Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Промышленность Москвы. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»

В 90-х годах XIX столетия по всей Центральной России в небывалых масштабах прокладывали железнодорожные пути. Железнодорожное строительство расширяло рынок тяжелой индустрии, а проложенные магистрали открывали обширные рынки сбыта сырья для всех отраслей промышленности. Развитию промышленности также содействовало введение в 1897 году золотой валюты.

По данным Московской городской Думы, в 1890 году в Москве насчитывалось 9819 крупных и мелких промышленных предприятий со 122 438 рабочими. По числу занятых рабочих первое место в конце 90-х годов занимала текстильная промышленность. Москва стала признанным лидером хлопчатобумажной промышленности, далее шли шерстяное и шелковое производства. В 90-х годах развилось смешанное льняно-бумажное производство. Без бумажной пряжи не могла теперь развиваться ни одна отрасль текстильной промышленности. Московские ситцы славились на всю Россию, были хорошо известны в Западной Европе и на Востоке.

Вид на территорию завода Гужона. 1927 год

Второе место занимала пищевкусовая промышленность, третье — металлообрабатывающая промышленность. Наряду с крупными предприятиями существовали сотни мелких мастерских, занятых в основном выпуском предметов личного потребления.

Особое место занимало предприятие Товарищества Московского металлического завода (ТММЗ), основанное в 1883 году французским предпринимателем Юлием Гужоном около Рогожской заставы. Первоначально оно предназначалось для выработки гвоздей, гаек, болтов, проволоки. Завод Гужона непрерывно развивался, и после пуска в 1890–1894 годах четырех мартеновских печей стал производить стальные слитки, сортовое железо, проволочные канаты, железные конструкции для зданий. В 1913 году имелось уже семь мартеновских печей, выплавлявших более 90 тысяч тонн стали в год, работало несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Число рабочих превышало 3600 человек, они работали в девяти производственных цехах (мартеновский, прокатный, волочильный, канатный, болтовый, листопрокатный, ремонтно-механический, гвоздильный, цех металлических конструкций). В 1922 году завод Гужона был переименован в завод «Серп и молот».

Общий вид завода «Динамо» имени С.М. Кирова. 1928–1930 годы

На базе бельгийского акционерного общества 12 мая 1897 года в Симоновской слободе был основан завод «Центральное электрическое общество в Москве», в 1913 году переименованный в «Динамо» (так назывались первые электрические генераторы). Он производил электрооборудование для трамваев и грузоподъемных механизмов.

Химическое производство ограничивалось парфюмерией. Лишь в годы Первой мировой войны, когда возросли потребности армии во взрывчатых веществах, началось развитие химической промышленности.

В начале ХХ века в Москве были основаны мощные синдикаты: «Продамет», «Трубопродажа», «Продвагон» и другие.

В окрестностях улиц Ямского поля с конца XIX века строился и развивался завод «Дукс», принадлежавший обрусевшему немцу Ю.А. Меллеру, который, начав с выпуска велосипедов, в 1909 году построил на заводе первый аэроплан, испытанный на расположенном неподалеку Ходынском поле. В 1910 году построили дирижабль «Ястреб», в 1912 году на заводе было налажено производство самолетов «фарман». С конца 1912 года до начала 1914 года построили 95 «фарманов» и 55 «ньюпоров». В годы мировой войны завод расширил свое производство благодаря правительственным субсидиям. В 1917 году он выпускал 50–60 самолетов в месяц, многие из которых за ненадобностью скопились на заводских складах.

В связи с экономическим кризисом в первых годах ХХ века многие московские фабрики и заводы стали сокращать производство. Продолжали развиваться, но значительно медленнее, чем раньше, лишь крупные фабрики. Машиностроительное производство развивалось за счет расширения ассортимента. Появились новые специализированные заводы по производству типографского оборудования, буровых машин, машин для колбасных и кондитерских фабрик и т.д. Увеличилось число железнодорожных мастерских. Возникли мастерские по ремонту трамвайного парка.

После депрессии, охватившей многие отрасли промышленности в 1906–1909 годах, начался перелом в экономической жизни Москвы. Преодолению упадка производства способствовали урожайные 1909 и 1910 годы, столыпинская аграрная реформа, расширившая внутренний рынок, а также государственные военные заказы, выросшие в связи с подготовкой России к войне. Стали появляться новые предприятия и технически переоснащаться старые, значительно выросли капиталовложения в промышленность.

В 1910 году в Москве было более 900 фабрик и заводов, на которых насчитывалось 160 тысяч рабочих. Около 70 тысяч из них работали в текстильной промышленности, которая по-прежнему занимала первое место в структуре московской индустрии. Однако ее роль постоянно снижалась. Более 15 тысяч человек уже работало на машиностроительных заводах. Примерно такое же количество рабочих было занято на кондитерских и табачных фабриках, пивоваренных и сахарорафинадных заводах и других предприятиях пищевой промышленности.

Свое крепкое место в промышленности занимали предметы домашнего быта. Например, часы. Главную массу изделий часового производства Москвы составляли дешевые стенные часы без боя, с одной гирей, которые расходились отсюда по всем уголкам России и носили в народе название «ходики», «ходунцы» или «ёколи», откуда и все производство получило название «ёкольное». Благодаря своей дешевизне ходики эти продавались не только в специальных магазинах, но даже в посудных и галантерейных лавках. Первая попытка заменить в большом масштабе прежний ручной способ производства механическим была сделана в конце 1911 года одной из крупных московских часовых фирм «Торговый дом Рейнин». Здесь прежние токарные станки заменены машинами, выписанными из Германии, что позволило сократить число рабочих почти втрое. Что касается карманных часов, то все возрастающая потребность в них, притом в наиболее дешевых сортах, удовлетворяется исключительно ввозом из Швейцарии и Германии.

Крупнейшей кондитерской компанией в Москве было фабрично-торговое «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей», имевшее фабрику на Красносельской улице (ныне Кондитерский концерн «Бабаевский») и сеть фирменных розничных магазинов и торговых складов. Фабрика в 1913 году выпустила 53 тысячи пудов конфет и шоколада, 4,5 тысячи пудов варенья.

Кондитерская фабрика «Товарищества А.И. Абрикосова и сыновей» в Москве. 1888 год

В текстильной промышленности концентрация производства сосредоточивалась на таких крупных предприятиях, как Прохоровская Трехгорная мануфактура на Пресне, мануфактура Товарищества «Эмиль Циндель» в Большом Черкасском переулке и других. Укрупнение производства происходило и в других отраслях промышленности.

Одновременно повышалась техническая оснащенность промышленности и росла производительность труда. Вводились новые машины, паровые двигатели заменялись электрическими. На крупных предприятиях устанавливали собственные электростанции.

Одной из важных отраслей промышленности становится полиграфическое производство. Наряду со множеством мелких типографий в Москве находились крупнейшие типографии начала ХХ века: Сытина, Кушнерова, Мамонтова, их продукция была известна всей стране.

Наибольшим вниманием иностранцев пользовалась электротехническая и химическая промышленность. Русских фирм в этих отраслях не было, они находились в руках главным образом немецкого капитала. Фирмы «Кольбе», «Сименс и Гальске», Русское электрическое общество «Вестингауз», Русское общество «Всеобщая компания электричества» и другие были филиалами или сборочными предприятиями одноименных иностранных фирм и обществ.

Иностранные фирмы действовали также в фармацевтической промышленности. Одной из сфер влияния зарубежного капитала было также городское хозяйство Москвы.

А.Вьюрков писал о начале ХХ века: «Улицы Москвы пестрели самыми разнообразными вывесками. Среди них было много иностранных. Иноземный капитал настолько проник в русскую промышленность, что в центре города из десятка торговых фирм больше половины принадлежали разным Альшвангам, Фаберже, Мандлям, Аванцо, Лурье. Мясницкая улица сплошь была увешана иностранными вывесками. Достаточно было взглянуть на них, чтобы понять, в чьих руках находится наша промышленность. Все эти Нобели, Циндели, фон Мекки, Лингарты, Бромлеи, Ралле, Сиу буквально заполонили Москву. “Каков поп, таков и приход”, — язвительно говорили москвичи, намекая на немецкую семью царя и его окружение. Не касалась рука иностранцев только рынков».

С началом в июле 1914 года мировой войны и в связи с всеобщей мобилизацией на всех железных дорогах было приостановлено коммерческое грузовое движение. Сократился подвоз в Москву каменного угля и нефти. В особенно  трудном положении оказались заводы и фабрики, которые работали на заграничных сырье и полуфабрикатах. Недоставало в первую очередь красильных веществ, ввозившихся раньше из Германии. Накануне мировой войны в Россию ввозилось 1272 вида немецких товаров, из них 608 видов изделий из металла и 235 видов товаров химического производства. В Москве находилось около 500 предприятий, до войны полностью или частично принадлежавших немцам, а потом переданных в другие руки. Ввиду прекращения ввоза шелка-сырца из Франции и Италии значительно сократила свою работу московская шелковая промышленность. Сокращалось производство всей прядильно-ткацкой промышленности России.

На фабрике Прохоровской Трехгорной мануфактуры 15 августа 1914 года было вывешено объявление, в котором говорилось: «Ввиду недостаточности подвоза хлопка, суровых тканей, фабричных материалов, а главным образом москателей и красок, которые почти исключительно вырабатываются за границей, правление товарищества поставлено в тяжелую необходимость сократить производство на фабрике».

Трехгорная мануфактура. Все постройки на снимке входили в комплекс. Вдали на горе воз- вышается особняк Прохоровых, где они часто устраивали праздники для детей рабочих. 90-е годы XIX столетия

Уже на третий месяц войны в Москве и Московской губернии 18 предприятий полностью остановили свою работу и 167 предприятий уменьшили объем производства. Не хватало не только топлива и сырья, но и квалифицированной рабочей силы, особенно в металлообрабатывающей промышленности, несмотря на отсрочки некоторым рабочим от армии.

Вся вторая половина 1914 года и первое полугодие 1915 года прошли под знаком сокращения производства в ряде отраслей. Лишь некоторые крупные предприятия, получившие военные заказы (заводы Листа, «Динамо», «Богатырь» и некоторые другие), богатели.

В Москве 20 сентября 1914 года вошла в строй первая русская фабрика гигроскопической ваты. До начала войны такую вату, как и йод, привозили из Германии.

В июне 1915 года был образован Московский областной военно-промышленный комитет (МВПК), который объединил крупные промышленные предприятия 14 центральных губерний России. Председателем комитета избрали П.П. Рябушинского, главой хлопчатобумажного отдела — его брата С.П. Рябушинского, льняного отдела — С.Н. Третьякова, шерстяного отдела — Н.Т. Каштанова... Именно МВПК стал получать и распределять военные правительственные заказы.

В июне 1915 года был создан объединенный главный комитет земств и городов по снабжению армии (Земгор). Он стал заниматься поставками для армии предметов обозного снаряжения, шанцевого инструмента и в некоторой степени снарядов.

С 1915 года резко возрастает значение Москвы как промышленного центра. Сюда было перемещено множество промышленных предприятий из Польши и Прибалтики. Количество фабричных рабочих со 150 тысяч перед войной выросло в 1916 году до 200 тысяч.

Расширялись, выстроив новые корпуса, завод «Дукс» и акционерное общество «Динамо». На субсидии, полученные от военного ведомства, Н.А. Второв выстроил несколько заводов по производству снарядов и гранат, предприятия по выпуску химических красителей, благодаря чему неслыханно разбогател, за ним укрепилось прозвище «русский Морган».

В Мароновском переулке на Якиманке 17 февраля 1916 года открылся завод имени И. и А. Коншиных по производству протезов.

На улице Усачева в 1915 году выстроили корпуса фабрики акционерного общества «Каучук» (дом № 11, архитектор Р.И. Клейн). Оборудование для нее поступило от эвакуированной из Риги фабрики резиновых изделий.

В марте 1916 года близ Симонова монастыря, в Тюфелевой роще, товариществом «Автомобильное московское общество» началось строительство автомобильного завода «АМО». Был разработан тип шасси «АМО-Фиат-15» на основе конструкции итальянского автомобиля «фиат», рассчитанного на эксплуатацию в условиях бездорожья. Из-за задержки кредитования окончание строительства задерживалось. К апрелю 1917 года удалось запустить часть станков, в июле — начать сборку грузовиков. Декретом ВСНХ от 28 июля 1918 года не достроенный еще завод был национализирован.

Акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» 29 апреля 1916 года основало в Филях завод по выпуску автомобилей (с 1917 года — 2-й завод «Руссо-Балт», с 1961 года — Машиностроительный завод имени Хруничева). Его базой послужило оборудование вагонного завода, вывезенное из Риги. Его успели установить только в одном из выстроенных корпусов, затем грянула Февральская революция 1917 года. Завод заработал лишь при советской власти.

Важную роль в Москве играли различные объединения промышленников — Общество заводчиков и фабрикантов во главе с Ю.П. Гужоном, Общество фабрикантов хлопчатобумажной промышленности, председателем которого был П.П. Рябушинский. За время войны возникли новые акционерные предприятия: Российское общество химической промышленности 1914 года, Московское общество меховой промышленности и торговли и другие.

Большую роль в развитии промышленности играли Московский банк во главе с П.П. Рябушинским и Московский промышленный банк во главе с Н.А. Второвым. Стал укрепляться также иностранный капитал. В Москве 10 февраля 1917 года состоялось торжественное открытие Русско-французского коммерческого банка.

В начале ХХ века в Москве развивалась не только промышленность, но и рабочее революционное движение. И хотя некоторые предприниматели пытались облегчить жизнь своих рабочих, положение московского пролетария оставалось незавидным. Стали возникать профессиональные и профессионально-политические союзы. Стачки, забастовки, митинги, наконец, революции 1905 и 1917 годов — это был не «заговор большевиков», а протест населения, которое хотело жить лучше, а работать меньше. Большевики лишь пообещали и то и другое, народ поверил им и вместо работы за станком взялся за ружье. Промышленность Москвы стала приходить в упадок.

Продолжение следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0