверова и Лермонтова. «У Лермонтова звучит безысходность, одиночество – всепоглощающее, и это трагическое одиночество. – ответила Анна Кротова. – У Туроверова – иное мировосприятие. Все, что выпадает ему на долю, он принимает. Даже Францию называет «мачехой веселой». Скорее, здесь своеобразная внутренняя психологическая установка, настрой. «Мы должны устояться и удержаться», – говорил Н.Туроверов. Нельзя было сдаться!»

Сами эмигранты не всегда положительно оценивали творчество Туроверова, выделяли в его поэзии лишь ностальгические мотивы, отмечали узость тем. Рафинированная парижская интеллигенция посматривала свысока на простого казака, поэта-самородка. Были и положительные оценки творчества, например, в рецензии Юрия Терапиано.

Участники клуба подивились такому отношению.

– По его стихам можно изучать историю. Что может быть важнее? О чем еще писать? Он воевал, все видел…

– Стихи Туроверова очень разнообразны! Про Родину и Париж – есть. Про войну, любовь, смысл жизни…

– Про котиков не писал, – заметил кто-то.

Но тут выяснилась, что и на мурчащую тему Туроверов отозвался.  Анна Кротова заметила, что у него есть стихи для дочери, и там появляется котик. Эти стихи еще не опубликованы, нужно работать в архивах.

Поэт, секретарь Союза писателей РФ, Алексей Полубота поделился своими размышлениями о специфике образа родной земли в поэзии казаков. С одной стороны, жизнь казаков разорвана, разделена походам в чужие земли. Но, с другой стороны, прослеживается тяга к родной земле. Как писал Николай Келин:

Хоть бы горстку Российской землицы

К раскаленному сердцу прижать…

Не своя земля воспринимается как неживая. И, напротив, родная земля, пропитанная кровью, становится частью души и необходима для существования, об этом упоминает и Михаил Шолохов в «Тихом Доне».

Поведал Алексей Полубота и историю своего казачьего рода. У прадеда было 16 детей, и, когда начался голодомор, 13 умерло от голода. Под конец, их уже в огороде закапывали. Трое выжили. А прабабушка так и не вступила в колхоз. Не смогла простить все это советской власти.

Литературовед Ирина Ушакова вспомнила и рекомендовала посмотреть фильм Валерия Тимощенко «Крестьянская история». Четыре года назад он был показан на канале «Культура».

«Это документальный фильм, основанный на фактах. Режиссер проехал по всем местам, поговорил со старожилами. В станице был священник-фотограф, и сохранились редчайшие снимки, а также сведения о жизни казаков. Например, до революции казаки пахали трактором. Каждому сыну отец должен был купить строевую лошадь. Стоила она, как сегодня хороший американский джип. Казаки строили школу для своих детей – всем миром… Образование в школе было на очень высоком уровне. Такого и университет сейчас не дает: ученики могли с греческого на латынь перевести и обратно.

Рассказано в фильме и про трагедию 1917 года. О том, как расказачивали, убивали в станицах, живьем загоняли в ямы. Кого-то отправляли в Сибирь, в непроходимую тайгу. Отправили на смерть – и они выжили. А те, кто остался на Кубани, наоборот, погибли. Одна старушка вспоминает: зашли в дом и видят, что у нас луковицы висят на посадку. Забрали и это».

Наш разговор не ограничился только поэтическими темами. Затрагивались темы исторические и одновременно очень личные. Поэзия Николая Туроверова отличается особым чувством земли и родных станиц. По своему происхождению и мировосприятию он – донской казак. Однако значение его лирики таково, что о нем можно говорить, как о русском поэте мирового значения. Христианские ценности, которые он утверждает в своей поэзии, понятны всем нам. Они укрепляют и наполняют современную жизнь духовным смыслом и радостью.

Анастасия Чернова,
кандидат филологических наук,
член Союза писателей РФ







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0